»Евреи глазами именитых друзей и недругов» — www.zelikm.com
Исполняется 70 лет со дня злодейского убийства Дубнова Семена Марковича – еврейского историка и публициста. Родился в 1860 г. в уездном городе Мстиславль Могилевской губернии в бедной еврейской многодетной семье. Родным языком будущего историка был идиш, русский он выучил только в 13-летнем возрасте, чтобы поступить в казенное еврейское училище в Вильне. Обратил на себя внимание исследованиями по истории еврейских религиозных движений: «Саббатай Цеви и псевдомессианизм в XII веке» («Восход», 1882), «Яков Франк и его секта христианствующих» (там же, 1883), «История хасидизма и цадизма» (там же, 1887 — 1893). Составил обзор источников истории евреев в России: «Об изучении истории русских евреев» и пр. (СПб., 1891), и два руководства по истории евреев: обширный курс «Всеобщая история евреев» (4 тома, 1901 — 1913) и «Учебник еврейской истории» для юношества (много изданий). В своих «Письмах о старом и новом еврействе» (СПб., 1907) Дубнов выступил с теорией еврейской национальности, которую он рассматривает как культурно-историческую группу. В своих капитальных трудах Дубнов определял еврейский народ как «народ, чьим домом является весь мир», и считал, что еврейский народ сформировался в процессе приспособления к тем условиям, в которых он жил.
На этом основании Дубнов отвергал как сионизм, так и ассимиляторство. Он противопоставлял им концепцию автономизма, изложенную в «Письмах о старом и новом еврействе». Монументальный труд Дубнова «Всемирная история еврейского народа» был опубликован впервые в немецком переводе (1—10 тт., Берлин, 1925—1929), а затем на иврите (1923—1938) и идише (1948—1958); полное издание книги в подлиннике на русском языке вышло в свет в Риге в 1934—1938 гг.
Дубнова как человека и историка подчас отличала редкая прозорливость. Уже в 1918 году он высказывает убеждение, что общество, построенное на отрицании демократических принципов, рано или поздно придет к возрождению крайних форм национализма, к государственному антисемитизму, что национальная еврейская жизнь в России будет уничтожена. Дубнов сразу и однозначно не принял власти большевиков и приложил немало усилий, чтобы покинуть Советскую Россию. Неприятие ученым теории и практики большевизма было хорошо известно. В 20-е гг. он опубликовал в европейской и американской печати несколько статей с резкой критикой советской национальной политики. В свою очередь, в конце 20-х гг. в СССР были изъяты его труды, а он сам подвергнут остракизму. Однако престарелого ученого не арестовали. Думается, что причиной тому было отнюдь не уважение к его преклонным годам. С. М. Дубнов пользовался в мире большим авторитетом, имел широкие связи с еврейской общественностью в Европе и США.
В Риге застала С. М. Дубнова немецкая оккупация в 1941 г. Существует ряд легенд о последних днях его жизни. Рассказывают, что когда его уводили латышские полицейские, престарелый историк кричал на идише: «Идн! Шрайбт ун фаршрайбт…» (Евреи! Пишите и записывайте…). Доподлинно известно лишь, что его убили в декабре 1941 г. в одной из первых акций по уничтожению Рижского гетто. Евреи Рижского гетто были расстреляны в Румбольском лесу. Такие люди не уходят из жизни бесследно. Огромное литературное наследие ученого, думается, еще долго будет учить еврейской истории и силе духа. Каждое произведение пронизано любовью к еврейскому народу, гордостью за его умение преодолевать самые трагические и жестокие дни и годы своего бытия, всегда и везде чувствовать себя единым народом. С 1989 года существует в Риге школа имени Шимона Дубнова, где его труды составляют гордость библиотечного фонда.
Ниже приводтся несколько коротких высказываний Семёна Марковича Дубнова о еврейском вопросе, которых, в случае необходимости, можно было привести и в значительно большем количестве.
*****
Прошедшее еврейского народа обладает чудной целительной силой для болящей еврейской души.
*****
Из нашей среды вышло несколько демагогов, присоединившихся к героям улицы и пророкам захвата. Они выступают под русскими псевдонимами, стыдясь своего еврейского происхождения (Троцкий, Зиновьев и др.), но скорее псевдонимами являются их еврейские имена: в нашем народе они корней не имеют. ( Из выступления на еврейском митинге 9 июня 1917г. – А.З.)
*****
Нам (евреям) не забудут участия евреев-революционеров в терроре большевиков. Сподвижники Ленина: Троцкие, Зиновьевы, Урицкие и др. заслонят его самого. Смольный называют втихомолку «Центрожид». Позднее об этом будут говорить громко, и юдофобия во всех слоях русского общества глубоко укоренится… Не простят. Почва для антисемитизма готова. ( Из записок, 7 января 1918г. – А.З.)
*****
Средневековый еврей гнул только спину перед своим гонителем-христианином, но никогда не гнул своей совести и не поступался ничем из того, что считал своими духовно-национальными правами. Новомодный же еврей, получив возможность высоко держать голову в христианском обществе, стал в угоду этому обществу коверкать свою душу, свой национальный тип, чтобы быть « как можно менее похожим на еврея ».(Из статьи ”Письма о старом и новом еврействе”, 1907 – А.З.)
*****
Работа наша будет происходить на почве прошедшего, но жатва её будет всецело принадлежать настоящему и будущему. Покажем, что мы, русские евреи не только ветвь «наиболее исторического народа», но что мы сами имеем богатое прошлое и умеем ценить его. Народ-старец, убелённый сединами, умудрённый многовековым опытом, имеющий поистине беспримерное прошлое, – неужели такой народ может отворачиваться от своей истории?
*****
Еврейский народ, переживший и древние монархии Ассирии, Вавилонии и Египта, и античный греко-римский мир, мог бы сказать нынешним могущественным народам: вы взяли себе пространство, а я взял себе время. Вы владеете огромными территориями в разных частях света, а я расположился в веках, на всём протяжении всемирной истории. Но и в пространстве еврейский народ в известном смысле опередил другие народы, хотя это была экспансия вынужденная. Велико горе рассеяния еврейского народа, но велико и благо рассеяния. Уже в Талмуде было сказано: ”Бог оказал милость Израилю тем, что рассеял его среди народов”: если его преследуют в одной стране, он спасается в других. Если бы еврейский народ, подобно другим, был прикреплён к одной земле, он был бы уничтожен вместе со своей территорией при политических катастрофах трёх тысячелетий. ( Из ”Книги жизни”, Иерусалим – Москва, 2004г. – А.З.)