РАМБАМ – УЧЕНЫЙ И ВРАЧ

Среди имен мировой культуры бессмертно имя великого еврейского ученого, философа и врача Рамбама (аббревиатура от начальных букв ивритских слов — рабену Моше бен Маймон), на европейских языках — Мойсей Маймонид. Рамбам родился в 1135 году в Кордове (Испания), где его отец был даяном (еврейским судьей). Семья Рамбама вела свое происхождение от царя Давида. В 1148 г. семья была вынуждена, оставив имущество, бежать из Кордовы, спасаясь от преследования евреев фанатичной мусульманской династией Альмохадов, и в течение 12 лет скиталась по Испании, перенося лишения. В 1160г. пришлось поселиться в г. Фе (Марокко), где рабби Маймон продолжал обучение сыновей. Моше и его брат Давид стремились к знаниям. Вопреки нелегким условиям, в которых жили, они не бросали занятий наукой. В годы скитаний Моше заложил прочные основы разносторонних знаний. Он прекрасно владел ивритом и Библией, Талмудом, занимался математикой и астрономией, изучал арабскую литературу и философию Древней Греции. Моше обладал исключительным умом, большим трудолюбием и неуемным стремлением к познанию. Даже став самой выдающейся фигурой золотого века испанского еврейства, знаменитым ученым, философом и врачом, Моисей Маймонид в предписываемой ему ежедневной молитве, обращаясь к Всевышнему, просил: “Сделай меня умеренным во всем, кроме как в знаниях, ибо в них я хотел бы остаться ненасытным, и пускай всегда будет далекой от меня мысль о том, что я все знаю и умею. Жизнь семьи Рамбама в г. Фезе, также входившего в господство Альмохадов, была очень тяжелой. Многие евреи были насильно обращены в ислам, а тех, кого уличали в соблюдении еврейских законов, предавали смерти. Семья Рамбама снова была вынуждена отправиться в путь, на этот раз в страну Израиль. Но и здесь их ожидало разочарование. В Израиле правили крестоносцы, и пребывание в стране было чревато для евреев большими опасностями. Надломленный скитаниями, умер отец Рамбама, после чего в 1165 г. семья поселилась в Египте, в г. Фостат (Старый Каир). Здесь они нашли то, что искали на протяжении многих лет скитаний, — свободу. После смерти отца заботу о благополучии семьи принял младший брат Рамбама — Давид. В течение восьми лет, благодаря поддержке брата Давида (торговца драгоценными камнями), Рамбам был свободен от материальных забот и мог всецело посвятить себя литературной работе, исполняя одновременно почетные обязанности религиозного и светского руководителя еврейской общины. В 1168 г. Рамбама постиг тяжелый удар: его брат Давид утонул во время поездки по торговым делам, оставив жену и двоих детей. Рамбам перенес удар чрезвычайно тяжело, заболев на долгие месяцы. После выздоровления он принял на себя содержание как своей семьи, так и семьи брата. Рамбам занялся углубленным изучением медицины и вскоре начал успешную медицинскую практику. Первоначальные сведения о медицине Рамбам получил у своего отца, а затем во время пребывания его семьи в Фезе имел возможность совершенствоваться в медицине и общаться с известными врачами. Он был знаком с арабскими переводами греческих сочинений по медицине, а также с произведениями арабских врачей прошлого. Как врач Рамбам пользовался огромным авторитетом и среди мусульман. Его слава была настолько велика, что он стал личным врачом египетского наместника халифа, а затем и самого султана Саладина. Рамбам читал лекции по медицине и имел учеников. Жизнь Рамбама была образцом преданного служения людям. Когда он освобождался от исполнения обязанностей врача при дворе, он шел домой и принимал многочисленных пациентов, ожидавших его. Богатые и бедные, евреи и мусульмане приходили к великому врачу Рамбаму, и он осматривал их всех, иногда и до ночи. Богатые платили за визит, но бедных он лечил бесплатно. Помимо этого, он находил время и для написания медицинских трактатов. Рамбам подразделял медицинскую науку на три раздела: профилактическую медицину, лечение больных и уход за выздоравливающими, а также за инвалидами и пожилыми людьми.

Медицинское учение Рамбама, основанное на господствующей тогда теории гуморальной патологии, сформированной Гиппократом и Галеном, носит строго рациональный характер. Разумеется, успехи современной медицины велики, она может не только побеждать, но и предотвращать многие болезни, против которых раньше наука была бессильна. Но мудрость великих врачевателей древности продолжает служить людям и сегодня. Основные принципы сохранения здоровья человека, рекомендации врачей по вопросам правильного поведения и питания, здорового образа жизни фактически остаются неизменными веками. Вот что явствует из некоторых рекомендаций в медицинских трудах Рамбама, перечислявшего “те вещи, которые поддерживают здоровье человека:

· Человек должен есть только тогда, когда он голоден, и пить только тогда, когда он испытывает жажду. Он должен справлять свои потребности при первой возможности, в противном случае он нарушает заповедь о том, чтобы не вредить себе.

· Человек не должен наедаться до отвала и на одну четверть должен оставаться голодным. Пить воду и другие напитки нужно, в основном, перед едой.

· Есть надо сидя, не наклоняясь при этом на сторону. Нельзя есть во время ходьбы или сидя на лошади. Сразу после еды не рекомендуется бегать или тяжело работать. Это может привести к болезням.

· Человек должен спать 8 часов в сутки.

· Любые несвежие продукты представляют вред для здоровья. Не нужно кушать в незрелом виде фрукты с деревьев. Это может действовать губительно на организм.

· Летом человек должен есть на треть меньше, чем зимой.

· Человек, ведущий неподвижный образ жизни, помогает болезни. Переедание — это яд и основа любой болезни. Недаром Соломон Мудрый сказал: “Сохраняющий свой рот и язык отдаляет от себя несчастья”.

· Секс требует много усилий и энергии, чрезмерный секс убивает человека. Соломон Мудрый сказал: “Не отдавай женщинам всю свою силу”. Человек не должен злоупотреблять сексом, если он хочет быть здоров.”

Рамбам осуждал применение чар, заклинаний и амулетов во врачевании и высказывался против слепой веры в авторитеты. В учениках он поощрял склонность к критическому мышлению, отмечал необходимость проведения исследований и экспериментов. В трактате об астме Рамбам подчеркивает, что врач необходим не только во время болезни, но и тогда, когда человек здоров. В отличие от других специалистов, отмечал Рамбам, врач должен обладать одновременно мастерством, логикой и интуицией. Он должен уметь составлять всестороннее мнение о больном и всех связанных с его болезнью обстоятельствах, чтобы диагноз отражал как общее состояние больного, так и заболевания его отдельных органов. Рамбам не оставил специальных сочинений по медицинской этике, но его пристальное внимание к ней видно во многих его сочинениях, в частности, в трактате об астме он резко критикует врачей, наносящих вред больным из-за плохой подготовки и пренебрежения своим долгом, и пишет, что только врач, сочетающий интеллект с моральным совершенством, достоин лечить тело и душу больного. В упоминавшейся ежедневной молитве Рамбама говорилось: “Помоги мне, Всевышний, в каждом человеке, который обратится ко мне за помощью, не видеть, богат он или беден, а видеть только больного”. Вклад Рамбама, врачей-евреев в медицину средневековья признавался прославленным христианским философом и богословом Р. Беконом и другими, утверждавшими, что знание иврита необходимо для овладения профессией врача. Наиболее значительным медицинским произведением Рамбама является “Поучение Моисея”. Целый ряд вопросов, связанных с медициной, рассматривается в Мишна-Тора (“Повторение Торы”) — блестящем философском энциклопедическом труде, написанном Рамбамом в 1180 г.

и являющимся важнейшим пособием для всех изучающих и исследующих Тору и в наши дни. Книга написана прекрасным стилем, на иврите. “Повторение Торы” было воспринято учеными не как замена Талмуда, а как энциклопедия-руководство к многочисленным законоведческим дискуссиям, заключенным в Талмуде. По общему признанию, Рамбам был крупнейшим еврейским философом средневековья, а его труд “Наставник колеблющихся”, составленный в 1190 г., является наиболее значительным философским произведением, написанным религиозным евреем. По своим философским воззрениям Рамбам был последователем Аристотеля. В книге “Наставник колеблющихся” Рамбам четко разъясняет принципы и идеи иудаизма, пользуясь терминами и принципами логики и философского рассуждения. И сегодня это произведение Рамбама считается величайшим и наиболее глубоким философским трудом по иудаизму из всех когда-либо написанных. О книгах Рамбама велись споры, у него были критики со стороны некоторых мудрецов, но его любили и поддерживали многие ученые и руководители еврейской общины, а также простые люди, которых он защищал. Когда 13 декабря 1204 г. в г. Фостате (Старый Каир) за три месяца до своего 70-летия Рамбам умер, его оплакивал не только еврейский мир. В Фостате и Каире три дня евреи и мусульмане произносили погребальные речи. Согласно его завещанию, прах великого мудреца был перевезен в Эрец Исраэль и захоронен на берегу озера Кинерет, вблизи Тверии. По сей день его могила остается объектом паломничества.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

2 thoughts on “РАМБАМ – УЧЕНЫЙ И ВРАЧ

  1. очень интересная статья написанная очень доступным языком

Comments are closed.