Новая жизнь
Кто из нас не делал попыток начать новую жизнь? Это желание охватывает нас особенно сильно, когда приближается новый еврейский год – Рош-Хашана. Или, может быть, кто-то еще по старинке строит планы начать новую жизнь с 1 января, делает свои «new year resolutions», так говорят американцы о своих новогодних обещаниях.
А разве сейчас приближается новый год? – удивится читатель. В каком то смысле именно так: на пороге Нисан, который Тора называет первым месяцем еврейского года. Позади длинная зима, а пришедший месяц весны Нисан знаменует пробуждение природы от сна. Душа человека пробуждается вместе с природой и готовится к тому, чтобы начать «новую жизнь».
Многие стремятся подчинить своему контролю события окружающего мира или добиться влияния на окружающих людей.
Важно помнить, что, влияя на себя, мы можем оказывать влияние на других, вдохновляя их своим личным примером. Потому успех всех наших планов зависит от задачи неимоверной сложности: научиться управлять собой, исправляя и улучшая свой характер.
Впрочем, годы приходят и уходят, а планы зачатую остаются только планами. Конечно, планировать и мечтать о будущем не запрещается, но что делать, чтобы наши мечты становились реальностью?
Американцы любят шутить, спрашивая, как съесть слона.
— Кусочек за кусочком! Это очень важный совет. Для достижения больших, кажущихся непреодолимыми препятствий требуется идти шаг за шагом. Не случайно психологии разработали популярные методы, как начать жизнь с начала: 12 этапов реабилитации. Эти методы позволяют человеку избавиться от дурных привычек и зависимостей.
Однако сегодня мы хотим упростить задачу и упомянем о четырех этапах обновления человека. Эти четыре этапа символически выражены в четырех субботах, каждая из которых называется определенным именем в зависимости от отрывка Торы, который читают в субботу.
Любовь и ненависть
Первый этап: в преддверии Адара, последнего месяца еврейского года, читают раздел «Шкалим», который рассказывает о том, как каждый еврей должен был дать полшекеля на строительства Храма в пустыне. Почему полшекелея, а не целый? Для того, чтобы мы помнили, что каждый из нас – лишь половина, часть целого. Размышляя на тему “Я и Всевышний, я и мой народ”, человек пробуждает в себе любовь к добру.
Второй этап: в преддверии праздника Пурим мы читаем отрывок «Зохар», напоминающий о вероломном нападении Амалека на евреев в Синайской пустыне. Это учит нас ненавидеть зло.
Кто-то возразит: “я не хочу ничего ненавидеть”. Возможно, что тот, кому нечего ненавидеть, никого и ничего не любит. Мать, любящая своего сына, возненавидит угрожающего его жизни преступника. Более того, давайте не кривить душой: чувство ненависти – является одним из сильнейших чувств в нашей душе. Как бы мы ни хотели, оно остается нашей частью. Как и все другие качества нашего характера, следует научиться правильно использовать это чувство. Всевышний дал нам чувство ненависти для вполне определенной цели, которую мы можем реализовать, сделав правильный выбор, и направлять ненависть только на зло.
Рав Гедалия Шор связывает чувства любви и ненависти, упоминая слова царя Давида, который писал в своих псалмах: «Любящие Всевышнего ненавидите зло!»
Обратите внимание, что пробуждение, обновление души человека начинается с любви к добру. Ненависть к злу вторична, она должна являться следствием любви. Возможно вы возразите, вспомнив другие слова царя Давида: «Уйди от зла и твори добро!» Не допустимо, например, грабить, а потом часть денег направлять на доброе дело. Сначала прекрати творить зло и наносить ущерб, а потом занимайся филантропией и добром.
Царь Давид не противоречил себе. Там, где речь идет о поступках, конечно же, следует сначала прекратить творить зло. Но когда мы говорим о чувствах и возрождении души, следует в первую очередь наполнить свою душу любовью.
Добро и зло
Третий этап: в следующую субботу читается раздел «Пара», повествующий о законах ритуальной чистоты «красной коровы».
Пепел красной коровы помогал преодолеть нечистоту столкновения со смертью. Смерть – следствие греха первого человека, который смешал в запретном плоде добро и зло. В духовном смысле победить смерть, значит, разделить то, что Адам смешал. При этом разделить не только на уровня интеллекта, но и на уровне чувств.
«Знаете ли вы, какие две точки во Вселенной находятся на самом большом друг от друга расстоянии? – спрашивал ребе из Коцка. – Разум и сердце!» Иногда мы понимаем разумом, что это плохо, но сердце не желает понять. Иногда мы понимаем, что это хорошо, но сердцу не прикажешь. В этом смысле научиться любить добро и ненавидеть зло (прежде всего, недостатки в нас самих) – это соединить разум и сердце.
И если человек начинает жить, действовать в соответствии с этим обновленным пониманием ощущения добра и зла, то он оказывает огромное очищающее воздействие на свою душу. Добра в ней становится все больше и больше, а зла все меньше и меньше.
Новое сердце
Четвертый этап: в преддверии Нисана, первого месяца еврейского года, читают отрывок «хаходеш», повествующий о том, как Всевышний впервые обратился к евреям в Египте и призвал их отсчитывать дни от новолуния (начала еврейского месяца) и приготовиться к Исходу из рабства. Луна кажется исчезает с небосвода, и наступает самая темная ночь месяца. Однако потом луна появляется вновь, и ее свет рассеивает тьму. Обновление луны – символ миссии и судьбы еврейского народа, познавшего тайны обновления человеческой души.
В тот момент, когда Всевышний впервые обратился к евреям с первой заповедью нового месяца, в духовном смысле, произошло творение еврейского народа.
Мудрецы приводят в соответствие разные этапы творения.
Творение мира – «И сказал Б-г: да будет свет. И стал свет» (Берешит 1:3).
Творение человека: «И создал Всевышний человека из праха земного, и вдохнул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Берешит 2:7). Творение еврейского народа — «Месяц этот для вас начало месяцев; первый он у вас из месяцев года». (Шмот 12:2).
Все эти этапы творения являются, по сути, проявлением того, как Всевышний творит словом мир, человека и еврейский народ.
Итак, если в сердце человека пробуждается любовь к добру и не приятие зла, то он очищает свою душу и с помощью Небес обретает обновление. Об этом просил царь Давид в своем псалме: «Чистое сердце сотвори мне Всевышний, и сильный дух обнови внутри меня!»
Человек – это звучит гордо!
Комментируя приведенные выше слова Торы о творении человека «и вдохнул в ноздри ему» Раши пишет:. Всевышний создал человека из земного и небесного: тело из земного, а душа из небесного.
Наша недельная глава повествует о законах, связанных с рождением ребенка: «И говорил Всевышний Моисею. Скажи евреям: если женщина забеременеет и родит мальчика…» (Вайикра 12 :1)
Раши комментирует эти слова: «Сказал раби Симлай: Подобно тому, как при сотворении мира человек был сотворен лишь после, творения всякого скота, зверя и птицы, так и учение о нем изложено после учения о скоте, звере и птице». Мудрецы обращают внимание на то, что в конце прошлой недельной главы подробно излагались законы кошерных и некошерных животных, рыбы и птицы. Лишь потом повествуется о рождении человека, что соответствует порядку творения, изложенному в самом начале Торы.
Мудрецы Талмуда приводят следующую мысль: если человек не удостоился, то говорят ему: даже муравей был сотворен до тебя! Если же человек удостоился, то говорят ему: ты был сотворен первым, как сказано: «В начале сотворил Б-г небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною; и дух Всевышнего витал над водою». Что означают слова: “удостоился или нет”? Рав Гедалия Шор объясняет, что речь идет о конфликте души и тела, продолжающемся всю жизнь человека. Если побеждает материальное, и человек видит в себе еще одно существо животного мира, то ему нечем гордиться, даже муравей, был сотворен до него, и выполняет свое предназначение лучше человека. Если же в человеке побеждает духовное, тот дух, который вдохнул в него Всевышний, о котором сказано: «дух Всевышнего витал над водою», то такому человеку есть чем гордиться!