Историк еврейского народа

»Евреи глазами именитых друзей и недругов»  —  www.zelikm.com

Исполняется 70 лет со дня злодейского убийства Дубнова Семена Марковича – еврейского историка и публициста. Родился в 1860 г. в уездном городе Мстиславль Могилевской губернии в бедной еврейской многодетной семье. Родным языком будущего историка был идиш, русский он выучил только в 13-летнем возрасте, чтобы поступить в казенное еврейское училище в Вильне. Обратил на себя внимание исследованиями по истории еврейских религиозных движений: «Саббатай Цеви и псевдомессианизм в XII веке» («Восход», 1882), «Яков Франк и его секта христианствующих» (там же, 1883), «История хасидизма и цадизма» (там же, 1887 — 1893). Составил обзор источников истории евреев в России: «Об изучении истории русских евреев» и пр. (СПб., 1891), и два руководства по истории евреев: обширный курс «Всеобщая история евреев» (4 тома, 1901 — 1913) и «Учебник еврейской истории» для юношества (много изданий). В своих «Письмах о старом и новом еврействе» (СПб., 1907) Дубнов выступил с теорией еврейской национальности, которую он рассматривает как культурно-историческую группу.  В своих капитальных трудах Дубнов определял еврейский народ как «народ, чьим домом является весь мир», и считал, что еврейский народ сформировался в процессе приспособления к тем условиям, в которых он жил.
На этом основании Дубнов отвергал как сионизм, так и ассимиляторство. Он противопоставлял им концепцию автономизма, изложенную в «Письмах о старом и новом еврействе».  Монументальный труд Дубнова «Всемирная история еврейского народа» был опубликован впервые в немецком переводе (1—10 тт., Берлин, 1925—1929), а затем на иврите (1923—1938) и идише (1948—1958); полное издание книги в подлиннике на русском языке вышло в свет в Риге в 1934—1938 гг.

Дубнова как человека и историка подчас отличала редкая прозорливость. Уже в 1918 году он высказывает убеждение, что общество, построенное на отрицании демократических принципов, рано или поздно придет к возрождению крайних форм национализма, к государственному антисемитизму, что национальная еврейская жизнь в России будет уничтожена. Дубнов сразу и однозначно не принял власти большевиков и приложил немало усилий, чтобы покинуть Советскую Россию. Неприятие ученым теории и практики большевизма было хорошо известно. В 20-е гг. он опубликовал в европейской и американской печати несколько статей с резкой критикой советской национальной политики. В свою очередь, в конце 20-х гг. в СССР были изъяты его труды, а он сам подвергнут остракизму. Однако престарелого ученого не арестовали. Думается, что причиной тому было отнюдь не уважение к его преклонным годам. С. М. Дубнов пользовался в мире большим авторитетом, имел широкие связи с еврейской общественностью в Европе и США.

        В Риге застала С. М. Дубнова немецкая оккупация в 1941 г. Существует ряд легенд о последних днях его жизни. Рассказывают, что когда его уводили латышские полицейские, престарелый историк кричал на идише: «Идн! Шрайбт ун фаршрайбт…» (Евреи! Пишите и записывайте…). Доподлинно известно лишь, что его убили в декабре 1941 г. в одной из первых акций по уничтожению Рижского гетто. Евреи Рижского гетто были расстреляны в Румбольском лесу. Такие люди не уходят из жизни бесследно. Огромное литературное наследие ученого, думается, еще долго будет учить еврейской истории и силе духа. Каждое произведение пронизано любовью к еврейскому народу, гордостью за его умение преодолевать самые трагические и жестокие дни и годы своего бытия, всегда и везде чувствовать себя единым народом. С 1989 года существует в Риге школа имени Шимона Дубнова, где его труды составляют гордость библиотечного фонда.

Ниже приводтся несколько коротких высказываний Семёна Марковича Дубнова о еврейском вопросе, которых, в случае необходимости, можно было привести  и  в значительно большем количестве.

 

*****

Прошедшее еврейского народа обладает чудной целительной силой для болящей еврейской души.

*****

Из нашей среды вышло несколько демагогов, присоединившихся к героям улицы и пророкам захвата. Они выступают под русскими псевдонимами, стыдясь своего еврейского происхождения (Троцкий, Зиновьев и др.), но скорее псевдонимами являются их еврейские имена: в нашем народе они корней не имеют. ( Из выступления на еврейском митинге 9 июня 1917г. – А.З.)

*****

Нам (евреям) не забудут участия евреев-революционеров в терроре большевиков. Сподвижники Ленина: Троцкие, Зиновьевы, Урицкие и др. заслонят его самого. Смольный называют втихомолку «Центрожид». Позднее об этом будут говорить громко, и юдофобия во всех слоях русского общества глубоко укоренится… Не простят. Почва для антисемитизма готова. ( Из записок, 7 января 1918г. – А.З.)

*****

Средневековый еврей гнул только спину перед своим гонителем-христианином, но никогда не гнул своей совести и не поступался ничем из того, что считал своими духовно-национальными правами. Новомодный же еврей, получив возможность высоко держать голову в христианском обществе, стал в угоду этому обществу коверкать свою душу, свой национальный тип, чтобы быть « как можно менее похожим на еврея ».(Из статьи ”Письма о старом и новом еврействе”, 1907 – А.З.)

*****

Работа наша будет происходить на почве прошедшего, но жатва её будет всецело принадлежать настоящему и будущему. Покажем, что мы, русские евреи не только ветвь «наиболее исторического народа», но что мы сами имеем богатое прошлое и умеем ценить его. Народ-старец, убелённый сединами, умудрённый многовековым опытом, имеющий поистине беспримерное прошлое, – неужели такой народ может отворачиваться от своей истории?

*****

Еврейский народ, переживший и древние монархии Ассирии, Вавилонии и Египта, и античный греко-римский мир, мог бы сказать нынешним могущественным народам: вы взяли себе пространство, а я взял себе время. Вы владеете огромными территориями в разных частях света, а я расположился в веках, на всём протяжении всемирной истории. Но и в пространстве еврейский народ в известном смысле опередил другие народы, хотя это была экспансия вынужденная. Велико горе рассеяния еврейского народа, но велико и благо рассеяния. Уже в Талмуде было сказано: ”Бог оказал милость Израилю тем, что рассеял его среди народов”: если его преследуют в одной стране, он спасается в других. Если бы еврейский народ, подобно другим, был прикреплён к одной земле, он был бы уничтожен вместе со своей территорией при политических катастрофах трёх тысячелетий. ( Из ”Книги жизни”, Иерусалим – Москва, 2004г. – А.З.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора