Kill Bill! Именно так хочется окрестить все происходившее в Конгрессе и Белом доме за последнее время. «Kill Bill» называется голливудский боевик режиссера Квентина Тарантино, в двух сериях которого героиня Беатрикс Киддо в исполнении Умы Турман охотится на злодея Билла в исполнении Дэвида Кэррадайна.
«Kill bill!» — провозгласили наши законодатели, поочередно «убивая» проекты закона, который, по их партийному мнению, спасет Америку от дефолта и поможет сбалансировать бюджет, сократив дефицит и государственный долг.
Борьба за торжество принципа республиканцев «меньше налогов и больше инициативы» и принципа демократов «облагай налогами и трать эти деньги» велась давным-давно, но в этом году достигла небывалой активности. Нижняя и верхняя палаты Конгресса в течение нескольких недель отвергали антикризисные взаимопредложения, и за этим боем слона с ослом беспомощно следил ослик из Белого дома. Когда над Капитолием и Белым домом сгустились тучи и 2 августа стало крайним сроком принятия решения, новости оттуда напоминали фронтовые сводки.
Часы тикали, и конец прошлой недели стал решающим. В пятницу Палата представителей, где сейчас большинство республиканцев, 218 голосами против 210 поддержала предложение спикера Джона Бейнера поднять лимит госдолга на 900 млрд долларов сроком на два месяца. За билль Бейнера не проголосовал ни один демократ, и против своего спикера выступили 22 республиканца. Демократов двухмесячная передышка не устраивала, поскольку она истекала до ноября 2012 года, когда президенту Обаме предстоят выборы на второй срок. По плану президента, высоту разрешенного Конгрессом потолка государственного долга, который сейчас составляет примерно 14,3 трлн долларов, следует поднять на 2,4 трлн, что дало бы возможность казне дотянуть до выборов, а там хоть потоп, хоть трава не расти. «Мы действовали, — заявил Бейнер после голосования, — теперь настало время администрации и нашим коллегам-демократам что-нибудь предъявить! Скажите нам, где вы!» Ожидаемый ответ не заставил себя ждать, и в тот же день предложение Бейнера было отвергнуто Сенатом 59 голосами против 41. После голосования лидер сенатских демократов Гарри Рид, у которого есть собственный поддержанный президентом план спасения родины, назвал республиканцев «флибустьерами» и упрямцами, которые не уступают ни на шаг, хотя «наша экономика висит на волоске», и вообще «для всех нас пришло время вести себя как взрослые люди и прийти к компромиссу».
В субботу конгрессмены 235 голосами против 173 «убили» билль Сената, но в тот же день спикер Бейнер и лидер сенатского меньшинства Макконнелл на совместной пресс-конференции сообщили, что они ведут активные переговоры с президентом Бараком Обамой и вице-президентом Джо Байденом, так что не все потеряно. В ту же субботу вечером Обама вызвал в Белый дом Гарри Рида и Нэнси Пелоси, лидеров демократов в обеих палатах Конгресса. В воскресенье днем сенаторы блокировали предложение лидера большинства Гарри Рида поднять потолок госдолга, но продолжили переговоры, и в четыре часа дня демократы удалились на совещание при закрытых дверях. Вечером лидер сенатских республиканцев Митч Макконнелл сообщил, что обе партии «очень, очень близки» к соглашению поднять потолок госдолга на три триллиона долларов, а лидер сенатских демократов Гарри Рид выразил готовность поддержать компромиссный план, если он будет одобрен его однопартийцами. Как предлагали республиканцы, повышение долга на эту сумму предусматривает точно такое же снижение бюджетных расходов, то есть три триллиона долларов за десять лет без повышения налогов. Финансовый рынок немедленно отреагировал на это падением цены золота на 1%, хотя по ходу битвы в Конгрессе золото медленно, но верно дорожало.
Вечером спикер Джон Бейнер позвонил Обаме и доложил о достигнутом успехе, и уже глядя на ночь понедельника президент торжественно сообщил, что «лидеры обеих партий в обеих палатах [Конгресса] достигли соглашения, которое уменьшит дефицит и поможет избежать дефолта, способного оказать разрушительное воздействие на нашу экономику».
Воскресные переговоры между Митчем Макконнеллом, Гарри Ридом и Бараком Обамой длились в общей сложности 11 часов. В итоге воюющие стороны договорились: а) поднять потолок разрешенного государственного долга США на 2,4 трлн долларов — на 900 млрд в этом году и на 1,5 трлн в 2012 и б) сократить бюджетные расходы за 10 лет минимум на 2,7 трлн долларов, причем на 1,2 трлн сделать это немедленно, а на остальные полтора триллиона — до Дня благодарения, то есть 24 сентября. Для решения того, как проводить второе сокращение расходов, решено создать специальный двухпартийный комитет, и если к 23 декабря этого года Палата представителей и Сенат не посчитаются с его рекомендациями, эти полтора триллиона долларов будут автоматически вычтены из расходов на Пентагон, Медикер и другие важные программы. О повышении налогов не было сказано ни слова.
Договоренность, конечно, еще не утвержденный билль, но это уже дело техники. К утру понедельника в средствах массовой информации появились радостные заголовки типа «Мир может жить дальше» (Drudge Report), а июль в Вашингтоне признали не только метеорологически, но и политически самым горячим месяцем за много лет.
Кто же выиграл и кто проиграл в результате полугодовой войны законодателей «Kill Bill»? Судя по основным положениям, победителями нужно считать республиканцев, упрямо отстоявших свой принцип «нет — налогам, да — сокращению расходов». Личное первенство, несомненно, досталось лидеру республиканского меньшинства в Сенате Митчу Макконнеллу, который в последние критические минуты вмешался и притащил Обаму за стол переговоров. С другой стороны, в победители можно записать и вице-президента Джо Байдена, который тоже появился в последний миг на 11-м часе переговоров с взаимоприемлемым проектом соглашения в окончательных подробностях.
Проигравшие в этой войне тоже ясны, и прежде всего это 44-й президент Соединенных Штатов Америки Барак Хусейн Обама-младший. Не сумевший удержать инициативу и авторитет в переговорах лидеров Конгресса, президент оказался в стороне, и все решилось между Байденом и Макконнеллом. К тому же Обаму вынудили отказаться от его непреклонного требования поднять потолок госдолга раз и навсегда, а не в два приема.
Проигравшими можно считать и спикера Палаты представителей республиканца Джона Бейнера, и лидера сенатского большинства Гарри Рида. Оба остались не у дел в финале переговоров — Бейнер после того, как с трудом протащил в Палате представителей свой план борьбы с госдолгом, а второй из-за того, что не посчитался с эффективностью общения Митча Макконнелла с Белым домом.
Но и Обаму можно считать в своем роде победителем. Как отметил в понедельник обозреватель Майкл Уолш, «обе стороны могут трубить победу, обе стороны могу винить друг друга в том, что так долго не могли договориться», но Обама, несомненно, победил, добившись самого для него главного: до выборов в ноябре 2012 года проблема государственного долга будет снята с повестки дня. Для страны это, может, и плохо, но для Обамы хорошо.
1 thought on “Война в Конгрессе за спасение Америки от дефолта”
Comments are closed.
победила демократия, показавшая способность здоровых умеренных сил разных партий договориться. проиграли экстремисты, как с левой так и правой стороны; а также иностранная узурпаторская шпана вроде Путина, исходящего слюной по поводу американского «паразитизма»