У каждого человека есть своя мечта, однако далеко не каждый ее реализует. Например, многие мечтают стать врачом, но отказываются от своей мечты из-за неуверенности в своих способностях — сумеют ли они поступить в медицинскую школу, сдать экзамены на врача. Причина этих сомнений не только в недостатке веры в себя, но и в том, что они не охвачены любовью к медицине…
Я знаком с молодым человеком, который, приехав в Америку, мечтал стать врачом. Преодолевая неудачи, он пытался вновь и вновь поступить в медицинскую школу и в конце концов добился поставленной цели. «Если бы ты вложил столько же энергии в бизнес, то стал бы миллионером», — смеялись над ним. «Лечить людей — это мое призвание!» — отвечал он…
Многие, изучая Тору, мечтают достичь успеха, но затем начинают сомневаться: «У меня не хватит способностей выучить весь Талмуд, да и как я смогу прокормить семью на скромную зарплату учителя Торы?» И из-за этих сомнений выбирают другой жизненный путь. «Эти сомнения — следствие недостатка любви к Торе, — пишет рав Авраам Пам («Rav Pam on Chumash»). — Ибо любовь помогает преодолеть все сомнения!»
Любящего жениха, как привило, не гложут сомнения перед свадьбой. Ведь если он действительно любит невесту, то любовь помогает ему разрешить все сомнения…
«Сахаров поддерживал борьбу советских евреев за эмиграцию, считая, что если люди будут обладать правом выехать из страны, то они никогда больше не будут рабами», — рассказывала Елена Боннэр. Впрочем, это понимали не только борцы за права человека, но и власти. Окружив себя железным занавесом, империя зла лишала своих граждан права на выезд за границу. Так почему же власти сделали исключение для евреев, позволяя только им выезжать в ненавистный Израиль?
Многие знали, откуда они хотят уехать, но лишь евреи, мечтая оказаться на своей исторической Родине, знали, куда они хотят ехать. Многие хотели уехать, но лишь евреи, охваченные любовью к Израилю, были готовы за это бороться.
Победа Израиля в Шестидневной войне 1967 года пробудила советских евреев от духовной спячки. Среди них нашлись смельчаки, которые обратились к властям с просьбой о выезде на свою историческую Родину. Стремясь разрушить движение за выезд в Израиль, власти решили всех запугать: одних бросили в тюрьмы, другим отказали в выезде и лишь немногих отпустили. Каждый еврей мог сомневаться, стоит ли подавать заявление на выезд:: «Подав документы о выезде, я потеряю работу, сына выгонят из института и призовут в армию, а вся семья может оказаться на долгие годы в отказе». Однако евреев вдохновлял пример первопроходцев-отказников, которые пробили брешь в железном занавесе. Любовь советских евреев к Израилю помогла им преодолеть все сомнения…
…После Исхода из Египта евреи направлялись в землю, о которой мечтали. Однако нашлись среди них те, кто сомневался, действительно ли хороша та земля. Они послали разведчиков. Вернувшись, разведчики рассказали о великанах и о неприступных стенах той земли. Заключив, что не сможет войти в ту землю, народ заплакал в ту ночь, а некоторые предложили вернуться в Египет. За этот грех поколение было наказано сорокалетним скитанием по Синайской пустыне.
Однако даже во времена скитаний, когда евреи теряли надежду когда-либо войти в Землю Израиля, нашлись люди, которые продолжали о ней мечтать. Дочери Целафхада попросили Моисея о том, чтобы они унаследовали будущий надел в Земле Израиля своего умершего отца.
Разведчики недостаточно любили Землю Израиля, потому сомневались в том, что поколение сумеет преодолеть все препятствия на своем к ней пути. Однако дочери Целафхада доказали, что любят землю и верят, что народ преодолеет все препятствия. Их вера была основана на любви к стране Израиля, ибо любовь разрешает все сомнения!