Легенде русского шансона Амирамову Ефрему Григорьевичу в апреле с.г. исполнилось 55 лет. Поэт, композитор, Народный артист Кабардино-Балкарии и Ингушетии. По национальности – горский еврей. Отец Амирамов Григорий Тимофеевич. До Великой Отечественной войны был организатор, балетмейстер и первый директор Карачаевского Государственного ансамбля песни и пляски. Играл на всех музыкальных инструментах, кроме духовых. Мама – Амирамова Мария Рафрамовна. Из семьи потомственных равов.
Со слов Амирамова, дом родителей оберегали мезузы… Во всём остальном, семья ни чем не отличалась от всех советских семей.
Ефрем Амирамов одинокий волк русского шансона. Это выражается в его песнях, лиричеких и всегда задушевных:
Нет ничего прекрасней одиночества,
Есть правда конкурент – простой гарем.
Зато когда один и жить не хочется,
Ты знаешь, почему, и знаешь, с кем.
Благородство во внешности, категоричность в поэзии, мудрость – именно хорошая такая, простая житейская мудрость, а не умничанье. Ему официально присвоен статус «Легенда шансона», он – лауреат украинской премии «За лучшее воплощение мужского образа» — и это уже серьезно, ибо, перефразируя классика: легендой можешь ты не быть, но быть мужчиной ты обязан (тем более в шансоне!). Кстати, на вопрос, каким должен быть мужчина, сам Ефрем Григорьевич отвечает: «Главное – чтобы он не превратился в женщину, а там – каждому свое». И в памяти всплывает: «Есть люди, у кого судьба — такая, А почему-то у меня судьба — такой».
Вот оно, вот оно — соло «одинокого волка»:
Это не ерунда, просто все потеряло значение…
Жизнь не просто вода – это целое море терпения,
И судьба – как тропа с бесконечными волчьими ямами,
А кругом черепа с глазами пустыми, упрямыми…
В 2004 году Ефрем Амирамов признан легендой шансона по версии радио «Шансон». Песенное творчество Амирамова неподражаемо, глубоко и философично. Его песни грустны, печальны, или наоборот – самоотверженны, бесшабашны и хулиганисты. В настоящее время Ефрем живёт в Москве, дает концерты и работает над новым проектом «Созвездие Отечественной Культуры». Готовится к выпуску новый альбом исполнителя.
*****
Ниже приводится отрывок из беседы – интервью ”Ефрем – простой еврей с Кавказа”, опубликованной в Ежемесячном еврейском журнале ”Алеф”в октябре 2008 года:
»Моя мама, Мария Рафрамовна, происходит из семьи потомственных равов. У мамы было два брата. Прадед был главным раввином на Кавказе, дедушка пошел по его стопам. Когда немцы пришли на Кавказ, евреи спасались, называя себя «татами», а дед сказал, что раввин не может позволить себе этого. Его забили прикладами. Бабушка, как говорили старшие, после этого пришла домой, легла на кровать и вскоре умерла от горя. Совсем еще молодая женщина… По материнской линии я Давидов, по отцу Амирамов. Там другая история. Амирамовы много скитались по Кавказу. Отец, Григорий Тимофеевич, родился на Кубани. Мой дядя Сурииль, самый старший из семи братьев и двух сестер, прошел Русско-японскую войну и Первую мировую, его наградили двумя Георгиевскими крестами. В Гражданскую войну был сотником у Кочубея, а на Отечественную войну, где воевали папа и все братья, его не взяли по старости. Если в семье мамы традиции строго соблюдались, то в семье отца на них смотрели проще. До войны отец работал балетмейстером Карачаевского государственного ансамбля песни и пляски. Когда папа был на фронте, семья оставалась в селе Богдановка, в Ставропольском крае. Во время оккупации весь их еврейский колхоз — четыреста семьдесят два человека — бросили в колодец и засыпали землей, чтобы не тратить пули на евреев. В том колодце остались моя бабушка, мой брат Алик, которому было семь лет. Так что я не видел своих бабушек и дедушек, светлая им память… В галуте все еврейские диаспоры перенимали наречия соседей. В идише, языке ашкеназов, преобладают немецкие корни, у нас — фарсийские. Мы пришли на Кавказ из вавилонского пленения, самым кратчайшим путем. Я горжусь, что самый первый, Вавилонский Талмуд создавали мои предки. А вообще евреи отличаются друг от друга только местом проживания. На Кавказе было в чем-то легче, в чем-то сложнее. Вот, например, проблема: есть или не есть нечистое мясо? Да его там просто не было! Горским евреям реже приходилось отказываться от своих традиций: на Кавказе проживало такое количество народностей, что просто невозможно было навязать всем одну общую культуру. Малые народы вынуждены искать спасения не в войне, а в тесном взаимодействии с соседями. Если каждый день драться дом на дом, не выжить никогда. Но, конечно, были и погромы… Так же, как и в Европе, евреев резали и заставляли принимать другую веру… Но раз мой народ жив и мы сейчас с вами беседуем в синагоге, значит, есть в нас нечто такое, что не может победить даже смерть…Иногда думаешь: почему к евреям так несправедливы? А друг к другу мы справедливы?.. Если порой не можешь достучаться до брата, как сетовать на неуважение соседа? Мне не на кого обижаться ни как еврею, ни как человеку…Я очень люблю Израиль. Это моя страна. Там живут почти все мои родные люди: три мои сестры и брат, дети их уже разъехались: кто в Америку, кто куда. В Израиле похоронены моя мамочка и тетя Кимхо. Она 17 лет ждала мужа с фронта и не выходила замуж, хоть ее сватали… Он вернулся в Нальчик, но уже с новой семьей… Ее похоронили в особом месте, среди праведников, а я даже не был на ее могиле. Думаю, я смог бы жить в Израиле, хотя никогда не был там дольше двух недель. Но, знаете, всякий раз, как приеду в Израиль, поживу там немножко — хочется выйти на улицу и с кем-нибудь поругаться! Вот просто взять и «наехать»! В России, когда замечаешь в людях что-то противное, думаешь: «Ну они такие, что с них взять!» А тут уже не «они», тут «мы!» В своем доме всегда хочется прибрать. Как-то я гостил у сестры, у нее религиозная семья, соблюдение кашрута, дети в традиционной одежде… Возвращаясь домой, зашел в магазин, хотел взять что-нибудь для детей, — и вдруг на меня с прилавка смотрит здоровенная свиная рожа! И всю ту поездку я никак не мог ее из головы выбросить. Чтоб в Израиле — и такое? Ребята, ну вы хоть с глаз подальше ее спрячьте! Хуже, пожалуй, был только гей-парад в Иерусалиме — это меня вообще убило. Как видите, у меня пристрастное отношение к моему Израилю… Израиль — единственное место на земле, где есть источник света».
*****
Друг другу так нужны потомки Авраама…
Но, всё рассеяв от восторга до испуга,
Молитва у стены, разрушенного Храма,
Судьба евреев, так не любящих друг друга…
Кто посмел разрушить наше братство?…
Разве с прошлым оборвалась нить?…
Боже, неужели только рабство
Может нас опять соединить?…
Источник: »Евреи глазами именитых друзей и недругов» — www.zelikm.com
I’ve never heard of him, but he sounds like a good man.
but he’s not. he’s a ‘popsa’, a cheap form of Russian popular music based on rather low and undemanding taste and primitive content. surem he’s a got a couple good songs, but overall, i don’t see why M-r Zelikman would choose Amiramov as someone worth a separate article, next to Einstein or even Rosenbaum, for that matter. besides, Russian ‘chanson’ singers are known for mafia ties and criminal backgrounds..surely not a worthy subject for our pride. there are great many other distinguished Russian musicians of Jewish descent, and it’s strange M-r Zelikman has passed them by