Еврейская идентификация и раввины: что у них общего

Многие читатели проконтактировали со мной по поводу моей статьи «Еврейская идентификация и иудаизм: что у них общего». Я был поражен тем, что в комментариях многих прозвучало отрицание положительной роли раввинов в нашей духовной жизни. Я ожидал такого отрицания от JINO, то есть евреев только лишь по факту своего рождения; раввины интересуют евреев JINO только лишь как источник исторических знаний, но не как источник духовности. Но я не ожидал такого отрицания от евреев, которые хотят оставаться духовно евреями, ценят еврейскую духовность и пытаются найти свою еврейскую духовность в нееврейском современном мире, где они живут и ищут возможность жить еврейской духовной жизнью, то есть по Торе. И здесь, в своих поисках, они не находят понимания раввинов. И это приводит к отрицанию ими роли раввинов. А такое отрицание является катализатором ассимиляции – катализатором намного более сильным, чем притягательность христианского мира, о чем много писали оппоненты концепции иудейско-христианской духовности в комментариях к моим статьям, где такая концепция описывалась.

У еврейской идентификации и раввинов одна общая фундаментальная основа, и этой основой является Тора и ее духовные интерпретации различными раввинами. Однако еврейская идентификация и раввины различаются в чем-то весьма существенном, и этим различием является разные подходы к оценке событий в нашем мире: раввины оценивают события с позиций канонов веры, в то время как современные евреи, а таких большинство, пытаются оценить события с позиций того, с чем они встречаются в своей повседневной жизни – с позиций науки, политики, их «гойских» друзей и т.п. Современные евреи пытаются сблизить позиции канонов веры с тем, что они видят в их современной жизни, но раввины не помогают им в этом. Проиллюстрирую все это на примере моих собственных духовных поисков.

История личных поисков моей еврейской духовности подтверждает, что многие хорошие раввины действительно повинны в том отрицательном отношении к ним, которое формируется в умах некоторых евреев, ищущих свой духовный еврейский мир. Вот несколько примеров из того, с чем я столкнулся в моих беседах с англоязычными раввинами.

Я изучал Тору много лет и продолжаю это делать сейчас. Лет десять тому назад я изучал Тору в течение года в интернетовской школе одного израильского ортодоксального раввина. Его отец был раввином в США, а затем переехал в Израиль. И его дед был раввином. И его сын стал раввином. У него был свой подход ко всем еженедельным главам Торы. Я научился многому. Но в каждой главе Торы я искал ответы на вопросы, с которыми меня сталкивала моя реальная жизнь. К примеру, в одной из недельных глав Всевышний призывает Моисея наказать племя мадианитян, совершивших предательское нападение на израильтян, чтобы помешать вхождению израильтян в землю обетованную. Наказать означает пойти на них войной и победить, а победить означает убить многих из них. Я задаю вопрос, не призывает ли эта глава Торы современный Израиль исполнить это же повеление Всевышнего и аннексировать, например, Самарию и Иудею, чтобы евреи могли жить в этой обетованной земле, как это и предусмотрел Всевышний. Мой вопрос смутил хорошего и грамотного раввина – он побоялся перебросить мостик между Торой и современным миром.

В одну из своих поездок в Израиль я посетил Явне, откуда пошел институт раввинов. Это началось около двух тысяч лет тому назад после разрушения Второго Храма, когда убежавший от преследования римлян один из известнейших знатоков религиозного закона Йоханан бен Заккай основал в городе Явне религиозную школу, которая со временем превратилась в центр и академию иудаизма. Неподалеку размещалась новая красивая синагога. Я зашел и познакомился с группой евреев, изучающих Тору, которые могут стать раввинами.  Я задал им волнующий меня вопрос: должно ли государство Израиль жить по законам Торы, или это государство должно создавать какой-то светский свод законов, по которым жить? Даже само предложение продискутировать этот вопрос смутило их – они уклонились от ответа.

Я попытался получить ответы на многие аналогичные вопросы у чикагских ортодоксальных раввинов-литваков. Я изучал Тору с ними и знал, что они раввины знающие и интересные. Они попросили меня составить список вопросов, меня интересовавших. Я сделал это – это были вопросы, близкие к тому, что я опубликовал в статье «Дискуссии по еврейской интеллектуальной идентификации в современной жизни». (К примеру, там были такие  вопросы, как насколько близка истинная еврейская идентификация к идентификации фундаментальных основ США или государства Израиль; идентифицируют ли евреи по-особому Добро и Зло и способы борьбы со Злом; идентифицируют ли евреи себя по-особому в науке, экономике, и политике.) Они отослали эти вопросы для размышлений своим коллегам. Через некоторое время я получил честный ответ: у них наработано свое понимание Торы, и они предпочитают учить тому, что наработано веками.

Тогда я заинтересовался реформистскими раввинами – они-то все в современной жизни, и должны быть рады ответить на эти вопросы. Оказалось совсем не так. Они, действительно, в современной жизни, но в современной либеральной жизни, которая мало опирается на концепции Торы. Они отказывались даже ответить на прямой вопрос, почему они поддерживают либеральные социальные законопроекты, в то время как концепции Торы намного ближе к консервативным точкам зрения.

Я следил за работой раввина Адина Штейнзалца по новому переводу Талмуда. На его блоге я задал ему следующий вопрос: «Всевышний создал человека по своему образу и подобию как индивидуума, не как коллектив – так ли это?». Понимая всю занятость этого раввина, я все же ожидал ответа, потому что этот вопрос один из фундаментальных в Талмуде. Ответа не последовало.

Все приведенные выше примеры – только лишь незначительная часть моего обширного личного опыта познания еврейской духовности с разными раввинами.

Как я отмечал в других моих публикациях, мой личный опыт убедил меня, что раввины – это абсолютно необходимая часть еврейской идентификации. Несомненно, раввины способствуют еврейской идентификации и укреплению еврейской духовности. Однако, их нежелание быть строителями моста между вечной и неизменяющейся Торой и вечным, но постоянно изменяющимся миром, в котором живут реальные евреи, приводит к тому, что у многих появляется отрицательная реакция на них, что отталкивает евреев от иудаизма и подталкивает евреев к грани ассимиляции.  И возможно, этот ассимиляционный фактор не менее существенен, чем пресловутый ассимиляционный фактор иудейско-христианской духовности.

Я объясняю нежелание раввинов (не всех, но многих) строить мост между вечной и неизменяющейся Торой и вечным, но постоянно изменяющимся миром тем, что должность раввина стала превращаться из духовного призвания, как это было со времен бен Заккая, в рабочую профессию. А рабочая профессия объединяет их в своего рода профессиональные союзы, все члены которых обязаны объяснять все так, как это принято в их «профсоюзе-ешиве». Отход от принятой линии объяснения-обучения чреват осуждением коллег.

Хочется надеяться, что русскоязычные раввины, сотрудничающие с газетой «Еврейский Мир», подключаться к дискуссии и объяснят, как они сами понимают описанную здесь тревожную ситуацию, и что, они считают, следует сделать, чтобы сблизить их духовные позиции с духовными позициями  многих современных евреев.

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 3,80 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Минков

Все публикации этого автора

17 комментариев к “Еврейская идентификация и раввины: что у них общего

  1. Уважаемый Владимир!
    Спасибо Вам за правильную статью.
    Проблема отношений с раввинами действительно очень актуальна в сегодняшнем иудаизме.
    Вы поставили правильный диагноз — «раввин» сегодня это рабочая профессия. И отсюда — все остальное.
    Но скажите мне, пожалуйста, что Вам кажется более правдоподобным: современное общество низвело «служителей культа», т.е. раввинов, до уровня простых служащих, или же раввины захотели отказаться от роли духовных учителей и стать простыми служащими?
    ??????????
    Ваши вопросы, которые Вы задавали различным раввинам, относятся к расширенно-теоретическим. Да, у них есть практические аспекты, но в основе своей это вопросы, для ответа на которые необходимо написать книгу, и возможно, не одну (ибо все это вопросы мировоззренчески-философские).
    Соответственно, те раввины, к которым Вы обращались «наскоком», которые Вас совсем не знают, не могли — принципиально — Вам ответить. Никто из них не хотел рисковать быть непонятым. Ведь если ответ раввина понимается неправильно — особенно мировоззренческий, особенно политический — у этого могут быть самые катастрофические последствия. Поэтому на такие вопросы отвечают только ученикам, в которых раввин уверен.
    Проблема многих современных духовных искателей состоит в том, что они выросли в культуре «инстант», т.е. моментального приготовления.
    Даже в мире йешив есть шутка, что сегодняшние ученики хотят за одну ночь выучить весь Талмуд — и еще поспать при этом 8 часов!
    Вот и сводятся диалоги с раввинами к одной простой, я бы сказал, примитивной схеме: я у него спросил, он мне не ответил, он — бяка…
    Между прочим, есть, если Вы не знали, у раввинов запрет, сравниваемый по своим последствиям с поклонением идолам: запрет обучать недостойного ученика. Т.е., раввин вначале должен быть на 100% уверен в своем ученике, и только тогда он может дать ему достойный ответ.
    Так что вопрос здесь гораздо глубже.
    Духовность требует смирения. С гордыней человеческой даже Всевышний не может жить в одном мире. Т.е., проблема, описанная Вами в Вашей статье, у гордеца есть даже со Всевышним.

    Вы правильно подметили, что людей современных интересует не ответ раввина и не позиция Торы. Что же они хотят услышать? Они ищут услышать от раввина подтверждение своим собственным вымыслам и фантазиям. Когда желанного продукта не получают — раввины виноваты, естественно.
    Я уверен, что проблема эта не нова отнюдь, ибо уже трактат Мишны «Поучения отцов» говорит напрямую: «Сделай себе раввина» — заставь себя принять авторитет какого-нибудь из раввинов (на самом деле не важно даже, какого — все свои вопросы человек сможет с этим раввином обсудить, и Всевышний поможет прояснить эти вопросы).
    Без опоры на авторитет и на веру ни один человек не достиг хоть сколько нибудь значимых вышин в своей области.
    Роль раввинов — представлять модель веры и авторитета для тех, кто хочет хоть чему-то научиться в Торе.
    Удачи Вам и благословения!

    1. Уважаемый Тамир!
      Спасибо за глубокое проникновение в суть моей статьи. Вот то, что я думаю по поводу высказанных вами мыслей.
      1. Да, должность раввина стала обычной рабочей профессией. Духовность уходит на второй план, а на первый план выходит финансирование, которое зависит от количества и благосостояния постоянных посетителей синагоги. А для того, чтобы создать стабильный коллектив таких посетителей, надо быть «нейтральным» в интерпретации Торы, чтобы не вызвать недовольство и уход из синагоги состоятельных евреев со своей индивидуальной интерпретацией многих концепций Торы. Мне представляется, что решение этой проблемы должно заключаться в том, что должны проводиться оживленные обсуждения Торы, где каждый со своей личной уникальной интерпретацией получает возможность убедить других в истинности своего понимания. Но большинство раввинов боятся допустить такие обсуждения, потому что они профессионально научены какой-то одной, и только одной, «истинной» точке зрения. Можно ли что-то сделать? Наверное, можно, изменив систему обучения: учить находить истинную точку зрения в дискуссиях, а не заучивать только одну «истинную» точку зрения. Если этого не сделать, большее количество современных евреев может подойти к грани ассимиляции: современный еврей предпочитает подходить к истине своим умом, а не следовать указаниям «сверху», даже если эти указания исходят из авторитетных источников.
      2. Да, вы правы – вопросы, которые я задавал различным раввинам, относятся к расширенно-теоретическим вопросам, для ответа на которые необходимо написать книгу, и возможно, не одну. Так мне пришлось и сделать. Я написал и опубликовал две книги: одну на русском языке «Евреи и их роль в этом мире», и одну на английском языке «The Jews and their role in our world”. Но задавая мои вопросы раввинам, я не ожидал мгновенного ответа. Я призывал к дискуссиям, а они не получались.
      3. Я, действительно, не знал того, что у раввинов есть запрет на обучение недостойного ученика. Может быть, с этим связано нежелание многих раввинов вступать в дискуссии с теми, кого они относят к группе «недостойных»? Если это так, то я считаю это полным нарушением равенства всех людей перед Всевышним, созданных «по Его образу и подобию». И если это так, то в этом и кроется причина отрицательного отношения многих к раввинам: эти многие отвечают раввинам «той же монетой».
      4. Я также не был знаком с высказыванием Мишны “Сделай себе раввина” – заставь себя принять авторитет какого-нибудь из раввинов, что приводит к заключению, что без опоры на авторитет и на веру ни один человек не достигает хоть сколько нибудь значимых вышин в своей области. Вы говорите, что роль раввинов – представлять модель веры и авторитета для тех, кто хочет хоть чему-то научиться в Торе. Здесь мы опять приходим к различной интерпретации того, что «человек сотворен по образу и подобию Бога». Если Бог это индивидуум – ОДИН, тогда все мы – и раввины, и их ученики – индивидуумы, и роль раввинов должна сводиться к тому, чтобы научить нас интерпретировать концепции Торы индивидуально для тех индивидуальных и уникальных условий жизни, в которых каждый из нас оказывается. Если Бог это коллектив – МНОЖЕСТВО, тогда роль раввинов должна сводиться к тому, чтобы научить все наше множество, то есть нас как коллектив, одной и той же интерпретации концепций Торы, чтобы все мы «шагали в ногу». Я убежден в первом.

  2. Последнее десятилетие внесло существенные изменения в понимание проблем управления мирозданием. Экспериментальное подтверждение глобальной синхронизации процессов во Вселенной свидетельствует, что наука не отрицает наличие Единой Силы, управляющей мирозданием. И если наука не называет ее Богом, а предпочитает другие наименования, это не может оправдывать существующее противостояние между наукой и религией.
    Исследования нейрофизиологов привели к обнаружению эффектов, вызванных молитвой: в ритмах мозга уменьшаются амплитуды высокочастотных составляющих электрической активности мозга и возрастают амплитуды тэта и дельта волн. Это необходимое состояние для нормального функционирования мозга, устраняющее патологические связи между нейронами. Оно объясняет суть лечения, использованного нашими предками и являющегося элементом еврейской традиции. В наш век это помогает восстановлению нормального сна вечерней молитвой.
    Успех сопутствовал и исследованиям науки процессов обмена информацией и энергией между человеком и Вселенной. Создание приборов ГРВ (газоразрядной визуализации) позволило в реальном времени наблюдать изменение свечения ауры человека под воздействием мыслей: безнравственные мысли порождают грязные тона в свечении ауры, а мысли о любви и благодарности восстанавливают чистые тона ауры. Это означает, что безнравственные мысли способствуют накоплению в организме человека вредоносной энергии Космоса. Как известно, вращение небесных тел, в том числе и земли, не является равномерным, что порождает гравитационные волны в Космосе. Земляне ощущают изменение скорости вращения земли, порождающее значительное ухудшение самочувствия.
    Нравственность, таким образом, является не выдумкой философов, а требованием Вселенной к ее обитателям. И это отражено в Торе и Писаниях Пророков. Если раввины это игнорируют, мудрыми их назвать нельзя. Казалось бы, использовать многочисленные научные исследования для расширения сознания верующих, научить их использовать достижения науки в реальной жизни может и должно сплотить и привлечь евреев, и не только, к иудаизму. Научить с позиций нравственности оценивать происходящие явления, в том числе политической и экономической жизни – важнейшая задача нравственного воспитания человека. Но вместо этого бесконечные пережевывания представлений мудрецов минувших веков порождает ощущение, что людей ведут к средневековому мракобесию. Человек, живущий в наше время, всеми силами противится такому прозрению, умножая число ассимилированных евреев. Разумеется, есть и некоторое число фанатиков, уходящих от реальности, которые принимают такие проповеди. Но не они делают погоду в мире. Нейрофизиология свидетельствует, что фанатиков и безумцев роднят древние структуры мозга, которые овладевают человеком, лишая его творческого начала, развивающегося только при регулярном использовании новых мозговых структур.

    1. Лев, мне кажется, если бы раввины немного разобрались бы в том, о чем вы пишете, им было бы намного легче найти духовный общий язык с современными евреями. Не пробовали вы сделать это?

  3. Думаю, Вы знакомы с философией современного ортодоксальног иудаизма ( это не консерваторы и не реформаторы)

    Возможно, у Равинов, представлляющих это направление, Вы получите ответы на свои вопросы?
    «Тора у-мадда» (ивр. תורה ומדע‎,«Тораи наука») — это философия, рассматривающая отношения светского мира и иудаизма,или точнее светского и еврейского знания. Она предлагает совмещать изучение Торы с получением также и светских знаний,что ведёт к положительному для человека вовлечению в жизнь общества.

    Этот подход является развитием направления Тора им дэрех эрец р. Гирша.

    Данная философия,в том виде, в котором она существует сегодня, во многом результат ученияр. Йосефа-Дова Соловейчика (1903—1993), главы Иешивы-университета в Нью-Йорке. По мнению р. Соловейчика, иудаизм обязывает человека к совершенствованию мира (тикун олам). По его определению, «человек Галахи» должен пытаться привнести в материальный мир святость и чистоту Божественного присутствия.

    Во второй половине XXвека главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль)и р.Йосеф-Дов Соловейчик (США) и сегодня — р. Авраам Шапира (умер в 2007),р. Мордехай Элон, р. Шломо Рискин, р. Йегуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн (Израиль).

    В русскоязычной еврейской общине принципам современной ортодоксии следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

    1. Да, я знаком с работами Маханаим и Пинхаса Полонского. Я встречался с Полонским у нас в Чикаго и читал его книгу о раввине Куке. Пожалуй, его воззрения близки к тому, о чем я пишу. Если это то, что вы называете современной ортодоксальностью, тогда современная ортодоксальность ближе всех к нахождению истины по Торе. И я согласен с тем, что философия раввина Соловейчика наиболее близка к тому, что мы обсуждаем.
      Я не совсем понимаю отделение «знаний иудаизма» от нак называемых «светских знаний». Если под «знаниями иудаизма» понимать только мораль и обряды (в широком смысле этого слова), то это только пол-Торы. Вторая половина Торы — это продолжение созидательной работы по Богу, для которой нужны все так называемые «светские знания» — наука и все подобное.

  4. Владимир! Современной ортодоксией это направление иудаизма именуется в википедии. У нас в общине ( на Украине) это называли религиозным сионизмом. В израиле это звучит почти как ругательство. А я , наблюдая за судьбами выпускников мидраша и лицея при нашей общине, убеждаюсь в том, что это направление имеет право быть. Выпускники сделали алию в Израиль ( несколько человек в Америке, Канаде и Германии), закончили супер-престижные университеты, работают в медицине,экономике, прикладных точных науках, занимаются передовыми технологиями. И это совсем не мешает им строго соблюдать традиции, изучать Тору ( многие даже стали хабадниками). Мальчишки отслужили в Цахале, некоторые из них стали поселенцами.
    Вывод один — нас много, мы разные , и главное — учиться понимать друг друга. Спасибо за понимание.

    1. Рахель, мне нравится современный ортодоксальный иудаизм. Но я не имею ничего против всех других направлений иудаизма — чем больше, тем лучше, если все они не выходят за пределы Торы. Что я не приемлю, так это попытки выдать «свою» интерпретацию Торы за истину в последней инстанции: «my way or highway» как говорят у нас здесь в Америке. Каждая интерпретация Торы, предложенная одним направлением иудаизма, должна быть представлена всем другим направлениям для дружеского обсуждения: только так можно приблизиться к истине по Богу и по Торе. К сожалению, этого нет.
      Ваше замечание о том, что чем выше образование и вовлечение в науку, тем ближе человек к лучшему пониманию Торы, абсолютно справедливо. Это подтверждает мой личный опыт и опыт моего общения в мире науки.
      Что касается вашего утверждения, что самое главное — учиться понимать друг друга, так это и ДА и НЕТ. Самое главное по Торе — это продолжение созидательной работы Бога по концепциям Торы. Если понимание друг друга — это конечная цель, так НЕТ. Но если понимание друг друга — это необходимый шаг для совмвстной созидательной работы на пути к лучшему миру, то ДА.

  5. Кстать, я заметила интересную тенденцию. Среди русскоязычных Равиное достаточно много людей с научными степенями в физике и математике. А в клинике, где работает моя дочь — 5 американских Равинов работают лицензированными психиатрами. Наш с дочкой первый Равин — Шломо Асраф — успешно практикующий и известный в Израиле адвокат.
    Уверена — чем образованнее и успешнее человек, тем больше у него возможностей для изучения Торы и поддержания должного уровня соблюдения традиций.

    1. Это интересное наблюдение, которое подтверждает то, что обсуждает эта статья: раввинатское образование не обязательно должно приводить к профессиональной работе раввина — оно помогает делать работу во всех других созидательных областях более совершенной.

  6. Пробовал ли я сделать это?
    Неоднократно и при обсуждении на разных форумах. Выясняется, что необходим ликбез, т.к. иначе обсуждение не продуктивное. А на таком сайте, как Маханаим есть только материалы, в лучшем случае, прошлого века. Посудите сами. Признание серьезными ин тами РАН наличия глобальной синхронизации процессов, происходящих во Вселенной, очень важно для иудаизма, т.к. поддерживает управляемость мирозданием Единой Силой, даже если религия и наука ее называют разными словами. Ведь и религия, и наука, каждая своими средствами, пытаются познать проявление этой силы. Не менее существенно и представление о нравственности, лежащей в основе понимания, что такое добро и зло. Говоря нравственность, а не мораль, я имею в виду, что нравственность относится к личности. Безнравственная личность, обладающая авторитетом или властными полномочиями, лишает любую общественную систему, в том числе и религию, возможных позитивных качеств. Но ни одна структура не принимает сколько-нибудь действенных мер, чтобы не допустить безнравственную личность к рычагам управления. Поэтому не прекращаются попытки найти замену нравственности. Наиболее модно сейчас говорить о демократии. Но демократия без нравственности ничем не лучше диктатуры, руководствующейся принципами нравственности (в идеале Бог). В то же время, использование имеющихся технических средств позволяет человеку увидеть своими глазами, как изменяется свечение ауры под воздействием нравственных или безнравственных мыслей. Не является ли такой метод пропагандой нравственности, не имеющий себе равных в воспитании детей, и не только?

    1. Лев, в принципе у меня нет возражений против того, что вы говорите. Но некоторые уточнения стоит сделать.
      1. Лучше говорить не о ликбезе, а о достижении взаимопонимания. Вы правы, раввины в своей массе не понимают той связи науки с религией, о которой вы говорите. Но и раввины правы — мы с вами можем не понимать той глубины духовных канонов иудаизма, на которых держится иудаизм и которые раввины пытаются защитить. Нужно достичь взаимопонимания. И тут, как мне представляется, раввины проигрывают духовно, и проигрывают сильно. Они не принимают протянутой им руки. Как я уже писал, их подход — «my way or highway». Нам остается только одно — пытаться организовать диалог.
      2. Мы обсуждаем здесь вопросы духовности (веры, религии …), а не науки. Поэтому не у раввинов надо требовать познать все глубины науки и связь науки с религией. Это наша задача представить концепции науки в таком виде, чтобы все — и раввины, и просто евреи — могли увидеть эту связь.
      3. Что касается вопроса нравственности и морали, вы правы, никакая демократическая система не в состоянии делать правильные дела, если во главе ее стоит безнравственный и аморальный лидер. Но сразу же возникает вопрос, что это такое – истинная нравственность или истинная мораль. У вас все время проскальзывает мысль, что имеется какая-то общечеловеческая истинная нравственность, которую все знают и которой все должны следовать. Такая нравственность должна была бы быть, но ее нет. Есть иудейско-христианская нравственность, основанная на Десяти Заповедях и Торе (Ветхом Завете). Наша иудейская нравственность отличается в какой-то степени от христианской нравственности, но поскольку они достаточно близки, мы можем строить лучший мир вместе. Но мусульманская нравственность противоположна иудейско-христианской. Задача нас, иудеев, заключается в том, чтобы способствовать созиданию лучшего мира на основе иудейско-христианской нравственности, и воспрепятствовать проникновению в этот мир нравственности мусульманской.

  7. А это обращение к редактору этой газеты Арье-Льву Кацину.

    Газета публикует много интересных статей русскоговорящих раввинов. Не затруднит ли Вас, уважаемый Арье-Лев, предать им просьбу участников этой дискуссии ответить на главный вопрос, проходящий «красной нитью» через все дискуссии:
    Как раввины понимают суть человека, «созданного по образу и подобию Бога» — только лишь с точки зрения морального совершенствования, или с точки зрения продолжения созидательной работы по Богу, где моральное усовершенствование является своего рода подготовкой к такой активной созидательной работе по «построению лучшего мира по Торе» для всех на земле нашей?

  8. Пока наука и религия будут разобщены, нет надежд на сближение их позиций. Об этом говорит утверждение Эйнштейна: «Серьезные проблемы нельзя решить на том же уровне мышления, на котором мы их создали. Рав Кук, а следом за ним Полонский, развивают представление, что в настоящее время отсутствующих Пророков заменяет стремление народов к достойной жизни. Я с таким представлением не согласен. Человек имеет 98% генов таких же, как и шимпанзе, а родившийся ребенок управляется инстинктами, как и все млекопитающие. Человеком он может стать только в результате должного воспитания и обучения. Поэтому слова Торы «сделаем человека» считаю адресованными ко всем, причастным к воспитанию и обучению. Если все человечество разместить на оси от зверя к человеку разумному и совершенному, то основная масса окажется ближе к зверю, а по мере продвижения к человеку совершенному численность людей будет убывать до нуля. Большинство способно вести только к зверю, и это необходимо ограничить, стимулируя повышение «подобия» и сдерживая удаление от него. Слова же Торы «по образу Своему, по подобию Божьему» выражают потенциальную возможность человека совершенного, заложенную в его генах. О том, что Адам и Хава не были совершенными, говорят их поступки. Чтобы достичь совершенства, человек должен научиться управлять своими генами, одни – тормозить, другие – активировать. Микробиология выявляет факторы, этому способствующие. Вехами на пути совершенствования могут быть люди, освоившие осознанно методы достижения феноменальных свойств периодически появляющихся феноменов. Пока же выявлено, что феномены лишаются своих феноменальных свойств, если допускают безнравственные деяния. Следовательно, на современном этапе необходимо стимулировать повышение нравственности людей, пресекая безнравственность, особенно лиц, в руках которых оказываются властные полномочия.
    В Торе, как упоминает каббала в стихах 19, 20, 21 главы14 (Шемот), содержащих по 72 буквы каждый, закодированы 72 имени Творца, связанные с Его свойствами. На данном этапе развития человека целесообразно приближение к подобию оценивать по значительно меньшему числу свойств. Пророки, упоминая о нравственности, сосредотачиваются на «Милосердии, Правосудии, Справедливости». Этот подход и должен быть доведен до практической оценки поведения совместными усилиями науки и религии. Практика, используемая религиозной общиной, не подтверждает, что соблюдение традиции, ведет к повышению нравственности. Необходимы другие действия, т.е. имеется потребность и творческого развития религии.

    1. Лев, я понимаю вопросы, которые вы поднимаете, следующим образом.
      1. Наука и религия не разобщены – разобщены раввины и ученые (не все, но многие). И вот почему они разобщены.
      Раввины сосредотачивают все свое внимание на нравственном воспитании, забывая для чего это нравственное воспитание необходимо. А оно необходимо для продолжения созидательной работы в нашем мире «по образу и подобию Бога», создавшего наш мир – мы не знаем ничего об «образе и подобии» кроме того, что Бог-Созидатель создал наш мир за шесть дней, и создал наш мир постоянно развивающимся. А это как раз то, что подавляющее большинство современных евреев ищет: как связать свою реальную жизнь, в которой они постоянно что-то созидают (семью, бизнес, музыку, дом и т.д.), с нашей нравственностью по заветам Торы.
      Ученые же сосредотачивают все свое внимание на познании методов созидания, часто забывая для чего и по каким принципам созидание должно продвигаться.
      Взаимодействие нравственности (религии) и созидания (науки) особенно остро обсуждалось в 1950-ых годах прошлого столетия при создании ядерного оружия. Вопрос был поставлен прямо: что же делают ученые, создающие ядерное оружие, способное уничтожить все человечество, — помогают ли уничтожить этим оружием ЗЛО (нацизм, коммунизм), тем самым улучшая нравственность человечества по Богу, или же способствуют уничтожению ДОБРА (нравственных людей), тем самым снижая нравственность человечества.
      Я вижу возможное решение этого вопроса в каких-то постоянно действующих семинарах «Религия и Наука», где обсуждались бы такие вопросы. Даже газета «Еврейский Мир» могла бы попытаться создать такой электронный семинар, если нашлось бы несколько заинтересованных раввинов.
      2. Воспитание и обучение, чтобы научить наши гены выстраиваться «по образу и подобию Бога», проблематично в своей постановке. Да, возможно у нас 98% генов таких же, как и у обезьян. Но это ни о чем не говорит.
      У всего, созданного Богом на земле нашей за шесть дней, один и тот же набор химических элементов. Но с одним и тем же набором химических элементов все мы разные – и твердь, и вода, и дерево, и автомобиль, и обезьяна, и человек. Так что дело не самих элементах, а как они сочетаются друг с другом, то есть какова управляющая система, организующая их совместную работу. И здесь мы приходим к тому, кто организует работу, то есть к концепции всевышних-организаторов, которые имеются в каждой системе-организации. К примеру, в синагоге, таким всевышним-организатором является раввин, в семье муж или жена, в фирме ее владелец.
      И с организацией генных систем происходит что-то аналогичное. Есть один Всевышний-организатор над всеми нами, кто организует системное управление всеми нашими генами, чтобы из одних и тех же ген сделать из нас человека, а не обезьяну.
      Какова же здесь роль раввинов-воспитателей (организаторов) и других воспитателей (учителей, родителей)? Наверное, вспомогательная. Они помогают развить в человеке то, что в него заложил Всевышний, который создает какую-то комбинацию (систему управления) из всех наличных ген в каждом из нас.
      3. «Милосердие, Правосудие, Справедливость» — эти концепции имеют разное содержание в разных духовностях. В частности, их содержание в иудейско-христианской духовности противоположно таковому в мусульманской духовности. К примеру, для большинства мусульманского мира теракты 11 сентября 2001 года были правильным актом правосудия и справедливости, а понятия милосердия человека к человеку совсем нет в исламе. Раввины должны начинять эти концепции содержанием, привязанным к событиям нашей современной жизни, в которой мы, современные евреи, живем, а они уклоняются от этого.

  9. Изложенное вами в п.1 не вызывает возражения.
    Попробую изложить свое понимание того, что вы отнесли к п.2.
    Последние 20 лет после выхода на пенсию мое внимание привлекала альтернативная медицина не потому, что я испытывал какие-либо проблемы со здоровьем. Она позволила понять, что нормальная физиология нейтрализует те метаболиты, которые возникли в организме из-за неспособности разрешить на духовном плане проблемы своего миропонимания. Оказалось, что это знал еще Гиппократ, утверждавший: «здоровье отражает гармонию человека с самим собой и внешним миром». Одинокий человек, о котором писал рав Соловейчик, видимо, в наибольшей мере приближает к истине. Современный мир дает этому подтверждение. Уже десятки тысяч «солнцеедов» демонстрируют способность годами обходиться без пищи, если они способны своим разумом поддерживать гармонию, о которой писал Гиппократ. Медики увлеклись материальным обменом. Это позволило им выяснить, что водородный показатель рН только в очень узких пределах способствует здоровью: от 7,35 до 7,45. Когда возрастает кислотность и нижнее значение опускается до 7,00, разрушаются клетки печени. Если возрастает щелочность крови и верхнее значение рН достигает 8,00, возникают опасные для жизни изменения в крови. Древние молитвой восстанавливали равновесие, не догадываясь, что происходит при этом в организме. Медицина «сдалась» фармацевтическим компаниям, продукция которых имеет высокие темпы роста даже при экономическом кризисе. Годовой объем их производства составляет уже триллион долларов США. Распространяется миф, что увеличивается продолжительность жизни в развитых странах. Однако, не публикуются данные, растет ли доля людей 70+, которые способны себя сами обслуживать. Правительства пытаются повысить возраст выхода на пенсию, вызывая возмущения граждан, которые не уверены в своей возможности продолжать трудовую деятельность. Доля налогоплательщиков в обществе снижается, которую пытаются увеличить путем иммиграции из слаборазвитых стран, создавая условия для роста популярности радикального ислама. Это ли «путь к Богу»?.

    1. Лев, вы правы. То, что вы описали, — это не путь к Богу. И целью этих дискуссий является как раз то, что вы ищите, — истинный путь к Богу.

Обсуждение закрыто.