Последние годы наконец-то воплотили строчку из гимна советско-китайской дружбы: «Плечи расправил простой человек!» Новые технологии позволяют каждому придавленному писку разнестись аж на всю планету. Египетские революции Facebook, английские бунты Blackberry, войны в LiveJournal, синхронные теракты через Skype… Ругай или хвали «политкорректность» и «мультикультуризм», восторгайся «пробуждением народных масс» либо брезгуй их дикарством… В любом случае, ответа на «запрос времени» у социальной структуры сегодня нет. Одна из любимых тем — фанатики. Террористы идейные и просто от сумасшествия. Кому из них убивать и насиловать велят голоса в голове (и пониже), кому — с минаретов и амвонов, кому — глас собственной извращенной логики. Но есть группа «голосов», весьма успешно заглушающих в обществе голос здравого смысла и совести. Они нередко поддерживают, а то и провоцируют прочие «голоса». Это голоса всяческих «идеологов». Особенно идеологов секулярности. Смешивая в кучу преступления разных времен и народов, они истошно голосят, что главная причина зверств — религиозная ограниченность и нетерпимость. Не желая знать, что корень массовой дикости — не в высшей природе человека, пусть даже искаженной «рукотворными религиями», а в его животной, эгоцентрической природе. Впрочем, с ними трудно не согласиться. Если учесть, что атеизм — наиболее агрессивная и грубая из религий. Полюбопытствуйте «достижениями», скажем, атеистических нацистской Германии, Китая, СССР, Вьетнама, Кампучии, Северной Кореи… Припомните, что обе мировых войны развязаны отнюдь не под религиозными знаменами. Куда там «Аль-Каиде»! Но в обществе нет общепринятых ценностей, и вопрос давно стоит не «Кто умнее?» или «Кто прав?», а «Кто кого перекричит?». Общим возражением всем голосам стал бы классический вопрос: «А судьи кто?» Демократический суд давно превратился в «схватку гладиаторов» — адвокатов и прокуроров. Тема истины как таковой всплывает редко и нехотя. Суд в более «однозначных» регионах… «однозначен» и не мучается сомнениями. Короче говоря, духовной причиной растущей в последние годы народной одичалости оказалась слабость судебной системы. Слабость всех ее проявлений — юридических, общественного мнения, наличия отчетливых критериев распознания добра и зла. Остается, как жертвам лондонских мародеров, взывать к правительству и твердить из «Пиркей авот»: «Молитесь за благополучие властей — если бы не они, люди как рыбы проглатывали бы друг друга». Но справедливый суд — единственная «позитивная» заповедь Торы, данная всем народам! Наряду с запретами убивать и грабить. Суд — одна из трех основ мироздания, без него две другие — знание и милосердие — ущербны. Наша глава целиком посвящена законам гармоничного и устойчивого общества. А начинает ее описание праведного судьи. Вот несколько деталей от Тура. У букв слова «судьи» в свитках Торы рисуют коронки сверху и снизу. «Пусть трепещет судья (вынести ложный вердикт), словно меч висит над ним и ад раскрыт у его ног!» «Ашейра» (дерево для поклонения) имеет ту же гематрию, что «недостойный судья». «Назначающий недостойного судью словно ставит идола возле жертвенника». «…Всякого слова дурного, ибо мерзость…» — сказала Тора. «Это значит, что каждый, оскверняющий свой рот, называется гадким и ненормальным». Хоть на ушко, хоть через Facebook. Удивительно, что похабника, сплетника и того, кто призывает «мочить этих!», Тора собирает в одну компанию гадких психов! Впрочем, если поразмыслить, странного немного. Каждое из этих действ языка пробуждает одну из низменных сил нашей природы — похоть, жестокость, злобу, зависть… А как назвать человека, который готов растоптать Б-жественный образ в себе и в другом из-за тяги к грубому и животному? Неполноценным существом, идущим во тьме и не владеющим собственными страстями. Какими бы символами и идеалами он не прикрывал свое сумасшествие. Конечно, порой необходимы и полицейские водометы. Но единственное, что может удержать разрушение общественного устройства — кричать, твердить всеми средствами государственных и общественных институтов о всеобщей и абсолютной морали. Желательно, не слишком ее на себя перетягивая. Иначе от интернетной команды «Под ру-у-жье!» не спастись. Суд, и в мантиях, и как общественное сознание, должен уметь различать добро и зло.
Читайте также
ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ХИМЕРА («Толдот»)
11.27.2024СКРЫТЫЙ ПАРАМЕТР БЫТИЯ («Берешит»)
10.21.2024СТАРОНОВЫЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ («Ки Таво»)
09.19.2024Автор Арье Юдасин
Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора