ИЗРАИЛЬ

МЫ ЖЕНИМ ДЕТЕЙ

Первой мы выдавали замуж Сару.

Я бегал-бегал и нашел для молодоженов недорогое жилье. Владелец квартиры выдвинул два требования: первое – плату за аренду вносить в начале месяца, второе – в случае прихода Машиаха освободить квартиру в течение двух недель.

Тут же составили договор. У меня подходящей бумаги не было, и копию я набросал на проездном билете для автобуса, еще не целиком использованном. Хранил я его два года – пока мы квартиру снимали, потом хотел было воспользоваться: пять-шесть оплаченных поездок – деньги ощутимые, но он уже был недействителен.

К квартире у зятя претензий не было, но условия аренды его не устроили. Что значит – через две недели съехать?! Месяц хотя бы предоставили!

Сегодня у Сары, благословен Всевышний, девять детей.

Жена пошла работать на кухню в иешиву «Мир» и подрабатывала на почте и в магазине. Позднее Гита устроилась лаборантом в семинарии «Бейт-Яаков» – учебном заведении для религиозных девушек.

«Саре, старшей сестре, было двадцать четыре года, и мама хотела, чтобы она скорее вышла замуж. Мама сразу по приезде поняла обстановку. Она видела: чтобы выдать дочь замуж как подобает, нужны деньги, в Израиле принято, чтобы за девушкой, которая собирается замуж за учащегося иешивы, давали приданое. Мама решила срочно начать работать.

Папа сказал: «Надо иметь битахон (уверенность в помощи Всевышнего)!» Мама сказала: «Ты будешь выдавать своих дочерей замуж битахоном, а я – тем, что буду зарабатывать»…

В течение нескольких лет мама работала без отдыха. Матери наших подружек так себя не вели. Через год после приезда вышла замуж моя сестра, а еще через полгода женился брат.

Маме было очень важно, чтобы ее дочь не чувствовала себя ущемленной. Она сумела выплатить все деньги за квартиру моей сестры, затем – за свою квартиру и тогда начала собирать деньги для меня и моей младшей сестры.

В нашем доме всегда все зарабатывалось тяжелым трудом. И, конечно, Всевышний очень помогал. Ведь это невероятно, чтобы женщина, приехавшая в пятьдесят лет, сумела купить три квартиры в течение десяти лет!

Собственную квартиру родители получили как помощь с Небес: банковская ссуда в шекелях не была прикреплена к индексу цен. Произошла большая инфляция, и долг иссяк.

Из рассказа Хавы

Квартиры детям мы покупали в долг. Чтобы выплатить долги, жена, уже работая лаборантом, не оставляла работу в иешиве, подавала еду по праздникам, пятницам и субботам, потом оставалась мыть посуду, так что начав в пятницу, кончала работу в десять вечера в субботу. Все это время мы ни разу, ни одного праздника не были вместе – только забегали туда поесть.

Рабанит Финкель, которая заведовала хозяйством, была очень довольна Гитой, а дело было нелегкое: в праздники и в субботу в иешиве собирались человек триста. А у литовских евреев обычай какой? Свобода! Все в разное время молятся. А значит – у всех в разное время трапеза. Это у Хабада все строго в одно время: все – в миквэ, все – на молитву! А у нас – ну хочет человек молиться у Котеля, что ты ему сделаешь? Он и приходит в три часа на трапезу…

Так прошло около пяти лет. Однажды вечером Гита пожаловалась на сильную головную боль и внезапно потеряла сознание.

Это произошло девятнадцатого тевета, в годовщину смерти ее брата: он умер восемнадцатого тевета.

Ночью Гиту отправили в больницу «Адаса». Диагноз – кровоизлияние в мозг. Но, Благословен Всевышний, здоровье восстановилось, и Гита продолжала работать, но не так напряженно.

В АМЕРИКЕ

Я приехал в Эрец Исраэль двадцать третьего швата. А вскоре, как уже говорил, мне предложили поехать в Америку для участия в сборе денег на религиозное обучение детей.

Мы должны были прибыть до субботы, но самолет задержался. Летим и боимся, что не успеем добраться до захода солнца. Я говорю с летчиками и тороплю их. Договариваюсь со спутниками провести субботу в аэропорту (я взял с собой на всякий случай кирпич хлеба и банку консервов).

Когда мы приземлились, до захода оставалось совсем немного. Вдруг видим – прямо по летному полю мчат две полицейские машины. Из одной выскакивает мой свояк, рав Шолом Рабинович, и с ним двое здоровенных полицейских.

Впервые в жизни я такое видел – на улицах полно машин, а полицейские несутся на красный свет. Мы примчались домой до захода солнца, и я еще успел в миквэ до зажигания свечей!

Оказывается, кто-то предупредил полицейских, что прилетела делегация из Израиля, которой необходимо прибыть на место до наступления субботы, и сообщил адрес моих родственников. Они послали эти две машины и заехали за равом Рабиновичем.

Эти дни в Америке были очень счастливые. Я встречался со многими людьми и много выступал. Был у рава Моше Файнштейна и беседовал с ним. Мы говорили о Торе. Слова цадика много значат!

Когда я уезжал, рав Моше дал мне пятьдесят долларов. Я не хотел брать:

– Ребе, я собираюсь работать.

Так он мне сказал только четыре слова из Талмуда:

– «Анотел прута ми Иов митбарех» («Взявший грош у Иова благословится»).

Я понял, что он дает эти деньги, чтобы они принесли мне удачу (в Талмуде сказано, что Иов не только сам был удачлив, но и всякий, кто с ним торговал – брал грош из его руки, получал с этим грошом удачу). Шутки шутками, но эти пятьдесят долларов были первыми, что мы внесли за квартиру Сары!

В шаббат на третьей трапезе в синагоге должен был говорить рав Моше Файнштейн, а он настоял, чтобы говорил я. Я так заговорился, что не успели поесть…

САТМАРСКИЙ РЕБЕ

Я посетил Сатмарского Ребе. Вид у него был, как у ангела, – я не видел еще такого лица. Он мне тоже хотел дать пятьдесят долларов, но я не взял. Потом его знакомые обижались, что я не говорил с ним диврей Тора. Но он был только после болезни, и я боялся его утомить. А они сказали, что это принесло бы ему радость – увидеть человека из России, который говорит диврей Тора.

ЛЮБАВИЧСКИЙ РЕБЕ

Я пробыл у Любавичского Ребе час пятнадцать минут, с четырех до пяти пятнадцати ночи, причем больше говорил он, чем я.

Я задал ему вопрос: чем мне заняться в Израиле? С одной стороны, есть у меня серьезная работа по высшей алгебре, и это для меня легко, – я мог бы работать в университете и больше времени учить Тору. С другой стороны, я могу преподавать ТАНАХ, Талмуд. Не знаю, чем заняться, где я принесу больше пользы.

Ребе мне ответил так.

В Израиль сейчас приезжает много евреев из России. Подавая российским властям заявление на выезд, они пишут, что хотят уехать в Израиль «по национально-религиозным мотивам».

В этой стране они лучше не станут. Там, в Союзе, им хоть ради выезда стоило считать себя евреями. А в Израиле – вообще никакого интереса. Если здесь ими никто не займется, они наберутся влияния «улицы», начнут уезжать в Америку и другие страны, и произойдет «хилуль а-Шем» – осквернение Имени Всевышнего: они ведь назвали религиозные мотивы, а поступки их будут нарушением Торы.

– Поэтому, – сказал Ребе, – я не вижу мицвы большей, чем заниматься русскими олим.

ЧТО ОСТАЛОСЬ БЫ ОТ АНГЕЛОВ?

Благотворительный обед состоялся в воскресенье. Зрелище было красивое. Были все великие люди Торы, а также богачи. Первым говорил я и сказал:

– Если бы взяли чистых ангелов и спустили в этот мир в семнадцатом году, и дали им пережить революцию, разгул банд Петлюры и Деникина, Махно и Колчака, Гражданскую войну, во время которой были убиты триста тысяч евреев, и коллективизацию, когда крестьян, отняв у них все дочиста, сослали в Сибирь, и действия новой власти, которая немедленно закрыла еврейские школы и посадила за решетку тех, кто обучал Торе, и репрессии тридцать седьмого года, когда миллионы были расстреляны без причины, посажены в лагеря, откуда вернулись очень немногие, и еще гитлеровскую оккупацию, когда 90% евреев Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии и Украины были уничтожены, и голод в Ленинграде, а после войны – обвинения в «космополитизме», процесс врачей, – так я уверен, что от этих ангелов ничего бы не осталось.

А в России, несмотря ни на что, нашлись евреи, которые рисковали жизнью ради соблюдения шаббата, кашрута, законов тоорат мишпаха, учили детей Торе, выполняли мицвот – и выжили. Каждый шаг был опасен, и каждый час свободы был спасением.

Как сказано в Пророках, «Уд муцал меэш» («Головешка, спасенная из огня» – Зхарья, 3:2). Это – чудо, тем более, что «огонь» был не один: опасности подстерегали со всех сторон.

И я рассказал им многое из того, что рассказал вам.

О ребе, с которым встретился в Грузии (только я не назвал ни города, ни имени этого человека, чтобы не навлечь на него неприятности): и про девяносто учеников в день, и про взятки милиционерам…

О себе: не называя себя – как об учителе, который, двадцать лет проработав в школе, никогда не писал в субботу и оставил научную работу ради возможности жить как еврей и уехать в Израиль. О семье этого учителя: его жене-учительнице, никогда не нарушавшей субботу, о детях, которым родители находили учителей, закрывавших глаза на то, что эти дети не приходят в субботу в школу. А потом это заметили… И я рассказал, как на собрании на вопрос: «Вы верующий?» – учитель ответил: «Да». И зал прямо вздрогнул…

Продолжил я так.

Невзирая на трудности, люди выезжают в Израиль ради детей. Мы надеялись, что в Израиле нам наконец не надо будет воевать за выполнение заповедей Торы. Мы надеялись увидеть здесь множество евреев, изучающих Тору. К сожалению, положение не такое, какого мы ожидали, и есть опасность, что наш труд по воспитанию детей может пропасть даром. Этого нельзя допустить. Надо усилить в Израиле «хинух ацмаи» – частное, независимое, религиозное образование. И тогда у нас будут поколения, сильные в еврействе, верующие в Б-га.

Когда я говорил, люди начали посматривать друг на друга. И рав Моше Файнштейн переглянулся с кем-то, когда я рассказал про того, кто каждый день тайно обучал девяносто детей.

И начали давать деньги.

Я поблагодарил устроителей собрания и сказал еще:

Сказано в Торе: «Шма Исраэль, а-Шем Элокейну, а-Шем эхад. Ве-аавта эт а-Шем Элокеха бе-холь левавха…» – «Слушай, Израиль: Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь един! И люби Г-спода, Б-га твоего, всем твоим сердцем…» (Дварим, 6:4-5).

А как узнать, любишь ли Б-га всем сердцем? Вот дальше и сказано: «Пусть будут слова эти, которые Я заповедал тебе сегодня, в сердце твоем. И учи им своих сыновей…» (6:6-7). Кто любит Б-га, у того дети в светской школе не учатся…

Я знал, что порой у американских евреев желание дать детям «престижное» образование перевешивает более важные вещи. Потому и сказал. И закончил:

Отец учил меня и алеф-бет, и ТАНАХу, и Гемаре, и Шулхан аруху, он был мой единственный ребе. Я тоже учил этому своего сына Бенциона… «Научи этим словам своих детей» (11:19). Тот, кто любит Б-га, будет это делать.

Продолжение следует

Из книги «Чтобы ты остался евреем»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора