Поиск смысла. Опыт моего поколения

Часть первая

Человеку необходимо мировоззрение. Моему поколению, а также близким к моему, с мировоззрениями не везло.

Сначала сносились «Комиссары в пыльных шлемах», романтизм «Бригантины» держался подольше. К 60–70-м прошлого века подступил кризис. Некоторые в моем поколении и в соседних начали открывать для себя отринутые нашими отцами религиозные идеи. Для людей с художественным видением мира естественной была дорога к христианству. Визуально оно шло вместе с великолепием собора Василия Блаженного на Красной пощади, с музеем икон Андроникова монастыря, музыкально — со «Страстями» Баха. Такие выдающиеся евреи, как Александр Галич и Иосиф Бродский в разное время приняли крещение.
«Но больны водобоязнью все евреи от рожденья», — писал Гейне в «Диспуте», иных эстетика христианства не привлекла. А искали эти иные постижения истины в еврейских текстах.
Этому духовному различию — между эстетическим и интеллектуальным постижением божественного — больше 2000 лет. Древних римлян и греков, творцов восхитительных храмов и гениальных скульптур своих языческих богов, безмерно бесила идея невидимого Б-га евреев. И они все время мечтали затащить какую-нибудь гадость, вроде скульптуры Калигулы, в Святая Святых иерусалимского Храма. Возможно, античный антисемитизм и даже разрушение Храма в 70 году н.э. были связаны с комплексом неполноценности народов в связи с неспособностью ими понять то, что невозможно себе представить зрительно. И оставили они своих идолов только тогда, когда для них еврейскую религию модифицировали, снабдив ее изображениями и скульптурами. На этом пути вновь обращенные смирились даже с нарушением второй заповеди своей новой религии: «…не делай себе изваяния и всякого изображения того, что в небе наверху, и того, что на земле внизу…» (Шмот, 20:4). Потребовалось полтора тысячелетия, пока христиане-протестанты, следуя второй заповеди, не пришли к молельным домам без икон.
Одно из изменений Новых времен: визуальные искусства частично отделились от религии. Так, в России во второй половине ХIХ века появилась социальная живопись передвижников, существовавшая параллельно с религиозной Иванова, Нестерова, Васнецова. Именно в это время — с конца ХIХ века — в визуальные искусства стали приходить евреи. Не случайно в это же время возник модернизм — стремление изображать иной пласт, чем непосредственно видимое.
Сентиментальный реалист Гитлер четко прочувствовал разницу между своим, арийским «искусством», и видением мира еврейскими художниками. На знаменитой выставке «Дегенеративное искусство», которую нацисты четыре года возили по Германии (с 1937 по 1941 год), чтобы просветить немцев, как не надо видеть мир, среди прочих были представлены российские евреи Марк Шагал и Эль Лисицкий.
На воспроизведенной в 1987 году в Вашингтоне выставке, экспонировавшейся вместе с живописными работами Гитлера, можно было понять, почему будущий фюрер возненавидел евреев. Стремление модернистов разгадать скрытое соответствовало еврейским религиозным поискам смыслов. Конечно, далеко не все модернисты были евреями, но Гитлер с его тонким нюхом на влияние еврейского мировосприятия «учуял крысу», как сказали бы американцы. Так что весьма вероятно, что бешеный антисемитизм Гитлера имел эстетическую природу.
Занятно, что когда Хрущев в 1962 году занялся борьбой с чуждой эстетикой (а коммунистический эстетический канон был неразличим от нацистского), огонь его критики тоже пал на евреев — художника Роберта Фалька и скульптора Эрнста Неизвестного.
Работы Марка Шагала высвечивают особенность еврейской религиозной живописи. Творчество художников-христиан — это обычно иллюстрации Священного Писания с вечными темами страдания, материнства, красоты (не очень-то спасавшей мир), бесконечные прекрасные мадонны с не очень получавшимися мясистыми младенцами.
Послание, которое нес Шагал (музей его в Ницце так и называется — «Библейское послание Марка Шагала») — это переосмысление им в цвете ТАНАХа. На иллюстрации это даже не претендует — это личная, понятая Шагалом библейская история евреев. Да и картины Шагала на христианские темы — это тоже переосмысление еврейской судьбы. Его «Белое распятие» из Института искусств в Чикаго — прибитый к кресту еврей, покрытый талесом, а вокруг пылающая синагога, толпа погромщиков с красными флагами, убегающие, уплывающие, пытающиеся спастись и спасти свиток Торы евреи. И горящая, не гаснущая менора. Картина, наверное, могла бы называться «Еврей и ХХ век». У Шагала история Иешуа из Назарета приобретает смысл, отличный от традиционно христианского. Это история еврея, которому дороги иудейские ценности, во враждебном мире. Напомню фразу из Евангелия от Матфея (5:17): «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Слова ортодоксального еврея.
Конечно, выглядит несколько иронично: еврей Шагал пытается своим творчеством просветить христиан насчет истинного смысла личности Иисуса. Савонарола наверняка сжег бы не только «Белое распятие», но и самого художника.
Поиски скрытых смыслов вели евреев к точным наукам значительно чаще, чем к изобразительному творчеству. В популярной шутливой песенке, написанной до Шестидневной войны 1967 года, после которой евреев почти полностью перестали принимать в Московский университет, пелось: «На мехмате стук дверей, ушел последний нееврей».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 13, средняя оценка: 4,62 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

3 thoughts on “Поиск смысла. Опыт моего поколения

  1. Фигуративное искусство запрещено Торой.Абстракции также могут подтолкнуть рабов божьих кудато не туда. Акак Вы считаете,Борис?

    1. Первый главный раввин Израиля рав Кук в обращении к обществу еврейского искусства «Бецалель» с одной стороны видил в развитии изобразительных искусств «жажду жизни», с другой говорил о важности «точки самоограничения». Я думаю, многое изменилось после преодоления народом искушения идолопоклонства. Когда-то, видно, тянуло поклоняться любому изображению.
      И, насколько я знаю, различно отношение к скульптуре, более близкой к созданию идолов, и к живописи. В Израиле я не видел на площадях скульптур, в то же время в Иерусалимском музее замечательная коллекция живописи.

Comments are closed.