Отклики на публикацию Рахель Гедрич «O высоком искусстве и нашей исторической памяти, или Несколько слов о Рихарде Вагнере»

Антисемит Вагнер и раввин Альтшуль

Среди откликов на статью Р. Гедрич было опубликовано мнение раввина А. Альтшуля, короткое, но весьма емкое по количеству и значимости затронутых мимоходом тем. Разрешите добавить несколько замечаний.
Утверждение Альтшуля о том, что «Вагнер — классический композитор и не имеет особого отношения к Холокосту», мягко говоря, неверное. Считать или не считать Вагнера классиком, является субъективным и неабсолютным понятием. Для арийцев, немцев, антисемитов — безусловно, да, для любителей симфонической музыки и меломанов — может быть, а для широкой массы евреев и раввина Альтшуля — навряд ли. Публицист Вагнер первым выдвинул идею «окончательного решения» еврейского вопроса. Он требовал «насильственного устранения евреев из жизни Германии и Европы», призывал к истреблению евреев, как устно, так и в своих статьях. Фактически, Вагнер был провозглашен пророком и национальным героем Третьего рейха. Гитлер считал Вагнера своим духовным учителем и называл его музыку «высочайшим выражением немецкой души». Музыка звучала на съездах национал-социалистической партии и сопровождала узников концентрационных лагерей в газовые камеры. Без всяких передержек можно утверждать, что Вагнер имел прямое отношение к идее уничтожения еврейского народа, являлся предтечей нацистов. Этот вывод следует не только знать, но понимать и помнить. Поэтому не так глупо, как кощунственно забывать имя Вагнера в связи с Холокостом.
Сразу после имени Вагнера г-н Альтшуль упомянул общий список, в котором «смешались в кучу кони, люди» — немецкие машины, а также названия некоторых фирм. Следует заметить, что фирмы и машины, естественно, к антисемитизму отношения не имеют. Но если евреи покупают машины у фирмы, которую возглавляет злобный антисемит, это означает только одно: они оказывают финансовую помощь, которая может быть использована для поддержания сил, стремящихся к уничтожению евреев. Нельзя говорить вообще, нужно различать, особенно евреям, кто есть кто.
Единственное предложение раввина Альтшуля, с которым можно согласиться, это — «Антисемитизм естественен». Однако у антисемитизма нет и не может быть той миссии, которую придумал раввин:
«…напоминать нам, евреям, по-плохому, кто мы такие и где наше место». Последнее «напоминание» завершилось уничтожением шести миллионов соотечественников. Если подобное повторится, евреи могут исчезнуть с лица земли. Этот факт означает, что причины антисемитизма лежат совсем в иной области. Антисемитизм порождается борьбой за национальное существование народов, за удовлетворение национальных амбиций, а также противостоянием более сильному конкуренту. Проблемы антисемитизма следует искать не только среди враждебно настроенных народов, но и в еврейской среде, в ее ментальности, в характерах, в образе жизни, в многочисленных ошибках, которые евреи повторяют из века в век, и т.д.
Удивительно, как легко мудрый раввин расправляется с понятием «память по-еврейски». Для всех людей, в том числе и для евреев, память вмещает в себя историю своего происхождения, которая подтверждается памятниками в музеях, следами быта, обнаруженными при раскопках, опытом соотечественников и их вкладом в человеческую копилку знаний и достижений. Забота о продолжении жизни народа является главным итогом этой памяти. Но раввин сузил понятие «память» до понимания жизни сатманских хасидов. «Их направление было почти полностью уничтожено в Холокосте», — признался Альтшуль, но тут же, в духе советских коммунистов, воскликнул: «Они победили в этой войне!» Так и хочется сказать: «А зохен вей, эта их победа». При всем уважении к безмерному оптимизму раввина, следует заметить, что небольшая часть этих евреев выжила (а не победила!), благодаря огромным жертвам совсем других людей и народов, которые в борьбе одолели нацистов.
Альтшуль спрашивает: «Что мировая культура дала нам, еврейскому народу?» Этот не меркантильный вопрос, а вопрос местечкового еврея, который как бы не знает, что евреи внесли огромный вклад в развитие мировой культуры и науки, ежедневно пользуются ее достижениями. Альтшуль превращает евреев в инопланетян, якобы имеющих отношение к культуре в роли потребителей и гешефтеров. Другое дело, что часть той культуры (литература, публицистика, философские трактаты и пр.) представлена рядом талантливых, но безобразных антисемитских произведений. Эта часть культуры не может быть значимой для евреев. Отношение к классикам как представителями великой литературы зависит от воспитания, моральных принципов и интеллекта каждого индивидуума.
Среди евреев еще встречаются люди, которые классика русской литературы Ф. Достоевского, отъявленного антисемита, называют великими гуманистом. А этот «гуманист», между прочим, утверждал: «Дух [еврея]… дышит безжалостностью ко всему, что не есть еврей». «Еврей, где ни поселялся, там еще пуще угнетал и развращал народ… еще отвратительнее распространялась безысходная, бесчеловечная бедность, а с нею и отчаяние». Человеконенавистническая литература не может считаться гуманной, тем более великой, однако некоторые бывшие советские евреи не желают отказаться от догм, которыми их напичкали в школе.
Русские классики, как правило, видели среди евреев только ничтожных людей, жадных ловкачей, недостойных уважения личностей. Прочитайте рассказ А. Чехова «Скрипка Ротшильда», и у вас «о жидовском оркестре» остается мерзкое ощущение. Такие жалкие люди были, в этом смысле Чехов не исказил правду. Однако антисемитизм Чехова и русских классиков состоит в том, что они не видят в нашем народе достойных людей, которые в науках, в литературе, в ремеслах и пр. достигали высших результатов. Эти писатели усиливали и подчеркивали только негативные черты евреев, в своем народе подпитывали к ним одну ненависть.
А теперь — о самом главном: почему произошел Холокост, и кто в нем виноват. Рав Альтшуль сам придумал фразу, которая характерна для разуверовавшихся религиозных евреев: «Я не верю в Б-га, потому что Он допустил Холокост!» Евреи, которые не верят в существование неземных сил, такой фразы произнести не могут. Они знают ответы на вопросы о Холокосте. Вместо ответа г-н Альтшуль привел слова Любавичского Ребе: «На этот вопрос нет ответа. Но вопрос есть». Прерву цитату и замечу: если есть вопрос, на него обязательно должен быть найден ответ. Если ответ неизвестен или он вас не удовлетворяет, это совсем не означает, что его нет вообще. Мудрый Ребе уклонился от ответа и порекомендовал каждому еврею по утрам задавать этот вопрос самому себе. Мудро, но не убедительно, потому что нельзя перекладывать на чужие плечи ответы на глобальные вопросы, которые по силам лишь религиозным высшим авторитетам. Эти мудрецы не смогли предвидеть Холокост в прошлом веке, в их среде не появилось ни одной позитивной идеи, чтобы спасти народ от уничтожения. Они не сделали никаких выводов из трагедии и будут так же беспомощны, если, не дай Б-г, новая беда ворвется в наш дом. Нельзя допустить, чтобы евреи вновь наступали на старые грабли Холокоста. Подумайте об этом, рав Альтшуль.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Опендик

Нью-Йорк
Все публикации этого автора

10 комментариев к “Отклики на публикацию Рахель Гедрич «O высоком искусстве и нашей исторической памяти, или Несколько слов о Рихарде Вагнере»

  1. Вопрос о причинах Холокоста четко изложен в Торе. Нужно лишь очень внимательно и вдумчиво читать Тору.
    Что касается антисемита Вагнера, то если кто-то желает пускать эту грязную антисемитскую свинью в свой дом или ходить к ней в гости, пусть слушает его музыку. Ну а те, кому эта свинья омерзительна, пусть ведет себя соответствующим образом.
    Александр

  2. Благодарю Владимира Опендик и Александра Парицкого , авторитетных писателей, за высказанную ими точку зрения .

  3. КСТАТИ!

    IzRus — Израиль твоими глазами

    Израильский дирижер — кандидат на Нобелевскую премию мира
    11.08.2011 10:00

    Израильский дирижер Даниэль Баренбойм стал кандидатом на Нобелевскую премию мира. Баренбойм известен своими «прогрессивными» взглядами (то есть — антиизраильскими), он неоднократно выражал свою солидарность с палестинцами. Дирижер живет большую часть времени в Берлине. Он имеет израильское и аргентинское гражданство, а также подданство Испании и почетное гражданство Палестинской автономии.

    МОЙ КОММЕНТАРИЙ

    Нормально! Изучив список нобелевских лауреатов мира за последние полвека, за исключением Э.Визеля, нашел там лишь разрушителей, юродивых, то и другое в одной упаковке. И, безусловно, юдофобов и антииизраилистов.

  4. Вы правы, Реувен ! Я уже писала в своей статье о Даниеле Баренбойме как о главном инициаторе идеи реабилитации имени Рихарда Вагнера. Добавлю лишь, что по сообщению информационного портала Lenta.ru от 24.06.2011 года Даниэль Баренбойм удостоен ордена Британской империи :

    Дирижер Даниэль Баренбойм стал почетным рыцарем-командором ордена Британской империи за заслуги в деле примирения Палестины и Израиля, сообщает BBC 24 июня. 68-летний дирижер, постоянно живущий в Германии, получил орден из рук британского посла во время торжественного ужина в Берлине.

    Посол Великобритании Саймон Макдональд сказал, что Даниэль Баренбойм должен стать вдохновляющим примером для всех последующих поколений музыкантов. Сам дирижер сообщил, что он глубоко тронут наградой.

    Ранее за свои усилия по установлению мира между Палестиной и Израилем Даниэль Баренбойм был назначен почетным посланником мира ООН.

    Рыцарь-Командор — вторая степень ордена Британской империи. Орден, основанный в 1917 Георгом V, является самым младшим в британской системе наград.

  5. Для меня достаточно, чтобы не принимать творчество человека, придумавшего словосочетание «решение еврейского вопроса». И в данном случае не имеет значения его талант, гениальность. На всякий случай скажу: в свое время окончила музыкальную школу по классу фортепиано. К музыке всегда была небезразлична.
    Но здесь особые обстоятельства. Вагнер — вдохновитель и идейный руководитель Гитлера. И не имеет значения, что самого композитора уже не было во времена расцвета нацизма. Он — один из его создателей! Поэтому нет срока давности за такое преступление, как пропаганда антисемитизма — пускай даже пропагандист и гениальный композитор. А если точнее, по-настоящему талантливый человек не должен быть злодеем. А мы знаем, что Вагнер им был.
    А «прогрессисты» есть, были и будут. В конце концов, каждый для себя сам решает, что для него в жизни важнее.
    Рахель Гедрич за материал и Владимиру Опендику за комментарий — спасибо! Мира

  6. У Баренбойма и Переса все в обратном порядке. Перес сначала стал нобелевским лауреатом (в пакете с Рабином, расстрелявшим евреев «Альталены» , и террористом Арафатом), а лишь через полтора десятка лет рыцарем Британской империи. Баренбойм уже рыцарь, а нобелевка впереди. Главное, что все больше народу понимает, что нобелевка мира — знак позора.

  7. Разве речь идёт о пропаганде творений Вагнера(а возможно,Вагонера)?Попадись мне Вагнер под горячую руку-ему бы не поздоровилось и т.д.(«в сортие…).Но он жил давно,и я ктому же не знаком с его социологическими трудами и пока верю Гедрич и др. на слово.Слегка опасаюсь-всё ли так,как они пишут-ведь нас,евреев,в «больных» вопросах часто заносит( вспомним какой бред сивой кобылы был слит на бедного читателя по поводу вредоносности Корана-не путать с его интерпретациями как исламистов,так и ..»юдофильствующих, и конечно,с практикойпервых.Что касается исполнения его музыки,то здесь давайте не будем плестись на поводу некоторых читателей и слушателей и постараемся избавиться от комплексов,не беспочвенных,однако.

  8. Я просила верить мне на слово? Никогда. Присаживайтесь — ка, Александр, к компьютеру, и не верьте на слово никому — только документам. Благо на сайтах немецких музеев ( Бонн, Берлин и особенно Мюнхен) Вы можете ознакомиться с фотокопиями партитур Вагнера. Композитор оставил есьма интересные рукописные пометки на полях этих партитур…

Обсуждение закрыто.