Дисторсия в 5-м Измерении, или Что мне в нас не нравится-2.2

Ну и наконец, «десерт»: большая статья известного раввина Джозефа Джейкобсона «Снова о сионизме», перечисляющая в концентрированном виде едва ли не все известные «претензии» к этому движению и идеологии, имеющиеся в религиозной еврейской среде. И потому, ставшая лично для меня просто кладом для полемики

р. Джейкобсон сходу приравнивает евреев пустыни, сперва впавших в грех страха вхождения в Землю Израиля, а затем раскаявшихся, поспешно в неё вошедших но не удостоившихся поддержи Б-га и потому побеждённых врагами, с сионистами. Для начала, мне кажется что факт существования нынешнего Израиля в течение уже более 60 лет сам по себе достаточен чтобы не объявлять его «поражением», даже при всех нынешних (весьма, надо сказать, относительных) трудностях. Да и мнение что в нынешнем Израиле и создавшем его сионистском движении «нет Б-га» крайне спорное, если не сказать экстремистское. Общеизвестно что сионизм имел предтеч среди вполне «кошерных» раввинов, что течение «религиозного сионизма» в разной степени радикальности формах, от более умеренных и «цивильных» типа рав Кука, до радикальных вроде рава Кахане или Авигдора Эскина, сопутствует «мейнстримному» сионизму всю его историю, и если б не отказ или промедление основной массы ортодоксов в присоединении к сионистскому «проекту», религиозность Израиля была б гораздо выше, так что пенять им надо скорее на себя. Что фраза в Декларации Независимости о «Скале Израиля» именно так и сформулирована, чтобы каждый сегмент общества понимал под ней что хочет, в том числе религиозные израильтяне— Вс-вышнего, и значит «стакан наполовину полон», а наполнить его на вторую половину—уже задача самих носителей религиозности, и с задачей этой они, увы, не всегда справляются успешно—то есть опять же, за воров, фанатиков, извращенцев и прочие сорнячные элементы в своей среде, харедим скорее должны виниоть именно себя, а не якобы коррумпирующее их нееврейское общество(в конце концов, религия ставящая свободу выбора превыше почти всего, не должна бы оправдывать провалы своих носителей чужими происками!).
р. Джейкобсонй признаёт что Израиль уже скоро станет местом самого крупного еврейского населения в мире— это ли не подтверждение еврейской правильности этого государства, после которого, в принципе, можно было бы закончить размышление?(не то чтобы я лично считал что диаспора не нужна; нужна, тем более что сам в ней живу). Оказывается, нет: рав Джозеф упирает на якобы огромный уровен; опасности для жизни израильтян сегодня, несомой вражескими ракетами из Газы, Рамаллы, Ливана и т.д., как будто ему впрямь больше по нраву положение евреев в каком-нибудь гетто или штетле 200-500 лет назад, почти без единого шанса на спаение в случае действительно массовой угрозы?!
Ещё одно совершенно неверное утверждение Джейкобсона—что «Югославия, Руанда, Дарфур—эти конфликты унесли больше жизней, чем израильско-лаестинский, но не получили и малой толики такого внимания». Простите, это бомбёжки-то Косова—не внимание?!
Впрочем, за одно—как минимум—в этой статье можно сказать рав Джозефу спасибо: за признание позитивной роли ООН, в частбости в конфликте Израиля с Хезболлой. хотя, он при эщтоим исходит из презумпции слабости Израиля, якобы не сумевшего сам себя защитить, хотя думаю все прекрасно понимают, что будь у еврейского гос-ва и его армии «карт-бланш» на действия по достижению окончательной и бесповоротной победы, от Хезболлы мало бы что осталось. ООН сделала одолжение скорее именно Хезболле, но не потому что «болеет» за неё—именно ООНовский трибунал преследует лидеров Хезноллы за убийство Харири— просто, этого требовали ценности и цели этой организации, возможно самой неоценённой и недооценённой в мире.
Но попробуем разобрать пожалуй главное утверждение рава Джейкобсонма— что евреям в изгнании помогло выжить фактически только исповедание Торы, причём, надо полагать, в том варианте которое сохранили и развили ортодоксальные раввины. У меня вопрос: если это так, и чисто национальный аспект, аспект «родства»(клановости, кумовства и т.д.), из которого по сути и выросло еврейское «национально-освободительное» движение сионизма, был какбы нипричём— то почему мы сохранились как некая нобщность даже в местах типа СССР, где быть  евреем даже чисто по имени было невыгодно (мягко говоря)? И разве мы так таки совсем  единственный народ, разбросанный по миру без единого языка и без ряда прочих обычно приличествующих народу признаков, и при этом неплохо ошранившийся? А как насчёт цыган, например— выходцев непойми откуда, кое-где тоже утративших уже исконный язык, и даже не удосужившихся, в отличие от нас, записать и кодифициреовать своё племенное законодательство (а оно у них есть, и кстати, темы и процесс обсуждения в нём чем-то схожи с талмудическими)? Вобще, разве не факт что на каком-то уровне, стремление объединиться с «родственными душами» есть у выходцев из любого этноса: ирландцы как правило выискивают ирландцев, даже если ни один ни другой не говорят на гэльском, тем паче что на нём и на родине уже давно мало кто говорит. Тоже с любыми другими людьми; хотя у них нету Торы. И не совсем верно, что история всех других народов начиналась с заселения ими определённой территории. А как насчёт монголов, к примеру? Тех же арабов, у которых два десятка разных государств? А англо-саксов, у которых их ещё с полдюжины? Даже древние греки-ахейцы, кажется, вполне себя видели как общность, уже при вхождении в Элладу—даже хотя так и не создали единого гос-ва(за них это сделали их полудикие горные кузены-македоняне).
Рав Джейкобсон задаётся вопросом «чего не смогли понять идеологи сионизма? в чём они ошиблись?». Беру на себя смелость ответить: ДА НИ В ЧЁМ! Сионисты создали государство, в котором все, включая его оппонентов, имеют право голоса; государство, уж точно в сравнении с соседними вполне воплощающее главный принцип Торы «ищи справедливости»; государство в котором даже уровен; изучения Торы выше всего что было когда-либо, по крайней мере со времён Вавилонского Талмуда. И факт также что отцы сионизма, включая Герцля, вовсе не стремились отказаться от исторической еврейской идентификации—наоборот, надеялись на поддержку, как они это называли, «национальной церкви», и были очень обескуражены когда вместо этой поддержки получили шквал беспочвенных обвинений в «бунте против идишкайта», со стороны людей, по сути просто возревновавших из-за собственной неспособности создать такое же движение. А ревность и особенно зависть, как известно, чувства религиозному еврею вовсе не приличествующие.
Ещй один «дежурный наезд»—на Древние Рим и Египет, якобы сохранившиеся до наших дней только в виде материальных памятников. Как по мне, нынешние итальянцы—прямые потомки латиняй времён Цезаря и Цицерона (уж по ДНК точно, даже при всех примесях—примеси есть и у нас, евреев), да и копты себя считают потомками «фараонических» египтян. Это во-первых; во-вторых же, кто может сказать что эти народым римляне особенно, ничего не добавили в поиск идеалов справедливого мира, или в интеллектуальную копилку человечества?! Основанные на подобных заведомо неверных допущениях «доказательства» нашей еврейской исключительности, страдают внутренней слабостью и интеллектуальной нечестностью, и потому, как я уже сказал выше, могут не быть прочными и не удержать многих людей, склонных к к размышлению, а не однозначному принятию одаваемой им информации,  в лоне родной религии и народа. Был один философ, который проверг все известные на тот момент  доказательства сушествования Б-га, а в конце изобрёл собственное (или открыл? или ему открыли?). Мне кажется, настаёт пора сделать нечто подобное и в еврейской сфере.

И наконец, последняя моя «претензия» к рав Джейкобсону: он ничего по сути не предлагает взамен существующему, на его взгляд неправильному, состоянию Израиля. Создать партию ХАБАД, которая законодательно будет проводить в жизнь идеи по «Тораизации» государства? На это нет и намёка; блок с другими религиозными партиями, который бы дал шанс иметь мощное лобби в Кнессете? Тем более (вернее тем менее). Фактически, мы просто читаем стенания и проникаемся абсентизмом, в точном соответствии с приунципом религии как «опиума для народа», который не даёт сил на борьбу а просто притупляет боль. Вот только, в данном случае ообочным эффектом этого притупления боли является потеря способности тех же израильтян, за которых вроде бы болит душа у автора статьи, отстаивать себя в бушующем, всё ещё полном врагов мире. По сути, взгляды вроде джейкобсоновских— форма мягкой, красивой делегитмации Израиля, а не помощи ему; услуги его врагам, хочется надеяться ненамеренной—но от этого не менее опасной. По крайней мере, так это вижу я.
В одном из предыдущих, примерно 2-3 летней давности выпусков «5 Измерения», рав Эли назвал Макаббеев «воинами-раввинами». Определение несколько спорное, но по крайней мере упор на аспект «воинственности», не обязательно в прямом смысле слова, а как вобще идею активного противостояния злу, мне нравится. Вот только, сдаётся мне, что если бы спросить Матисъягу Маккабея и его сыновей, на чьей бы стороне были они в «споре» сионистов и их оппонентов вроде рава Джейкобсона, те бы выбрали сторону первых.
Занятен и факт цитирования равом Джейкобсоном мартина Бубера, человека очень интересных но зачастую спорнейших взглядов; и тот факт что по разным причинам, столь идейно разные вроде бы люди одинаково критичны в отношении одного и того же явления, о многом говорит.

Вобщем, мне кажется увиденные (или показавшиеся мне) пробелы, которые имеются в разобранных мною материалах «5-го измерения», весьма харектерны для еврейского мира в целом. И хотя евреев называют «вечно умирающим народом», что говорит о том что полная смерть нам никак не грозит, нас было бы порядком больше, если б люди, которым вверено нести учение Торы в «массы», прорабатывали свои «агитматериалы» несколько тащательнЕе.

Засим, извиняюсь за многословность, надеюсь на понимание читателей, и желаю им ХОРОШЕГО НОВОГО ГОДА!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Алекс Якубсон

Парадоксов Друг
Все публикации этого автора