Минувшую пятницу я, подобно большинству израильтян, провела у экрана телевизора. Слушала речь председателя Организации освобождения Палестины Махмуда Аббаса (Абу-Мазена) на заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
Начал Абу-Мазен с «накбы» («катастрофы»), якобы постигшей «палестинский народ» в 1948 году.
(О том, что 30 ноября 1947 года — на другой день после того, как Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о разделе Палестины, — местные арабы развязали войну против молодого еврейского государства, а позже в нее вступили пять арабских государств, — ни слова.)
Абу-Мазен напомнил: год назад при посредничестве президента США Барака Обамы, ближневосточного «квартета», Египта и Иордании переговоры с Израилем по вопросу создания в течение года палестинского государства возобновились, однако через несколько недель зашли в тупик. Причина: Израиль продолжает «строительство поселений на территории государства Палестина», которое — в соответствии с резолюциями ООН — должно быть создано в границах 1967 года.
«Поселенческая деятельность, — подчеркнул Абу-Мазен, — является воплощением политики колониальной военной оккупации земли палестинского народа, а также жестокой агрессии и расовой дискриминации. Эта политика представляет собой нарушение международного гуманитарного права и резолюций ООН, она является основной причиной провала мирного процесса… Она хоронит большие надежды, пробудившиеся с момента подписания в 1993 году между ООП и Израилем Декларации принципов в целях достижения справедливого мира».
(Об агрессии арабских стран против Израиля в июне 1967 года и тщательно скоординированном нападении на нашу страну 6 октября 1973 года, когда соседи развязали войну Судного дня, — ни слова, как, впрочем, и о чудовищном кровопролитии, которым арабы ответили в середине 90-х на подписание Декларации принципов.)
«Доклады комиссий ООН, как и нескольких израильских учреждений и гражданских объединений (при этих словах Абу-Мазен бросил в зал многозначительный взгляд — Е.К.), рисуют ужасную картину, касающуюся масштабов поселенческой кампании, которой правительство Израиля не стесняется хвастаться и которую оно продолжает за счет систематической конфискации палестинских земель и строительства тысяч новых единиц жилья в различных районах Западного берега, особенно в Восточном Иерусалиме, а также ускоренного строительства “стены аннексии”, которая “съедает” большие участки нашей земли, разделив ее на отдельные изолированные острова и кантоны, разрушая жизнь общины и лишая десятки тысяч семей средств к существованию, — вещал Абу-Мазен в свойственной ему витиеватой многословной манере. — Оккупационные силы по-прежнему продолжают отказывать нашим людям в выдаче разрешений на строительство в оккупированном Восточном Иерусалиме, усиливая тем временем многолетнюю кампанию по сносу и конфискации домов, вытесняя палестинских владельцев и жителей в рамках политики этнической чистки, направленной на то, чтобы выгнать их с земли предков. Кроме того, были изданы ордера на депортацию народных избранников из города Иерусалима».
(В скобках отметим: ордера были изданы относительно «народных избранников» от радикального исламистского движения «Хамас», противостоящего прежде всего ФАТХу во главе с Абу-Мазеном и выступающего против любых переговоров с Израилем, а также отказывающего еврейскому государству в праве на существование.)
«Оккупационные силы, — продолжал Абу-Мазен, — также продолжают проводить раскопки, угрожающие нашим святым местам, а их армейские контрольно-пропускные пункты не позволяют нашим гражданам получить доступ в свои мечети и церкви; они продолжают окружать Святой город кольцом поселений, чтобы отделить его от остальных палестинских городов». (О развязанной арабами осенью 2000 года интифаде Аль-Акса и сотнях убитых террористами евреев — ни гу-гу, хотя именно тогдашняя серия взрывов в кафе, ресторанах и автобусах вынудила правительство Израиля приступить к сооружению защитной стены, дабы воспрепятствовать проникновению смертников в Иерусалим и другие города страны.)
В том же духе (элегантно поменяв местами причину со следствием) Абу-Мазен разглагольствовал более 40 минут. Даже антитеррористическую операцию «Литой свинец» глава ООП представил как «израильскую агрессию, приведшую к массовому разрушению домов, школ, больниц и мечетей, к тысячам “шахидов” и раненых» (об ураганных ракетных обстрелах миллиона мирных граждан Израиля, которые велись с руин демонтированных в одностороннем порядке — в качестве жеста доброй воли! — еврейских поселений в секторе Газа, председатель ООП не обмолвился ни словом).
Что же касается поселенцев Иудеи и Самарии, то их глава Организации освобождения Палестины назвал «преступниками».
«После 63 лет страданий в ходе продолжающейся “накбы”: хватит! Хватит! Хватит! Настал час, чтобы палестинский народ получил свободу и независимость… В то время как арабские народы подтверждают “арабской весной” свое стремление к демократии, — настал час “палестинской весны”, час независимости», — заявил Абу-Мазен с трибуны Генеральной Ассамблеи, после чего потряс копией переданной Пан Ги Муну просьбы о признании Палестины суверенным государством и приеме ее в ООН.
Тем временем 1-й государственный канал израильского телевидения, поделив экран на две части, вел две прямые трансляции. Первую — из Нью-Йорка, вторую — из Рамаллы. И пока в правой части экрана Абу-Мазен повествовал об угнетенном «оккупантами» обездоленном «палестинском народе», установленная на площади в Рамалле камера крупным планом выхватывала из нарядной толпы лица: дородная светская арабка, ритмично жующая жвачку; юная красавица в накинутой на плечи куфие (рот набит жвачкой, к уху прижат мобильник — символ материального благополучия); предприниматели в добротных импортных костюмах организованно аплодируют в унисон со знаками, подаваемыми организаторами демонстрации в поддержку Абу-Мазена, и лениво помахивают трехцветными палестинскими флагами…
«В Бейт-Лехеме, в отличие от Рамаллы, на центральной площади собралось лишь порядка трех-четырех тысяч демонстрантов, — констатировал собкор Гостелерадио. — Никакого ликования здесь не ощущается: люди стоят и молча смотрят прямую трансляцию выступления Абу-Мазена в ООН».
«23 сентября 2011 года можно считать аналогом 29 ноября 1947 года, когда ООН признала еврейское государство», — воскликнули, несмотря на умеренные восторги жителей Бейт-Лехема, израильские политические комментаторы. А один из них добавил: «Хотя Абу-Мазен и заявил, что готов возобновить с Израилем прямые переговоры, он потребовал отступления Израиля в границы 4 июня 1967 года и возвращения беженцев. То есть “мир”, предложенный Абу-Мазеном, основан на арабской инициативе 2002 года, ключевое требование которой — возвращение беженцев не только в Иудею и Самарию, но и — в Израиль, ужавшийся до границ 1967 года».
В тот же пятничный вечер, отвечая на «тронную» речь Абу-Мазена, израильский премьер-министр Биньямин Нетаниягу отметил, что если бы арабо-израильский конфликт носил территориальный характер, то после одностороннего вывода наших войск из Южного Ливана в мае 2000 года и полного демонтажа еврейских поселений в секторе Газа в августе 2005-го именно с освобожденных (юденрайн!) территорий по населенным пунктам Израиля не были бы выпущены «Хизбаллой» и «Хамасом» тысячи «градов» и «кассамов». Однако весь опыт «мирного процесса» показал: стоит Израилю добровольно отступить с тех или иных земель, как там сходу возникают филиалы Ирана. Потому что подноготная конфликта — вовсе не спор о территориях, а война цивилизаций, развязанная против Запада радикальным исламом. А посему без твердых, реальных гарантий безопасности — ни шагу назад! Время односторонних уступок и жестов доброй воли истекло.
«За границу» — в Иудею
В августе 2005 года по решению правительства Шарона из поселений сектора Газа были изгнаны порядка 9000 еврейских граждан. Более 20 цветущих поселков, в том числе действовавшие в них синагоги, превратились в руины. Даже останки мертвецов выкопали из могил и «эвакуировали».
После «размежевания» под контролем Израиля остались только Иудея и Самария — в секторе Газа летом 2007 года «Хамас» совершил переворот, изгнав оттуда коррумпированных чиновников администрации Абу-Мазена и их особо активных сторонников. Земля, на которой после Шестидневной войны были созданы цветущие еврейские поселки, превратилась в Хамастан — форпост исламистов, с которого они периодически обстреливают наши населенные пункты 122-миллиметровыми ракетами «Град», самодельными «кассамами» и минометными снарядами.
Что же касается Иудеи и Самарии, то в настоящее время там проживают не 9000 и даже не 10 000, а порядка 350 000 (трехсот пятидесяти тысяч) израильтян.
Чтобы разобраться в том, насколько страшен звериный оскал «израильских оккупантов», я съездила в поселение Текоа. Добиралась не по Тоннельному шоссе, ведущему из «незаконного (столичного!) поселения Гило» в Гуш-Эцион, а по новой трассе, проходящей мимо иерусалимского — и тоже «противозаконного», с точки зрения упомянутых Абу-Мазеном израильских и зарубежных «правозащитников», — жилого массива Хар Хома.
Миновав будку охранника на воротах, въезжаю в Текоа. Сколько же лет я здесь не была?..
– Дети, сядьте, пожалуйста, на травку в тени, — просит миловидная воспитательница группу дошколят. — Кто из вас написал к Рош Хашана поздравительные открытки бабушкам и дедушкам?
– Я! — тянутся вверх ручонки с белыми конвертами.
– А чьи бабушки и дедушки живут в Текоа?
– Мои! — хором отзываются малыши, представители третьего поколения еврейских поселенцев.
– Поехали? — выскакивает из здания поселкового совета его секретарь Эти Малка. — Хочу показать вам марсианский пейзаж.
Малка нисколько не преувеличивает: с холма, на который мы поднялись, открывается захватывающая дух панорама — величественный Иродион (по другую сторону раскинулся театр археологических раскопок), вокруг — дюны Иудейской пустыни.
– Как дела, Эти?
Рядом тормозит автомобиль, за рулем — молодой мужчина с ослепительной улыбкой.
– Натанэль Ровавши, строительный подрядчик, — представляет его Малка.
– Скоро ли вы завершите строительство в Текоа нового жилого массива? — интересуюсь я.
– Уверен: уложимся в сроки, — говорит Натанэль.
– А вы-то живете в Текоа?
– Нет, я — уроженец Иерусалима, — сообщает Натанэль. — Вчера повел своих друзей в тоннель в районе Стены Плача. Экскурсовод глянул на меня и сходу определил: «Ты коренной житель столицы!»
– Интересно, а что бы он сказал обо мне? — спрашивает Эти.
– Наверняка сказал бы, что твои родители — репатрианты из Марокко, — отшучивается Натанэль Ровавши.
Обменявшись с Эти Малка свежей информацией относительно хода строительства, Натанэль сажает к себе в машину мужчину, с виду местного араба.
– Мой коллега, отвечает в Текоа за строительство 38 новых домов, — представляет Ровавши тремписта. — На данном этапе мы занимаемся в Текоа прокладкой инфраструктуры.
– Надеюсь, подготовительный этап завершится в течение семи-восьми месяцев — и сразу после этого начнется строительство домов, — говорит Эти Малка. — В последние пару лет спрос на жилье в Текоа повысился до такой степени, что очередь на получение земельных участков до сих пор не рассосалась.
Повышается спрос — растут и цены на жилье.
– К сожалению, Министерство строительства в последнее время не оказывает будущим новоселам ту помощь, которую мы получали в прежние годы, — очередникам приходится самостоятельно оплачивать прокладку инфраструктур, — объясняет Эти Малка. — В этом квартале поселятся в основном молодые семьи, решившие перебраться в Текоа из Иерусалима. В столице дороговизна жуткая, но после того как три года назад было пущено в эксплуатацию новое шоссе, напрямую связавшее Текоа с Иерусалимом, жить можно здесь, а на работу ездить в город.
Что же касается представителей второго поколения жителей Текоа, повзрослевших детей основателей поселка, то многие из них, по словам Эти, уже не могут позволить себе построить дом неподалеку от родителей: нет у них денег на первый взнос, благодаря которому банки выдают ипотечную ссуду.
– В связи с этим поселковый совет сейчас продвигает проекты строительства более дешевого жилья, — объясняет Малка. — В молодых семьях подрастают дети — мы обязаны позаботиться об их будущем. Вот и было решено приступить в Текоа к строительству многоквартирных домов, очень красивых и удобных. Они будут похожи на ступенчатые здания, построенные на холмах Гило и в Писгат-Зеэве. В таком доме квартиру площадью 120 квадратных метров можно будет купить за 800 000 шекелей. Колоссальную помощь в продвижении строительных проектов нам оказывает Поселенческий отдел Всемирной сионистской организации. Несмотря на то, что этот отдел не курирует процесс собственно строительства, мы называем его той надежной спиной, за которой жители Текоа — нынешние и будущие — чувствуют себя уверенно.
Что нам стоит дом построить?
Эти Малка родилась и выросла в Иерусалиме.
– Как вы попали в Текоа? — спрашиваю я.
– В старших классах я училась в поселке Кирьят-Арба в районе Хеврона, — объясняет она, — так что с заселением Иудеи и Самарии я связана кровными узами. Впрочем, давайте заедем ко мне — я тоже строю дом в новом районе Текоа.
Приблизившись к стройплощадке, застаю картину, которую смело можно назвать иллюстрацией к израильско-палестинскому сотрудничеству в области экономики: группа жизнерадостных арабов ловко переносит с первого этажа в подвал мебель и домашнюю утварь.
– Шалом! — приветствует Эти один из арабов.
– Привет! Познакомьтесь: это — мой подрядчик, — говорит Эти, обращаясь ко мне.
– Давайте-ка я вас сфотографирую.
– Валяй! — отвечает подрядчик на иврите. — Я уже почти десять месяцев здесь работаю.
Судя по довольному выражению лица, арабский подрядчик и члены его бригады очень довольны своей работой на «израильских оккупантов»: на стройке в Рамалле не заработаешь и трети суммы, которая будут выплачена заказчиками в Текоа.
– А вот и мой муж Илан, — представляет Эти мужчину, который терпеливо возится с трубой в будущей ванной комнате.
Илан Малка — репатриант из Парижа. Репатриировался в 1983 году. С Эти познакомился в 1989 году в Иерусалиме.
– Я тогда учился в институте «Меир», — рассказывает Илан. — Пришел в гости к другу — увидел Эти, она как раз оканчивала школу.
Высокая, статная, харизматичная сабра сразила парижанина наповал. То была любовь — с первого взгляда и без предварительных условий. В 1991 году Эти и Илан поженились.
– В первый год после свадьбы мы жили в Мевассерет-Ционе, — рассказывает Эти. — Однажды друзья пригласили нас провести субботу в Текоа. Приехали… Крошечный поселок — всего 55 семей.
– Мы огляделись вокруг, полюбовались Иродионом и ощутили: это божественно красивое место как будто для нас создано! — говорит Илан.
Вскоре семейство Малка перебралось в Текоа. Здесь один за другим родились четверо детей.
– Старшей дочери Ории девятнадцать с половиной лет, она служит в ЦАХАЛе, в ближайшее время начинает учебу на офицерских курсах, — рассказывает Эти. — Сыну Уриэлю 17 лет, учится в 11-м классе; дочке Агам семь лет, второклассница, а младшему сыну Авиноаму — три года, он ходит в детский сад.
По словам Эти, после того как правительство приняло решение о замораживании жилищного строительства в поселениях, многие молодые семьи, успевшие получить в банках ипотечную ссуду, попали в крайне затруднительную (чтобы не сказать тупиковую) ситуацию.
– Мы рассчитывали вовремя вселиться в новый дом и продали старый, который стал нам тесен, — объясняет Эти. — Согласно договору, мы обязались освободить жилплощадь 1 августа этого года. В связи с 10-месячным замораживанием работы были полностью прекращены, а денег на аренду квартиры из-за выплат по ипотеке у нас уже не было. Пришлось временно перебраться в Иерусалим, к родителям. В связи с этим вот уже два месяца мы с Иланом постоянно курсируем по шоссе Иерусалим — Текоа. Ящики с домашней утварью и вещами мы пристроили в саду у соседей, под открытым небом. Из-за этого многие вещи испорчены.
Как секретарь поселкового совета, Эти обязана каждое утро приезжать в Текоа. Илан остается в Иерусалиме: он работает программистом в больничной кассе «Маккаби». Эти не отстала от мужа — получила высшее образование, стала дипломированным управленцем.
Семья Малка — «смешанная»: Илан — человек верующий («вязаная кипа»), жена — светская, хотя и придерживается еврейской традиции.
Эти и Илана смело можно назвать типичной для Текоа семьей: светские прекрасно уживаются здесь с религиозными, ашкеназы — с сефардами, а «русские» в лице одесситки Инны Винярской и вовсе являются основателями этого поселения.
На обратном пути из Текоа я вспоминала «тронную» речь Абу-Мазена. Не случайно Авигдор Либерман, министр иностранных дел Израиля, так и не смог ее дослушать — выскочил из зала заседаний Генеральной Ассамблеи и в интервью корреспонденту 10-го канала телевидения возмущенно заявил: «Вся речь председателя ООП — от первого слова до последнего — ложь!»
Фото автора
Евгения КРАВЧИК, лауреат израильской премии им. Кеннета Абрамовича
Шейх и имам Абдул Хади Палацци»Если вы покажете арабскому миру, что вы на стороне тех арабских лидеров Хамаз и ОПП , которые убивают или держат арабов в рабстве, то они потеряют всякую надежду на перемены. …Я очень озабочен тем, что на Израиль будет оказано необычайное давление с целью создания палестинского государства. Невозможно избавиться от одного террористического государства и тут же создавать другое.
Террористы ООП Абаса — утверждают, что они последователи Корана.
— Коран цитируют неправильно. Коран запрещает преследование евреев. Во времена Оттоманской империи евреи занимали государственные позиции. Когда в конце 1-й мировой войны евреи стали прибывать в Палестину, Шариф Аль Хуссейн, глава рода Хашимитов и мэр Мекки заявил: «Мы наблюдаем то, что предсказано в Коране. Когда другие люди селились здесь, земля оставалась бесплодной. А теперь земля признала своих подлинных сыновей и приносит плоды.»