В газете «ЕМ» уже рассказывалось о многих замечательных мероприятиях, проводившихся в этой синагоге, одно интереснее другого. Ханука с уникальным казино и викториной, Пурим с остроумными маскарадными костюмами, ритуал «Выкуп первенцев», еженедельные встречи Шаббата и многое, многое другое. Во все эти мероприятия вложен огромный труд инициаторов празднеств раввина Ашера Альтшуля, ребецн Натальи и доктора Раисы Окландер.
— Доктор Рая, почему Вы просите не упоминать Ваше имя в числе тех, кому люди благодарны за прекрасный праздник?
— Дело в том, что мне совершенно не нужно, чтобы обо мне говорили. Все, что я делаю, это в память моего мужа Хаима бен Мотла А’Леви. Он любил эту синагогу, считал себя частью ее общины. Много времени он посвятил тому, чтобы привести в порядок молитвенники. Вы знаете: евреи не выбрасывают священные книги, а захоранивают их. Часть этих книг захоронили вместе с ним. 7 апреля муж ушел в эту синагогу на утреннюю молитву «Шахарит» и перед зданием упал без дыхания. Ему было 53 года.
Члены этой синагоги во многом поддержали меня и морально, и практически. До сих пор они остаются моими самыми близкими друзьями. Я захотела увековечить имя мужа в этой синагоге, создав при ней библиотеку книг, по которым люди могли бы изучать наши традиции и историю. Раввин Гилл Фриман с охотой поддержал эту идею и закупил нужную литературу. Так здесь возникла библиотека в память о моем муже. Синагога стала особенно дорогим местом для меня. Мне очень хочется, чтобы здесь было больше молодежи, чтобы люди приходили семьями и приобщались к прекрасной еврейской традиции.
ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ
На торжественном открытии Учебного центра с приветственными речами выступили сенатор штата Нью-Йорк Карл Крюгер, раввин Ашер Альтшуль, главный редактор журнала «Лехаим» раввин Борух Горин (Москва), военный обозреватель Марк Штейнберг и директор иешивы для девочек «Оэль Сара» Сара Диаз.
Раввин Ашер Альтшуль:
— Прежде всего я сердечно благодарен присутствующему здесь сенатору Карлу Крюгеру за его благотворительность на развитие нашего Учебного центра. Моя глубокая благодарность 10 семьям нашей русскоязычной общины, внесшим свой вклад для приобретения книг. Также я выражаю искреннюю благодарность Уриэлю Штерну, представителю Института Изучения Иудаизма в США под руководством Адина Штейнзальца, который предоставил нам книги по иудаизму на русском языке.
В этом учебном центре мы сможем на хорошем уровне проводить занятия по изучению Талмуда и Тании, осуществлять новые программы. Люди смогут приходить сюда и заниматься самостоятельно. Слава Б-гу, у нас есть, что изучать. К примеру, в недельной главе Торы «Шлах» мы находим предупреждение о том, что демократический выбор — еще не гарантия от опасных ошибок. В этой главе рассказывается о том, что евреи поступили так, как рекомендовало большинство разведчиков (10 из 12), и не вошли в обещанную им Всевышним Землю. В итоге они все равно овладели Святой Землей, но через 40 лет, потеряв массу людей, умерших в пустыне. Это важный урок.
Наш народ прошел трудный драматический путь, и сейчас мы возвращаемся к своим истокам. При синагоге, помимо учебного центра, мы планируем открыть сервис-центр. Здесь будут проводиться бармицвы, батмицвы, свадьбы. Уже сейчас у нас есть заявки из других штатов: Нью-Джерси, Коннектикута, Пенсильвании. Мы всех приглашаем к нам. Приходите семьями: отдыхать, общаться, как большая дружная семья.
Раввин Борух Горин:
— Евреев называют «Народом Книги». Уникальность нашего народа заключается не в том, что среди нас больше лауреатов Нобелевских премий в процентном отношении, известных ученых, знаменитых писателей и других талантливых людей (чем мы любим гордиться), а в том, что нашему народу дарована Книга — Тора. От этого слова «Библия» — «Тора» и происходит название «библиотека». «Библия» — «Тора» является, по мнению различных независимых наблюдателей, самой главной книгой цивилизации. Тору изучают всю жизнь, но познать ее до конца невозможно. Поэтому не правы люди, которые говорят: «Сначала мы должны понять, что такое иудаизм, кто такой еврей, а потом начнем исполнять заповеди». Путь к еврейству достаточно прямой, когда он идет через синагогу. Но гораздо больше евреев, особенно советской ментальности, возвращаются к своим корням через книги. О себе могу сказать, что на мое еврейское самосознание в большей степени, чем семья, повлияла синагога, куда я впервые зашел в 16 лет. А так же, как ни странно, шеститомник Шолом-Алейхема. Автор, наверное, удивился бы такому результату, но очень многие советские евреи «вспоминали» о своем происхождении под влиянием Шолом-Алейхема. Я согласен с высказыванием, что «хорошая книга способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник».
Марк Штейнберг:
— Я вообще-то не писатель. Я — военный обозреватель. Но так получилось, что, не будучи ни писателем, ни историком, я под влиянием известного писателя Анатолия Наумовича Рыбакова написал книгу «Евреи в войнах тысячелетий». Это — военная история нашего народа. В ней 2700 персоналий. Все они герои, полководцы. В книге 500 портретов. Впервые она вышла в 1996 г., и с тех пор выдержала уже семь изданий. Надеюсь, она также будет в вашей библиотеке.
Сара Риаз:
— Я очень рада присутствовать на открытии библиотеки, которая поможет нашим детям получать новые знания. Помню, когда 33 года назад я со своими родителями-отказниками репатриировалась в Израиль, провожающие нас родственники плакали: «Как вы будете там жить, там же другая культура». А мой отец говорил: «Другая культура для нас — в Советском Союзе, а мы едем домой. Там все свое».
Очень важно, чтобы для еврейских детей своей была именно еврейская культура. После войны раввины ездили по монастырям Европы в поисках еврейских детей. Монахи утверждали, что у них есть дети польские, итальянские, а еврейских детей нет. Тогда раввины просили разрешения хотя бы на 5 минут пообщаться с детьми. Они подходили к малышам и читали им молитву «Шма, Исраэль» («Слушай, Израиль»). Еврейские дети, которые слышали эту молитву дома от мамы, с криками «Мамэле» бросались к раввинам. Именно этих детей удалось забрать из монастырей.
Я понимаю: люди, воспитанные в русской культуре, испытывают по ней ностальгию, потому что никакой другой они не знали. Но наши дети и внуки живут в другом мире, и потому нам тоже нужно постигать новое, чтобы помочь им. Наша иешива существует здесь уже шесть лет. Еврейские дети должны знать свою культуру, язык, традиции.