Агентство новостей Associated Press сообщило, что городское управление полиции Нью-Йорка (NYPD) с «беспрецедентной» помощью ЦРУ проводит слежку за мусульманами.
В сообщении сказано, что с этой целью в районы компактного проживания мусульман внедряются переодетые оперативники, которые следят за всем, что там происходит, включая службы в мечетях, даже если это не вызвано сообщениями о нарушении общественного порядка или закона. Associated Press ссылается на документы и интервью с четырьмя десятками «служащих и бывших сотрудников нью-йоркской полиции и федеральных ведомств», подчеркивая, что многие из них «непосредственно участвовали в планировании и проведении этих секретных операций».
Представитель управления полиции Пол Браун в интервью радиостанции 1010 WINS назвал сообщение АР выдумкой и пояснил, что полиция просто делает все возможное для предотвращения терактов. Оперативные мероприятия с переодетыми полицейскими, о которых сообщило агентство АР, по словам Брауна, «служат пищей для сообщений газет и телевидения уже лет десять». Частично опровергнув это сообщение, Пол Браун заявил, что «мы не извиняемся, и нас не смущает мелкая зависть к нашим успехам».
Однако, пишет корреспондент газеты New York Post Чак Беннет, даже у тех, кто имеет отношение к этой операции, возникают опасения по поводу баланса мер безопасности и гражданских свобод. Как утверждает АР, «некоторые в NYPD, включая юристов, в частном порядке выражали тревогу». Крис Данн, помощник начальника юридического отдела Нью-Йоркского союза борьбы за гражданские свободы, заявил, что служба разведки NYPD «работает сама по себе». По его словам, за последние десять лет одной из отличительных особенностей этой службы стало то, что она действует крайне агрессивно и сложно», а при этом ее никто не проверяет и не контролирует.
В сообщении АР утверждается, что в созданном городским управлением полиции Демографическом отделе работают оперативники, которых называют «чистильщиками мечетей» (mosque crawlers) и «истопниками» (rakers), так как они «ворошат угли» (rakе the coals) в поисках горячих точек. Они действуют в районах, населенных иммигрантами из Пакистана, и вербуют осведомителей разными способами, но в основном задерживают выбранных ими граждан по реальному поводу или под надуманным предлогом и в участке предлагают свободу в обмен на сотрудничество.
Этим и другим тонкостям вербовки полицейских обучают на знаменитой «Ферме» — учебно-тренировочном центре ЦРУ в Вирджинии, а в штаб-квартире нью-йоркской полиции на Федерал-плаза в Нижнем Манхэттене постоянно находится руководящий сотрудник ЦРУ, в прошлом глава резидентуры в одной из стран Ближнего Востока. В сообщении АР также говорится, что оперативники NYPD следили за людьми далеко за пределами Нью-Йорка. В некоторых случаях городские полицейские с полномочиями федеральных маршалов действовали в Нью-Джерси, Пенсильвании и Массачусетсе.
До 11 сентября 2001 года отдел разведки нью-йоркской полиции в основном занимался обеспечением безопасности высокопоставленных лиц, но после налета террористов комиссар NYPD Реймонд Келли решил, что городу нельзя полагаться только на федеральные спецслужбы. В 2002 году Келли наделил отдел разведки дополнительными функциями по борьбе с терроризмом, а новым начальником отдела пригласил Дэвида Коэна, бывшего заместителя начальника оперативного отдела ЦРУ. С учетом этнической пестроты Нью-Йорка, оперативники отдела зачастили в мечети, книжные магазины, «кальянные» кафе и бары, где тогда разрешалось курить, а также взяли на мушку водителей такси и уличных торговцев с установленными связями в странах Ближнего Востока. Эта слежка дала немалые и важные результаты, и стоит ли обвинять нью-йоркскую полицию в том, что в опасное для ее города время она пользуется приемами борьбы с врагами государства? Но нашим правозащитникам хоть кол на голове теши.