Это должен был услышать мой муж!

– Это должен был услышать мой муж! — пожаловалась одна женщина в открытом эфире во время передачи, посвященной вопросам семейного счастья. Я хотел ей ответить, что услышать это должна была она, а не только ее муж, но промолчал. Для того чтобы достучаться до сердца слушателя, нам зачастую необходимо искать не прямой, а более деликатный и уважительный путь…
Рав Меир Пам был духовным руководителем (машгиахом) иешивы «Хаим Берлин» и раввином общины в Бруклине. «Однажды после его выступления к нему подошел человек и сказал: «Вы так хорошо их всех упрекнули!» — «Я упрекал не «их всех», а тебя!» — хотел было сказать, но не сказал рав Меир Пам», — вспоминал его сын рав Авраам Пам, глава иешивы «Тора ве-Даат»…
«Всем нам следует обращать внимание на события окружающего мира и извлекать из них для себя уроки», — повторял Хофец Хаим, приводя в качестве иллюстрации этой мысли историю великого ученика Виленского Гаона рабби Хаима Воложинера. Однажды этот известный мудрец Торы встретил на ярмарке знакомого, который с удивлением спросил: «Что ты здесь делаешь?» Рав Хаим ответил, что приехал купить товар, ибо зарабатывает на жизнь торговлей. Однако этот вопрос продолжал звучать в его душе: «Что ты здесь делаешь? Занимаешься торговлей, забывая о том, во имя чего ты пришел в этот мир?» Тогда рав Хаим решил изменить свою жизнь и открыл учебное заведение нового типа — иешиву в Воложине, которая стала прототипом иешив будущих поколений…
Впрочем, зачастую мы слышим не то, что нам говорят, а лишь то, что мы хотим услышать. Например, Билам отказывался услышать слова Всевышнего, который сказал ему не идти проклинать евреев. Билам хотел обрести богатство, но вместо этого потерял жизнь.
Когда посланники царя Балака пришли к Биламу и попросили его проклясть еврейский народ, то он не ответил отказом, а попросил их дождаться утра, объяснив, что ночью спросит Всевышнего. Неужели Билам не понимал, что Всевышнему неугодно проклятие и уничтожение невинного народа? Возможность обогатиться затмила Биламу глаза. Всевышний сказал ему, чтобы он не шел с этими людьми и не проклинал народ, потому что благословен он. Однако Билам сообщил посланникам, что Всевышний сказал ему «не идти с ними», забыв упомянуть, что Всевышний запретил ему проклинать евреев. Из этих слов царь Балак сделал вывод, что Билам торгуется: он не пойдет с «этими людьми», но пойдет с другими — более важными. И когда пришли важные посланцы Балака, то Билам сказал им, что не пойдет проклинать евреев, даже если ему дадут полную комнату золота. Балак же понял, что если Биламу дадут больше комнаты драгоценностей, то он согласится. Билам пригласил посланников остаться до утра, показав, что хочет пойти. Тогда и Всевышний направил его по дорогое, по которой он хотел идти. Однако дорога эта привела Билама не к богатству, а к гибели, от которой его пыталась спасти ослица — она отказывалась идти, увидев ангела с мечом. Однако Билам не видел ангела и в ярости бил животное. «И открыл Всевышний уста ослицы, и сказала она Биламу: что сделала я тебе, за что ты бил меня уже три раза? И открыл Всевышний глаза Биламу, и увидел он ангела Всевышнего, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился он и пал на лицо свое» (Бемидбар, 22:23–30).
В чем смысл рассказа о том, что ослица упрекала Билама?
«Как нам устоять в день Суда и в день упрека? — писал мудрец Талмуда Абба Коэн (Берешит Рабба, 93:10). — Билам не смог ответить на упрек своей ослицы. Что же ответим мы в день Суда, когда Всевышний упрекнет каждого из нас?»
Ослица Билама преподнесла нам важный урок. Человек может быть упрямее осла, отказываясь принимать слова критики. Тот же, кто прислушивается к словам мудрецов, может спасти себе жизнь и достигнуть успеха.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора