Объясни аборигенам

Для меня было загадкой — зачем Всевышний отправил семью нашего праотца Яакова больше чем на две сотни лет в Египет, почему не научил Торе сразу?
Потом я сообразил: когда у людей все хорошо, они не открыты для новых идей. Зачем что-то постигать, когда и так все нормально? Люди, обретшие свободу, совсем не то же, что люди, не знавшие рабства. Тору должны были получить евреи, преодолевшие зло неволи.
В начале ХХ века евреи в Европе заняли беспрецедентное положение. Наступивший тогда небывалый расцвет культуры и науки был связан с эмансипацией евреев. Замечательные ученые, писатели, режиссеры, актеры, поэты, художники, шахматисты от границ России до Англии и далее в Америке были первым поколением равноправных евреев.
Эта еврейская экспансия оказалась дополненной мистическим событием, о котором евреи молились 18 столетий. Международная конференция 1920 года в Сан Ремо разрешила евреям вернуться в Землю Израиля и воссоздать там свое государство. Воспользуйся тогда европейские евреи этим решением — миллионы жизней в приближающемся катаклизме были бы спасены. Но — покинуть культурные столицы мира Вену и Прагу, Берлин и Лондон ради пыльной глуши на Ближнем Востоке? Убедила евреев, чудом выживших в Холокосте, «вновь пересечь Красное море» жизнь. Эти евреи героически преодолели бешеное сопротивление Британской империи, со времен публикации «Белой книги 1939 года» не допускавшей евреев в Палестину, участвовали в сверхъестественных победах Израиля в войнах 1948 и 1967 года и в создании процветающего государства.
Особой группой нашего народа, отрезанной от мира больше полувека железным занавесом, оказались мы, советские евреи. В одном аспекте наше положение было даже хуже, чем положение евреев в Египте и на территории Третьего рейха. Там угнетатели претендовали только на свободу и на жизнь евреев, в СССР они претендовали на наши души. Еврейское мировоззрение оказалось под запретом. В этом отношении духовный опыт советских евреев уникален.
С начала 70-х железный занавес, отделявший нас от свободного мира, стал со скрежетом приподыматься, и в течение трех десятилетий основная масса советских евреев нашла себя в новых для себя странах. Помню чувство зависти, которое я испытывал, знакомясь с американскими евреями моего поколения. Они проживали нормальную жизнь, прочли книги, которые мы только мечтали прочесть, посетили страны, увидеть которые на картинках для нас уже было удачей. Они хорошо понимали страну, в которой после первого «hello» или «thank you» нас спрашивали: «Откуда вы приехали?» Новую жизнь большинство из нас начинало на социальной лестнице значительно ниже, чем мы были в Союзе.
Однако, разбираясь с этой новой жизнью, я постепенно осознал ценность нашего опыта советской несвободы. Он позволяет нам, по сравнению со здешними евреями-аборигенами, воспринимать наш сложный мир куда адекватней.
Я говорю здесь не о мировоззрениях ортодоксальных евреев. Различие их мировоззрений, основанное на различных прочтениях ТАНАХа — от «Натурей Карты» и сатмаров до кахановцев — тема особая. У основной массы нынешних евреев, родившихся в СССР и США, отцы и деды покинули иудаизм в начале ХХ века. У покинувших иудаизм еще раньше еврейских потомков уже практически нет.
Уходившие от иудаизма в начале ХХ века большого выбора идеологий не имели. В России и Палестине, в Германии и США евреи примыкали к той или иной ветви социализма. Главной страстью американских евреев в годы президентства Ф.Д. Рузвельта стали его социальные реформы. Когда летом 1939 года 900 несчастных немецких евреев на корабле «Сент-Луис» метались у берегов Америки, Рузвельт не разрешил кораблю пристать и отправил этих евреев на гибель назад в Европу. Любви американских евреев к президенту-социалисту это не поколебало. Не пошатнуло эту любовь и предательство Рузвельтом европейских евреев, когда в годы войны он пальцем не пошевелил для их спасения. В начале 50-х, когда советские евреи ожидали организованных Сталиным погромов и депортации, все американские евреи были сталинистами, за исключением, конечно, троцкистов.
Сегодня картина примерно такая же. Президент Обама, по выражению мэра Эда Коча, готов «бросить Израиль под автобус». Он, пишет в Jerusalem Post 30 августа Абрахам Кацман, «фактически закончил специальные отношения между США и Израилем, существовавшие со времен Гарри Трумэна», и, по мнению публицистки Каролин Глик из той же газеты, «является экзистенциальной угрозой существованию Израиля». Однако, по разным опросам, от 60 до 70% американских евреев продолжают поддерживать Обаму. Если изъять из этого числа ортодоксальных и русскоговорящих евреев, получается — почти все.
Основная причина этой любви — социализм Обамы. Он надеется перераспределить богатства, отняв их у богатых и пообещав бедным. Разглядеть убожество фата-морганы «общества социальной справедливости» с дефицитом всего, в первую очередь личной свободы, могут вкусившие такого общества русскоязычные евреи, но не американские евреи-аборигены, поколениями мечтавшие о «социальной справедливости».
Все же, кажется, наши американские соплеменники начинают что-то осознавать. 13 сентября произойдут специальные выборы конгрессмена — замены эксгибиционисту Винеру. В 9-м округе, расположенном в Квинсе и Бруклине, на 75% еврейском, нееврей республиканец Боб Тернер, критик политики Обамы в отношении Израиля, противник строительства «мечети на крови», сторонник капитализма, поддержанный мэрами Кочем и Джулиани, идет по опросам голова в голову с ортодоксальным евреем-демократом Давидом Веприным, мычащим нечто нечленораздельное о своем отношении к израильской политике Обамы, сторонником строительства мечети и гомосексуальных браков. Эти выборы покажут, начали ли американские евреи-аборигены распознавать зло.
И если в нашем советском опыте есть смысл, так он в том, чтобы растолковать нашим соседям, евреям без советского опыта, что социализм — это потеря свободы и поэтому зло, и что где бы социалисты ни приходили к власти — в СССР ли, в Германии 30-х годов, в сегодняшней Европе или даже в экзотичной Венесуэле — они всегда оказываются врагами свободы и евреев.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 15, средняя оценка: 4,20 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

2 комментариев к “Объясни аборигенам

  1. Социальная Справедливость — сокращенно «СС».
    В Израиле уже отмечены штурмовики СС, пытавшиеся штурмовать Тель Авивскую мэрию в знак протеста против сноса их палаток на бульваре имени махрового буржуя Ротшильда!

  2. Замечательно! Борис, уверяю Вас, те, кто разделяют Ваше мнение, поставят высший балл. Ведь мы все прекрасно понимаем, из каких соображений выставляются оценки и, соответственно, их истинную цену(тавтология применена специально — для «оценщиков»). Спасибо, Мира

Обсуждение закрыто.