БЕСПЛАТНЫЙ СЫР

Двуличие и рабство

Ответ на вопрос о том, где бывает бесплатный сыр, знают все – в мышеловке! Для некоторых этот ответ остается чистой теорией.

Мы приехали из страны, в которой «государство делало вид, что платило, а люди делали вид, что работали». К тому же, работники привыкли выносить со своих предприятий все то, что «плохо лежит».

Приехав в Новый Свет со старым менталитетом, некоторые иммигранты решили пойти легким путем быстрого обогащения. Американцы, привыкшие доверять людям, казались им легкой добычей. Оказавшись за решеткой, незадачливые бизнесмены на практике познали, что путь этот, в конце концов, приводит в «мышеловку».

– В чем состоит единство советского общества? – спрашивало «армянское радио».

– В том, что вместе мы – за, а каждый в отдельности – против. Этот анекдот напоминал нам о лживости и двуличии, которыми было пропитано советское общество.

Люди думали одно, говорили другое, а делали третье. В этом и заключалась рабская суть империи зла. Раб испытывает страх перед хозяином, он боится открыто выражать свои чувства и мысли.

Не случайно мудрецы утверждают: евреи вышли из Египта потому, что не меняли своих имен, своего языка и своей одежды. Человек определяет себя даже в своих мыслях своим именем. Язык – это выражение речью духовной сути имени. А одежда – это символ проявления духовности в материальном мире, поступки человека. Действительно, свободен лишь тот, кто думает, говорит и делает одно и то же!

Истина и свобода

Тора не показывает Моисея интеллектуалом и мудрецом, а человеком, который боролся с ложью и несправедливостью, бесстрашно вставая на защиту угнетенных. О нем сказано: «Моше – Эмет!», «Моисей – Правда!». И если Моисей вывел евреев из египетского рабства, став символом истины, то Фараон стал символом лжи.

«Давайте перехитрим евреев», – призывал он, стремясь всеми правдами и неправдами превратить преуспевающих потомков главного министра Египта в рабов. Традиция рассказывает, что Фараон коварно заманил евреев в рабство. Он объявил обязательные для всех работы по строительству пирамид, вышел на стройку. Все потихоньку разбежались, а евреев обязали продолжать работы.

И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа. И сказал народу своему: вот народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте перехитрим его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, присоединится и он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и выйдет из страны. (Шмот 1:8-11).

Правда Моисея победила ложь Фараона, рабство рухнуло, и евреи обрели свободу. Возникает сложный вопрос: почему евреи обманули египтян?

Махинация

Не так давно декан юридического факультета египетского университета «Аль-Заказик», доктор Набиль Хилми, обвинил евреев мира в краже золота во время Исхода из Египта, назвав это «крупнейшей коллективной махинацией за всю историю человечества». На первый взгляд, факт воровства очевиден. Давайте и мы обратимся к тексту Торы и задумаемся: как бы мы защищали евреев на таком гипотетическом суде.

«И сказал Всевышний Моисею: … пожалуйста, скажи народу, чтобы попросил каждый у ближнего своего (египетского соседа – Л. К.) серебра и золота…» (Шмот 11:1-3). «И сыны Израиля поступили по слову Моисея, попросив у египтян вещей серебряных и золотых и одежд. А Всевышний дал милость народу в глазах египтян; и те дали им». (Шмот 12:35-36).

Непосредственно перед Исходом евреи одолжили золото и серебро у своих египетских соседей, не намереваясь в будущем возвратить свои долги.

Прежде всего, следует отметить, что египетский профессор не отличается оригинальностью. Подобный суд уже состоялся во времена… Александра Македонского.

В Талмуде (Санхедрин 91а) рассказывается, что когда Александр Македонский посетил страну Израиля, то египтяне пожаловались ему: во время Исхода евреи украли наше золото.

«Сказал Гавиа сын Псисы, охранник, мудрецам:

– Позвольте мне пойти на суд перед Александром и ответить!

Согласились мудрецы, и тот пошел на суд. Сказал им (египтянам):

– На чем основывается ваш иск?

– На словах Торы, – ответили те.

– Тогда и отвечать я буду, основываясь лишь на Торе. Сказано: «Времени же пребывания сынов Израиля в Египте – четыреста тридцать лет». Оплатите труд шестисот тысяч взрослых мужчин, которых вы поработили на 430 лет!

– Дайте нам три дня (на поиск ответа), – ответили египтяне.

Искали они и не нашли ответа…»

Беру свое!

Итак, евреям полагалось получить плату за свой труд. Поэтому, когда просили они золото и серебро у своих египетских соседей, то, по сути, просили оплатить свой каторжный труд.

Итак, вы удовлетворены ответом? Думаю, не до конца. Точно так же, как сами евреи не хотели обманывать египтян и просить их одолжить свои богатства.

Не случайно, только в этом месте Торы, в контексте указаний исполнения заповеди, Всевышний использует слово «пожалуйста». Это слово понимается, как указание Моисею уговорить евреев сделать то, чего они не хотят, ибо пока не понимают причины. Однако, в конце концов, из этих материалов будет воздвигнут Мишкан – Храм в Синайской пустыне.

Если человек и должен взыскать с кого-то свое имущество, то Талмуд рекомендует, чтобы он делал это не как вор, тайком влезая в дом, а пришел и открыто сказал: «Я беру свое!»

И коль Всевышний свершил чудо, и египтяне одолжили евреям свое золото, то могли бы и заплатить за их рабский труд. Итак, даже если евреи и не своровали, то почему обманули египтян?

Мера за меру

Обратимся к комментарию Виленского Гаона, который приводит еще один пример лжи.

Мы знаем слова, с которыми Моисей обратился к Фараону: «Отпусти народ Мой!» Но не все знают, что Моисей просил освободить евреев всего на три дня! Почему Моисей просил Фараона: «На три дня пути мы уйдем в пустыни» (Шмот 8:23). Неужели евреи собирались вернуться в рабство через три дня? Нет. Но Всевышний готовил возмездие, «мышеловку» для Фараона!

«И сказал Всевышний Моисею: Иди к Фараону… чтобы свершились эти чудеса в его среде. И чтобы ты рассказывал твоему сыну и сыну сына твоего о том, как Я высмеял Египет». (Шмот 10:1-2). Как же Всевышний «высмеял» Египет?

В этом мире существуют фундаментальные законы сохранения и гармонии, выражаемые на иврите словами: «мера за меру». Фараон, который задумал «перехитрить» евреев, должен был убедиться, что в действительности хитрец может перехитрить лишь себя!

Казалось бы, Фараон уже испытал на себе всю тяжесть десяти казней египетских. Почему же он и его слуги бросились за евреями вдогонку после Исхода? Когда Фараон узнал, что три дня спустя после Исхода евреи не возвратились, он собрал войско и стал преследовать евреев.

«И было сообщено царю Египта, что бежал народ, и переменилось сердце Фараона и его слуг к народу, и сказали они: Что же сделали мы, отпустив Израиль от служения нам… И взял он шестьсот колесниц отборных… И погнались египтяне за ними, и настигли их, расположившихся станом у моря…» (Шмот 14: 6-12).

Кто заставил Фараона и его слуг войти за евреями в расступившиеся воды Красного моря? Кто заставил египтян, топивших в Ниле еврейских детей, войти в море, чтобы утонуть? Жадность египтян!

Всевышний подготовил великое чудо развержения моря и возмездия для Фараона, вначале указав Моисею просить освобождения евреев из Египта только на три дня, а затем указал евреям «одолжить» у соседей их золото и серебро. Те египтяне, которые хотели расправиться с евреями и ограбить их, были наказаны водами моря!

Осторожно — обман!

… Как важно не прожить свою жизнь, посвятив ее суетной погоне за материальными благами. Как писал царь Соломон: «Кто любит деньги, деньгами не насыщается, а кто любит богатство, тому нет прибытка. И это – суета… Тяжкий недуг видел я под солнцем, – богатство, хранимое на беду своему владельцу!.. Как вышел нагим из утробы матери своей, так и уйдет – таким же, каким пришел; и за труд свой ничего не унесет он в руке своей». (Экклезиаст 5:9-15)

… И каждый раз, когда пред нами открывается путь легкой и быстрой наживы, когда видим мы, что что-то «плохо лежит», следует помнить: бесплатный сыр бывает только в мышеловке!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора