Проведя «две тысячи лет вместе» (название книги Пинхаса Полонского об отношении иудаизма к христианству), вглядываясь в нашего исторического спутника, мы пытаемся определить отличия.
Полонский больших не видит: «Христианство — это иудаизм для неевреев». К похожему выводу я пришел в моем старом эссе «Как птицы и рыбы», опубликованном в российском журнале «Континент» в 2002 году. Я предполагал, что, как птицы и рыбы по-разному видят ту же поверхность воды, так мы и христиане видим с разных сторон ту же сущность.
Распятый на кресте сын Божий? За полтора столетия восстаний в Иудее в I–II веках н. э. десятки тысяч сыновей Б-жьих из евреев были распяты римлянами, вся наша страна была покрыта крестами с распятыми евреями. Триединство? Это внутренний вопрос христиан — со II века, когда появилась эта концепция, до сего дня многие направления христианства не признают идеи триединства, нет о ней ничего в Евангелиях. Не принимали этой концепции большие секты альбигойцев и катаров, что стало причиной кровавых средневековых войн, не принимают ее и некоторые современные христианские секты. Важнейший же элемент религии — этика, 10 заповедей у христиан — те же, что у евреев, из ТАНАХа.
Все же одну важную моральную идею, противоположную учению Торы, Евангелия внесли. И, поскольку в период своего возникновения христианство было чисто еврейским созданием, эта идея, определенно, не чужда нашему национальному сознанию. У Матфея (5,38-41) она сформулирована так: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
Этика Торы непримирима к злу. Четыре вида смертной казни предусмотрено за различные нарушения. Еврейский закон повелевает убивать родефа — преследующего с целью убить. Тора повелела избавиться от семи народов, заселивших до прихода евреев Землю Израиля, «чтобы не научили они вас делать подобное всем мерзостям их» («Дварим», 20,18). «Если же не изгоните жителей этой страны от себя, то будут те из них, кого вы оставите, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и притеснять они будут вас в стране, в которой вы поселились. И будет, как думал я поступить с ними, поступлю с вами» («Бемидбар», 33, 55-56). Относительно ненавистника евреев — народа амалек — сказано: «Сотри память об амалеке из поднебесной, не забудь!» («Дварим», 25,19).
Однако еврейская душа никогда не лежала к выполнению суровых законов. Еще возлюбленный Б-гом Авраам, когда Б-г приказал, безропотно положил на жертвенник своего «единственного сына, которого любил», но смело возражал против уничтожения Всевышним злодейских Содома и Гоморры. В течение поколений еврейские суды не выносили ни единого смертного приговора. Часть народов, испугавшись прихода евреев 33 века назад, добровольно покинула страну Израиля, часть была изгнана, но многим евреи позволили остаться, и стали те «колючками в глазах наших». Повеление об амалеке показывает, что Всевышний знал, чего можно ожидать от избранного Им народа. Реально стерев народ амалек «из поднебесной», можно было бы не заботиться о его памяти. Правда, повеление Всевышнего может значить и другое — во всех поколениях будет восставать против нас злодей амалек, и нам память о нем стирать и стирать.
В современном мире относительно зла евреи куда чаще следуют наказу от Матфея, чем из Торы. Безропотно сносили погромы. Зеев Жаботинский организовывал в Одессе в 1903 году отряды еврейской самообороны, но такое противостояние родефу было редкостью.
Решительный подход Жаботинского к решению национальных проблем был отвергнут большинством создателей Израиля, и Жаботинский окончил свои дни в изгнании, в США. Аналогична судьба другого нашего национального лидера, яростно противившегося этике «подставления другой щеки» — рабби Меира Кахане. О покорности жертв Холокоста слишком горько писать.
Как встарь, создатели современного Израиля тоже не следовали относительно аборигенов наказу Торы. «Единственный мужчина в руководстве Израиля» Голда Меир в своих воспоминаниях пишет: «В апреле 1948 года я стояла часами на хайфском побережье и буквально умоляла арабов Хайфы не уезжать». Иначе кто бы полвека спустя разжигал интифады! В 2002 году во время контртеррористической операции в Дженине евреи принесли в жертву 13 своих бойцов, пытаясь не разрушать дома, в которых скрывались террористы, а очищать их один за другим. В 1979 году террорист Самир Кунтар убил прикладом захваченную еврейскую девочку и ее отца. Классический пример христианского смирения — Алеша Карамазов, который, выслушав рассказ своего брата Ивана о жестоком детоубийце, произнес: «Убить». Кунтар в еврейской тюрьме женился, получил академическую степень по социологии и в 2008 году был помилован президентом.
И в израильской прессе, и в политике заметны адепты «подставления другой щеки». Каролин Глик в Jerusalem Post от 26 августа описывает негативную реакцию основной израильской прессы на произраильское ралли «Вернуть доблесть», организованное недавно в Иерусалиме Гленном Беком. Она вспоминает: в 2007 году тогдашний издатель газеты «Гаарец» Давид Ландау просил тогдашнего госсекретаря США Кондолизу Райс «изнасиловать» Израиль.
Недавно лидер оппозиции Ципи Ливни более вежливо выразила то же пожелание, призвав Обаму усилить давление на Израиль.
В последнее время несколько публикаций с призывом прекратить финансирование Агентства помощи палестинским беженцам (UNRWA), включая мои, повествовали, что деньги UNRWA используются для подготовки террористов «Хамаса». Конгресс США решил сократить на 25% финансовую помощь UNRWA. Каролин Глик пишет в статье от 25 июля: «…Члены Конгресса отметили, что если бы не возражения Израиля, они бы закончили финансовую поддержку UNRWA годы назад. …Трудно понять, как лоббирование в Конгрессе США интересов палестинцев и UNRWA служит на пользу Израилю».
Ввиду решимости руководства палестинских арабов провозгласить независимое арабское государство на территориях, принадлежащих Израилю, американский конгрессмен Илеана Рос-Лехтинен предложила закон, по которому финансовая помощь США палестинским арабам в случае такого отвержения Ословского договора прекратится. Израильское руководство выступило против этого закона. Каролин Глик в статье от 19 сентября пишет: «Политика умиротворения парализует способность израильской армии выработать последовательную победную стратегию в течение поколения… Основное правило разумной политики — быть хорошим со своими друзьями и плохим с врагами… Настрой на умиротворение выворачивает это правило наизнанку. Умиротворителей заботит желание быть хорошими с врагами и плохими с друзьями… Израиль говорит палестинцам, что они будут вознаграждены за свою агрессию…
Восемнадцать лет постоянной атаки на друзей и похвал врагам привели Израиль на грань международной изоляции».
В американской политике приверженцем «принципа другой щеки» является президент Барак Хусейн Обама. В 2009 году он в Каире принес мусульманам извинения за прошлую американскую политику, а также отменил понятие исламского терроризма, будто не бывало дня 9/11. «Организация другой щеки» американских евреев — J Street. Правда, она пытается подставить под удар не свою щеку, а своих соплеменников в Израиле.
Мы видим, принятие или отвержение этического императива «подставления другой щеки» зависит больше от психологического склада и традиции, чем от следования религиозной доктрине. И, похоже, многим евреям сформулированный в христианстве императив «подставления другой щеки» ближе, чем христианам.
2 комментариев к “Императив «другой щеки»”
Обсуждение закрыто.
1.У Матфея (5,38-41) она сформулирована так: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
2.«Организация другой щеки» американских евреев — J Street. Правда, она пытается подставить под удар не свою щеку, а своих соплеменников в Израиле.
Уважаемый Борис, к сожалению широко распостранена неправильная трактовка этого места у Матфея (5,38-41). Никакого мазохизма евангелист под этими словами не подразумевал. Ни о каком рабском унижении не может быть и речи. Понять правильно этот момент Вы сможете, если посмотрите на этот эпизод глазами ориентала: Удар по ПРАВОЙ щеке на Востоке (как правило правой рукой) происходит как пощечина, самый презрительный удар в Ориенте. Подставив левую щеку оппонент старается приостановить конфликт. Правильное понимание этого места: «Постарайся достичь ДЕЭСКАЛАЦИИ КОНФЛИКТА». Никакого мазохизма, все разумно.
Кстати объяснение этого момента «Нового Завета» сделал замечательный знаток Торы проф. Пинхас Лапид. Как жаль, что он так мало прожил на этом свете!
Фрицу: Матфеево «Не противься злому» не сходится с Вашей версией понимания. Кроме того – невозможно дать пощёчину правой рукой по правой щеке. Только из-за спины жертвы. Но такой удар называется оплеухой.
Уважаемый Борис, Пинхас Лапид не сделал ошибку, он точно описал ситуацию, кот. имел в виду Матфей (5,38-41) и ее толкование:
«На Востоке самым прерительным ударом считается удар ВНЕШНЕЙ стороной ПРАВОЙ, ОТКРЫТОЙ , не сжатой в кулак, руки».
Поэтому и в тексте и стоит «…кто ударит тебя в ПРАВУЮ щеку твою». Левую щеку оппонента ударить внешней стороной правой, открытой руки просто невозможно.
Этот эпизод, однако, ни в коем случае не умаляет качество вашей статьи.