ИЗРАИЛЬСКАЯ СПЕЦИФИКА: ГЕТЫ И ГИЮРЫ

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

Согласно Галахе, супруги считаются разведенными, только если женщине вручено особое «разводное письмо», которое называется гет. В присутствии двух свидетелей муж заявляет, что жена ему больше не жена, подписывает специальный текст, и на основании этого документа раввины составляют гет. Женщина, даже давно расставшаяся с мужем, но не получившая такого письма, не считается разведенной и не может вступить в новый брак. Сожительство с другим мужчиной для нее – большой грех.

В Союзе мы тайно занимались еврейскими разводами. В Израиле это можно делать свободно, и были люди, которые ехали с надеждой привести в порядок свои семейные дела. Но были и такие, кто даже не понимал, что сделать это необходимо.

Этим людям надо было помочь. Так что оказалось, что и в Израиле надо заниматься гетами. Трудно было еще и потому, что расставшиеся супруги часто находились в разных странах, и разыскать нужного человека было непросто. Поэтому с разводами у меня связано бесконечное число самых необыкновенных историй.

РАЗВОД С УСЛОВИЕМ

Я узнал, что одна женщина, не получив развода от первого мужа, вступила в новый «брак». Я пошел к ней помочь совершить развод. Составили текст гета (так обычно называют документ от мужа, хотя это еще не гет; я тоже буду так называть) и послали в Бухару, где жил ее муж. Но он не подписал.

Через какое-то время я узнал адрес его брата в Иерусалиме. Жил он, правда, далековато – в Гило, да еще на пятом этаже, а мне пришлось раза три-четыре съездить туда, чтобы он написал брату письмо с просьбой подписать гет. Письмо отправили, но тот опять отказался.

Скоро в Израиль, в город Ор-Иеуда, приехали родители этого бухарца, и я отправился к ним. Поговорил, и они написали письмо: «Дорогой сын, из-за тебя большой грех падает и на жену, и на весь народ наш. Подпиши гет!» Он не подписал.

Тогда я предложил родителям: «Поговорите с ним по телефону, о чем хотите, но и про гет тоже». Международный разговор – дорогое удовольствие для нового репатрианта. Они приехали ко мне и по моему телефону беседовали с сыном почти полчаса. Он не уступил.

В таких случаях обычно теряют надежду. Я не потерял.

Прошло около двух месяцев. Делал у нас обрезание бывший москвич. Не знаю почему, пришло мне в голову рассказать ему про этот гет. Он выслушал и говорит: «Я знаю этого человека. Он женат на моей родственнице. Попробую написать ему. Но он тяжелый человек».

Москвич написал и получил в ответ письмо со вставкой на языке бухарских евреев – еврейско-таджикском. Муж требовал: пусть жена, с которой он расстался, подпишет обязательство (оно-то и было изложено по-бухарски), и пусть его подпишут десять раввинов города Иерусалима. В таком случае он даст ей гет.

Пригласил я десять раввинов и эту женщину. Я по-бухарски не понимаю. Она прочла – и залилась слезами. Оказывается, муж поставил условие: она принимает на себя все его грехи от рождения по нынешний день!

Я ей объясняю, бояться нечего, Б-га не обманешь, а она твердит:

– Знаешь, сколько тонн грехов у него!

И рассказывает, что на пятом месяце беременности он ее выгнал на улицу и взял в дом татарку.

– Понимаю, – говорю, – но не бывает, чтобы человек грешил, а потом продал свои грехи другим. Раз нужна подпись для гета – можно пойти на любое его условие.

(Про «передачу» грехов и говорить нечего, нет такого. А про «передачу» заслуг, как в истории с миквэ в Маргелане, – на том свете разберемся.)

Она не соглашается. Я говорил, говорил, даже предложил ей три тысячи шекелей, но она не соглашалась. У меня иссякли все аргументы. Раввины ждут, им пора уходить, у них дела. Пришли в восемь, а сейчас уже десять часов утра, один вообще из Неве-Яаков приехал… И Б-г помог. Я говорю:

– Ты должна подписать, что он просит, а я тут же принимаю все эти грехи на себя.

Она согласилась, и я написал, что принимаю на себя все, что она потеряет, когда подпишет его условие.

Составили письмо к мужу, что женщина принимает на себя его грехи, если он дает развод. Если нет, грехи остаются на нем. Письмо подписали десять раввинов, поставили печать и послали в Россию. Письмо он вернул, и с ним – подписанный документ.

Это было чуть ли не двадцать лет назад. Дети этой женщины уже учатся в иешивах. А у меня до сих пор хранится письмо раввинов.

С Б-ЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ

Интересно, как Б-г помогал мне. Пришла женщина, тоже из бухарских, и говорит, что разошлась с мужем шестнадцать лет назад и не имеет понятия, где он сейчас. Как получить гет? Я говорю: «Приходи через три месяца – посмотрим». А как его искать – не знаю.

Зашел я однажды в синагогу «Зихрон Моше» возле Малкей-Исраэль прочесть минху. Слышу, кто-то кричит: «Ицхак, ты как здесь оказался?» Гляжу, мой бывший сосед из Ташкента, я еще помогал ему продавать дом. Поздоровались, и я опять, непонятно почему, рассказываю, что ищу мужа той женщины. Он говорит: «Это мой брат!» Тут же пишет брату письмо, и через месяц-два приходит документ.

Однажды случай свел меня с отъявленным негодяем. Пришла ко мне пара, хотят развестись. Я спрашиваю: почему? Женщина объясняет:

– Он не работает. Я говорю:

– А если работа будет?

– Тогда все будет в порядке.

Я некоторое время оплачивал их квартиру, взял мужчину в иешиву, нашел ему работу: мыть посуду во время перерыва в занятиях. Он учится, здесь же питается, и подрабатывает. Кажется, все хорошо?

Вдруг мне звонят из Тель-Авива: «Ваш сын был у нас в ресторане и сказал, что вы уплатите». Я уплатил. Потом вызывают в банк, показывают какие-то чеки. Говорят, что я представлен вроде как гарантом за них, а чеки не оплачиваются.

Потом он вообще исчез. А жена его – молодая женщина – рискует остаться вообще без гета. Надо его найти.

Я подумал, что он может быть в Гило, в одном из домов, где, как я помнил, живут «русские». В обеденный перерыв я решил поехать в Гило, поискать.

Стою на остановке, жду автобуса. Прошел переполненный, я в него не попал. Потом второй – и опять меня не взял.

Остановилась частная машина, водитель приглашает: «Кому в Гило?» Люди кинулись, а я не стал толкаться и опять остался.

Так прошло около часа. Но я знаю: все, что Б-г ни делает, к лучшему – и жду дальше. Приходит еще автобус. И я вижу в нем того, кого ищу! И с гетом все уладили…

А кончил он тем, что взял в банке семьдесят тысяч, не вернул и сел в тюрьму. Вышел – и продолжает свои авантюры. Так что предостерегаю.

БЫВАЮТ ЖЕ УПРЯМЦЫ!

Это было давно, лет двадцать назад, а то и больше. Молодая женщина из Самарканда пришла и говорит, что ей нужен гет, потому что она была замужем, ей ставили хупу. Вышла она замуж совсем юной, потом муж сел, и где он теперь, она не знает. Вообще ничего не знает, кроме того, что его сестра живет в Самарканде возле вокзала.

Как же найти этого мужа?

Я искал и так, и сяк и через знакомых в Самарканде добрался наконец до него. Но он в тюрьме! Только через год (а то и два, не помню) я добился, что три человека пошли в тюрьму, поговорили с ним, и он подписал необходимый документ. Получив бумагу с его подписью, я возликовал. Был составлен гет, и я бросился искать эту женщину.

Поехал в Бейт-Шемеш, где она жила. Оказалось, она переехала в деревню. Я искал-искал и попал в эту деревню уже в девять вечера. Стучу в дверь:

– Я такой-то. Ваш муж уже подписал гет. Хочу показать вам эту бумагу.

Ведь мне еще надо было уточнить, действительно ли это его подпись?! Мало ли что может быть! Она через дверь отвечает:

– Не стыдно вам так поздно приходить? Интересное дело. Я объясняю:

– Я был в Бейт-Шемеше, но вы оттуда выехали, и пока я узнал ваш новый адрес, пока нашел вас, прошло время. И не так уж поздно, только девять часов.

– Нет, я вас не впущу.

Я опять стучу. Вышли соседи, слышат, как она говорит: «Не впущу». Говорят ей:

– Не глупи, еще рано. Но она мне не открыла.

Пришлось мне приехать назавтра, и опять она боялась меня впустить. С трудом удалось ее убедить открыть дверь, и я сумел вручить ей гет.

МНЕНИЕ ЮРИСТА

Одна женщина утверждала, что ждет ребенка от моего ученика. Парень отрицал, что был с ней близок.

Женщина подала заявление в светский суд. Я сказал ей, что в светский суд обращаться нехорошо, а надо обратиться в раввинский. Она не послушалась, и, когда парня вызвали в суд, я пошел с ним. Я надеялся поговорить с обоими вместе: может, еще уговорю обратиться в религиозный бейт-дин.

Парень остался где-то в коридоре, а я вошел в комнату ожидания.

Из зала суда вышла женщина. Молодая. Жалобщицу я в лицо не знал и подумал, что это она. Подошел к ней и стал убеждать, что адвокаты – самые плохие (я еще жестче слово сказал) люди на свете: учат обманывать, обходить закон, строить всякие хитросплетения. Я много вожусь с разводами и вижу: они как вмешаются, так все испортят. Куда лучше договориться самим.

Женщина выслушала меня молча. И ушла.

Через некоторое время выходит другая. И говорит мне:

– Вы только что беседовали с моим адвокатом… Он-то и оказалась истицей!

А женщина продолжает:

– Адвокат рекомендует мне не судиться, а договориться через вас. Она считает, что так будет лучше всего.

Вот так номер!

Мы и договорились – мирным путем.

ГИЮР

Гиюр – переход в еврейство, принятие неевреем заповедей Торы – проблема весьма актуальная в Израиле. Почему – я думаю, объяснять не надо. Бывало, я помогал в учебе людям, готовящимся к гиюру.

Однажды после лекции подходит ко мне женщина и спрашивает: если человек, делая гиюр, не собирался ничего исполнять, а просто так сказал положенные слова, он еврей или нет? Я говорю:

– Нет!

– А дети?

– Тоже нет.

Проходят два месяца. Звонят мне по телефону из другого города.

– Это я, – говорит женский голос, – спрашивала про гиюр. Приехав в Израиль, я сумела записаться еврейкой, но сомнения при оформлении документов оставались, и мне сказали, что надо пройти «гиюр сафек» (сафек – сомнение). Проходя гиюр, я сказала, что верю в Б-га и принимаю на себя все заповеди. Я действительно верю в Б-га, но я совершенно не интересовалась заповедями Торы и не хотела даже думать об этом. Так как, стала я еврейкой или нет?

Я говорю:

– Нет.

– А как же поправить?

– Если ты действительно веришь и хочешь соблюдать Тору…

– Да, сейчас хочу.

– … ты должна еще раз пройти гиюр.

Я договорился с одним равом, чтобы он никому об этом не рассказывал (ни к чему ей разговоры о повторном гиюре), пригласил ее, и она приехала.

Женщина не только приняла гиюр, но произнесла «Шеэхеяну», совершенно при гиюре не предписанное…

Еще раз я встретил ее на семинаре. Она просила, чтобы я поговорил с ее мужем – евреем и убедил его соблюдать субботу. Короче, потом они оба стали полностью соблюдать заповеди.

МИ ИЕУДИ?

В Израиле много спорят о гиюре, толкуют о гуманности, о том, что надо «смягчить» требования, учитывать обстоятельства, подходить к вопросу гибко… Просто детский сад! Фантастическое невежество!

У меня такое впечатление, что вся эта доморощенная болтовня на тему «ми иегуди» (кого считать евреем), которая продолжается давным-давно и вылилась уже в споры об «облегченном» гиюре, началась с того, что «основатели» Государства Израиль, пребывая в диком восторге от марксистских идей, были несколько смущены тем, что вышло из их идейных пристрастий. Их дети стали вступать в смешанные браки. А это не очень приятно, особенно когда ты, как-никак, на виду. Да и внуки – кем их считать?

Вот Бен-Гурион и созвал «просвещенную» комиссию, которая с ученым видом стала толковать о том, кого считать евреем.

Во времена, когда я приехал в Израиль, принадлежность к еврейству вообще не проверяли – записывали со слов. Сейчас в этом отношении что-то делается.

Мы не должны допускать нарушения Галахи в вопросе «ми иеуди». Так же, как и попытки ввести гражданский брак. Это опасно. А чтобы понять почему, надо учиться.

Из книги «Чтобы ты остался евреем»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора