мы привыкли что «еврейская музыка»— это набор стилей в диапазоне где-то между фрейлехсом, хасидскими «нигуним» и ближневосточно-индусско-балканским конгломератом, который условно можно охарактеризовать как «мизрахи». Ну ещё всякие эстрадно-легкороковые явления вроде Майами Бойз Хора или Авраама Фрида. а собственно говоря, почему Д?а, в прошлых местах проживания евреев были популярны такие стили и жанры музыки, но в Америке 20-21 веков, где живём мы, более естественны как-раз «доморощенные» жанры вроде рока, кантри, джаза, «альтернативной музыки» и т.д. И почему бы евреямй не «идти в ногу», если это не противоречит ни религии, ни совести, тем оаче что и сама «современная музыка» во многом—еврейское творение?
У Игоря Губермана есть замечательное четверостишие про «еврейские песни о Родинах». но не менее верным, по-моему, было бы и обратное описание:»песен Родин о евреях(и, в самом сердце всего этого муз. пласта, конечно же о Б-ге и Б-жественном»). Ведь еврейская музыка во многом—отражение тех стран, тех культурных атмосфер, где мы жили; и ей, как и нашему народу как таковому, совйственно качество воды: течь, меняя форму но оставаясь самой собой. Порою, мы забываем об этом, ик впадаем в безосновательный, по сути, консерватизм, осуждая некоторые не совсем понятные нам явления за такие «проступки», как, к примеру, тыкание рок-певцами пальцем в небо—хотя чем, как не этим, занимались наши еврейские пророки(кто во славу Небес, а кто—в угрозу Земле и её жителям)? Но правда от этого не меняется, ибо правда выше наших предпочтений, диктуемых временем и воспитанием. И состоит она в том, что для благого дела, подходит любой способ культурного, и в частности, музыкального выражения.
К чему веду я этот разговор? Довелось мне побывать в минувший вторник на презентации второго уже альбома хасидской панк-группы(да, не удивляйтесь, читатель: есть и ТАКОЕ явление!) МОШИЯХ ОЙ!. Проведём небольшой лингво-исторический экскурс. «ОЙ!», оказывается, не только популярное еврейское(а также ирландское и славянское) восклицание— это ещё и название одного из направлений в панк роке, отличающегося повышенной «агрессивностью» и «остротой» даже в сравнении с другими панковыми направлениями. Впрочем, «агрессивность» панк-рока вобще всегда была лишь реакцией—вполне обоснованной!- на безобразия окружающего мира; ну а у наших виновников торжества это качество и вовсе находит чисто позитивное применение, так что его вполне можно назвфать как-то по-иному..Например, просто энергичностью
Увы, до самого её выступления мне «дотянуть» не удалось: дело было в Вильямсбурге, виновники торжества должны были выйти на сцену не раньше половины одиннадцатого, в каковом случае мне в далёкий Травис, где я имею удовольствие (а в данном случае—наоборот, скорее трудность) проживать, удалось бы попасть только где-то часам к трём утра. Но зато, мне довелось проведти пару часов в весьма интересной и «пёстрой» компании из преимущественно молодых евреев (и разумеется, евреек), энтузиастов как нашего религиозного наследия, причём весьма интересно осмысленного («культурный хасидизм» в русле идей Шломо Карлбаха, Мартина Бубера и др.—сам по себе очень любопытное явление), так и современной, но главное— интересной и инноваторской музыки. Один из организаторов этой «тусовки»—а она гнездится преимущественно в Лонг-Айленде, на университетских кампусах и в успешных «еврейских» таунах типа Лоренса и Грейт Нека— например, был в своё время основателем известной в музыкальной еврейской среде группы «Пей Далид», выходцем из которой является ныне звезда первой величины Матисьяху(в «миру»—Мэтью Пол Миллер), и мы не без улыбки вспомнили времена дюжины лет назад, когда такие же мероприятия были до некоторой степени внове, и тот же Матисьяху ещё был совершенно доступен для общения. Другие присустствовавшие на концерте тоже были весьма дружелюбны и открыты, даже к сравнительному «чужаку» вроде меня, выглядящему, говорящему и смотрящему на мир, возможно, несколько по-иному чем они сами.
И хотя, как я уже упомянул, дождаться выступления самих Мошиях Ой мне не удалось, эта сравнительная неудача была с лихвой компенсирована «разогревавшими» исполнителями, представившими едва ли не полный диапазон современной музыки в еврейском преломлении (от акустического «гранджа»— стиля на стыке панка и металла, до полновесного кантри вполне в стиле жителей Аппалачских гор, и даже импровизационного хэви-металла. Пожалуй, не хватало только «электронной» музыки, но потребность в ней в тот вечер особо и не ощущалась). А с тем, что делает эта группа, вполне можно ознакомиться, например, по данному ролику, который лично мне пиказался замечательным (в том числе и музыкально—не каждый день встречаешь «панков» со столь красивым и отточенным звучанием; вероятно сказывается всё-же фирменный еврейский подход) http://www.youtube.com/watch?v=TVlCahhogv8 Так что, кому сёстры Бэрри с Аллой Иошпе, а кому— МОШИЯХ ОЙ!