«ВОЗВРАЩЕНИЕ»

«… Я остался стоять, промокший до нитки, униженный и несчастный. Я понял, что я не такой, как все другие вокруг, потому что я еврей. Я не мог тогда знать, что за три с лишним тысячи лет до этого Всевышний сказал евреям: «Вот, Я даю вам благословение и проклятие, жизнь и смерть – и да выберите жизнь».

Я, конечно, не осознавал еще благословения и поэтому был далек от счастья быть евреем. Но проклятие ощутил глубоко, и это было большим прогрессом по сравнению с тем временем, когда я был уверен, что я такой, как все. Я и не подозревал, что это было началом самого главного и счастливого поворота в моей жизни».

Это отрывок из искренней и глубоко волнующей автобиографической книги профессора Германа Брановера «Возвращение», опубликованной издательством «Шамир».

Автор рассказывает о драматических путях его возвращения к вере отцов, возвращения на Землю предков.

После репатриации в Израиль профессор Брановер, помимо преподавательской работы в Тель-Авивском и Беер-Шевском университетах, возглавил организацию «Шамир» и одноименное издательство, хорошо известное русскоязычным читателям.

БЕСЕДА С ЯКОВОМ БАМОМ

По приглашению директора Нью-Йоркского филиала издательства «Шамир» Якова Бама мы находимся в его офисе. С рабаем Бамом мы знакомы давно, с тех пор как он вел программу по изучению иудаизма для русскоязычных евреев в синагоге «Янг Исраэль» на Ocean Ave., недалеко от Ave. Z (раввин Довид Симпсон). Каждую субботу в любую погоду Яков Бам около двух часов шел пешком из Крон Хайтса, чтобы провести с нами занятия.

– Яков, прошли годы, и можно сказать, что Ваша работа в синагоге принесла свои плоды. Почти все Ваши бывшие ученики стараются соблюдать еврейские традиции, продолжают учебу. А некоторые молодые люди стали религиозными евреями. Двое даже ездили учиться в иешивы Израиля.

Теперь у них традиционные еврейские семьи, растут детишки, которые с раннего возраста получают еврейское воспитание.

Им, даст Б-г, не надо будет ниоткуда «возвращаться». А как к иудаизму пришли Вы, выпускник ленинградского вуза?

– Я учился в институте связи им. Бонч-Бруевича. В моей семье, в компании друзей, везде были еврейские настроения. Иногда на еврейские праздники я ходил в синагогу. Еврейское чувство у меня было всегда, но тогда было не совсем понятно, что за этим стоит.

В 1989 г. я переехал в Нью-Йорк. В профессиональном отношении освоился довольно быстро. У меня была фирма по разработке компьютерных систем. Однажды к нам в гости приехал из Израиля двоюродный брат мамы, религиозный человек Шолом Хаскин (в 30-е годы часть нашей семьи уехала в Палестину). Шолом впервые надел мне тфилин. Он повез меня в Крон Хайтс к Любавичскому Ребе. В то время Ребе был очень болен и после инсульта не мог говорить. Но встреча с цадиком (праведником) всегда оказывает на человека очень сильное воздействие. Думаю, что это стало поворотным моментом в моей жизни. Я поехал в Израиль, куда из Ленинграда репатриировались мои родители (они и сейчас живут в Раанане).

Вернувшись, пошел учиться в иешиву, хотел получить знания, которые считаю необходимыми для жизни. Я понял, что для евреев, чтобы разбираться в жизни, нужно разбираться в Торе. Конечно, по интуиции мы тоже можем что-то правильно делать, но продуктивно жить без изучения Торы нельзя. Сначала совмещал учебу с работой, а потом три года только учился.

Сейчас я работаю в «Шамире». Для меня это больше чем работа – это мое призвание. Возглавляет нашу организацию замечательный интеллигентный человек – профессор Брановер. Он – мозг и душа «Шамира».

ВЫБОР ПРОФЕССОРА БРАНОВЕРА

Да, мы под сильнейшим впечатлением от его интересной и исключительно важной книги «Возвращение» (и не только мы).

Профессор рассказывает в ней о событиях, свидетелем которых он является, о еврейском движении в СССР, о своей жизни, о духовных поисках и страстной мечте «вернуться» в Землю предков, с которой он ощущает свою неразрывную связь.

В Риге у него удачно сложилась научная карьера, высокий научный авторитет в области магнитной гидродинамики, опубликовано множество статей, несколько монографий и учебников. У него максимальная зарплата, квартира в центре города, машина и дача на взморье. Но он всеми силами стремится покинуть эту чужую для него страну, для чего делает несколько рискованных и не безопасных попыток (через Польшу), которые (увы!) кончились безуспешно.

Наконец, в 1972 году в минуту отчаяния Брановер позвонил в Нью-Йорк Любавичскому Ребе и получил благословение и заверение в том, что разрешение на выезд скоро будет получено. Все так и произошло. Через несколько месяцев – счастливая встреча с Землей Израиля, радостные объятия родных и друзей, которых выпустили из-за «железного занавеса» несколько раньше. Теперь он дома! Можно на родной земле спокойно заниматься научной работой, преподаванием в университете, радоваться жизни. Но…

НАРОД КНИГИ – НАРОД ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Когда проходит эйфория, он с болью в сердце любящего сына наблюдает, как атеизм, подмена еврейской традиции общечеловеческой культурой оказывает пагубное, разлагающее воздействие на его народ. Руководители страны допускают непростительные ошибки, подвергая народ Израиля и само государство смертельной опасности. Брановер лично слышал, как Ребе за несколько дней до начала войны Йом Кипур (1973 г.) предупреждал о приближении этой войны и советовал, как действовать. Но даже в тот страшный час совет цадика не был принят. И страна потеряла 2700 своих детей, в четыре раза больше, чем в войну 1967 года.

Профессор с великой горечью наблюдает, как «народ Книги превращается в народ Телевидения». Как потомки тех, кто более трех тысяч лет были носителями и хранителями святости, превращаются в этакий ханаанский народец с его языческим культом тела, наслаждения, преуспевания, стыдливо прикрытый фиговым листом «прогресса» и «служения общечеловеческим идеалам».

И Брановер, понимая необходимость просветительской работы, взваливает на себя, помимо всего, ношу руководителя культурно-просветительской организации религиозной интеллигенции «Шамир».

«ВЫБЕРИТЕ ЖИЗНЬ»

Кроме того, лишая себя отдыха, сна, общения, отрывая время от научной работы, от семьи, засыпая за рулем, он колесит по стране с лекциями, иногда посещая 2-3 города в день. Ему хочется кричать, увещевать, уговаривать, объяснять людям. Это он и делает: «Братья мои, очнитесь! Разве вы еще не убедились, что ваш эксперимент атеистического Израиля провалился? Разве вы еще недостаточно ощутили на себе, что на этой земле можно жить только по Торе, иначе она изрыгнет нас? Неужели вам мало войн и страданий?»

Он объясняет, что у евреев нет другого выбора, чем жить по Торе. Нет! («Я даю вам жизнь и смерть, и да выберите жизнь»).

Можно это не понимать, не принимать, бунтовать. Но это все равно, что «бунтовать против силы тяжести, бросаясь вниз с высокого этажа».

«Если бы не Тора и не заповеди, мы, даже сохранившись до сего дня, не знали бы о том, что у нас была когда-то земля на Ближнем Востоке, а если бы и узнали из истории и археологии, то и подумать не могли бы, что это имеет какое-то отношение к нам сегодня».

И еще важный момент, о чем профессор говорит и пишет в своей книге: «Люди страхуют свою жизнь… Не пора ли подумать о страховании жизни в национальном плане. Мы все верим и надеемся, что государство создано навеки. Однако как серьезные люди мы обязаны подумать и о наихудшем варианте… И если бы молодое поколение (не дай Б-г) вынуждено было бы уйти в рассеяние, оно оказалось бы в 1000 раз в худшем положении тех поколений, что выросли с Торой. Нынешняя молодежь из нетрадиционных семей просто безоружная перед чуждыми влияниями, и потребовались бы считанные годы для ее абсолютной ассимиляции».

Эти чувства и мысли выстраданы автором книги. Они изложены просто и доходчиво.

Читатель как бы свидетель того, как герой ступенька за ступенькой поднимается по духовной лестнице восхождения – возвращения.

Он (герой) прочитывает горы философской литературы: Гераклита, Лейбница, Фейербаха и много других и приходит к выводу, что именно в Торе дается непротиворечивое объяснение сущности мира, его происхождения и существования, а также сущности и назначения еврейского народа».

И читатель – свидетель тянется за своим героем в меру своих возможностей по этим ступенькам.

Как было бы здорово, если бы больше евреев прочли книгу этого высокоморального и в высшей степени достойного автора.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора