Самая опасная зараза

«Говори сынам Израиля, чтобы привели к тебе корову рыжую, без порока, у которой нет увечья, на которую не надевали ярмо» (19:2).
Что может быть страшнее чумы? Чума — это невидимый жестокий убийца. Страшная эпидемия чумы способна затмить яркое полуденное солнце, превратить светлый день в глухую ночь. Несколько лет назад, уже после чудовищной террористической атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке, западный мир захлестнула эпидемия паники, когда разнесся слух, что террористы рассылают письма, зараженные возбудителями бубонной чумы.
Однако самая опасная инфекция — это не чума и не сибирская язва. Это нечто гораздо более привычное и, на первый взгляд, совершенно безобидное.
В сегодняшнем разделе Торы мы учим заповедь «пара адума» — приготовление и использование пепла рыжей коровы. Для выполнения этой мицвы требуется корова чистейшей рыжей масти в возрасте не моложе трех лет. Если на всем ее теле будут найдены хотя два волоса другого цвета, животное считается непригодным для выполнения заповеди. Кроме того, как видно из приведенного стиха, «пара адума» не годилась, если она ходила под ярмом. Нет нужды говорить, что такие коровы были великой редкостью в библейские времена. Сейчас их вообще не сыщешь.
Мидраш рассказывает: много лет назад, еще в эпоху Храма, мудрецы Синедриона долго не могли найти подходящую рыжую корову. Пепел предыдущей коровы был на исходе, а замена все не находилась, хотя гонцы обыскали всю страну вдоль и поперек.
Но вот однажды мудрецам сообщили, что у одного нееврея есть корова чистейшей рыжей масти, без всяких примесей. К этому человеку отправили депутацию, чтобы проверить сообщение и, если оно подтвердится, договориться с ним о покупке животного.
Корова оказалась подходящей, и ее хозяин запросил за нее четыреста золотых монет. Посланцы Синедриона тут же приняли его условие и сказали, что вернутся на следующий день с деньгами. Когда покупатели удалились, владелец коровы побежал к друзьям, чтобы рассказать им о нежданно свалившейся удаче.
«Вот видите, какая редкая и ценная корова оказалась в моем стаде», — сказал он гордо друзьям. Но те цинично рассмеялись: «Продешевил ты, старина, — сказали они. — Мог бы запросить и больше. Раз евреям потребовалась эта корова для их ритуала, они не постоят за ценой».
На следующий день, когда посланцы Синедриона явились с деньгами, владелец нагло заявил им: «Я передумал. Корова не продается». Посланцы сразу сообразили, в чем дело, и тут же предложили ему надбавку к цене. Хозяин гордо отверг ее. Покупатели добавили еще. Торговля продолжалась больше часа. Наконец евреи сломили сопротивление вымогателя, предложив в виде дополнительной платы сотню золотых монет (по другой версии — тысячу).
Хозяин коровы «нехотя» согласился, и посланцы Синедриона отправились обратно в Иерусалим за недостающими деньгами.
Проводив гостей, владелец бесценной коровы заглянул к соседу и, самодовольно смеясь, сказал ему: «Ты знаешь, почему они предложили мне такие сумасшедшие деньги? Не знаешь? Так вот, их религия велит им использовать корову рыжей масти, на которую не надевали ярма. Я сыграю с ними шутку».
Тем же вечером он вывел в поле свою рыжую корову, запряг ее и пропахал небольшой участок земли.
Наутро посланцы Синедриона вернулись с золотыми монетами, но прежде чем заплатить, они попросили разрешения вновь осмотреть животное. Через полминуты покупатели вернулись к сгоравшему от нетерпения хозяину. На их лицах застыло выражение глубокого разочарования. «Можете оставить корову у себя, — сказали они. — Нам она не нужна».
Потрясенный хозяин не мог взять в толк, как эти люди узнали о его тайной «шутке». Неужели ярмо оставило след на корове?
Часа через два, когда иерусалимских посланцев уже и след простыл, к нему вернулся дар речи. «Благословен Всевышний, избравший этот народ!» — воскликнул неудачник, потерявший целое состояние из-за собственной глупости, потом вошел в амбар и повесился.
Но, в самом деле, откуда посланцы Синедриона узнали, что на рыжей корове пахали?
Традиция сообщает, что у коровы, не ходившей под ярмом, есть два особых волоса на шее, которые растут прямо. Стоит надеть на нее ярмо, как эти волосы сгибаются, и распрямить их уже невозможно. Есть и еще один признак: корова, не ходившая под ярмом, смотрит прямо, у нее не мигают глаза. Но если провести ее под ярмом, она начинает косить, как будто пытаясь увидеть ярмо.
Но главный вопрос другой: почему владелец коровы так опрометчиво «пошутил», без всякой разумной причины поставив на кон гигантское состояние? Зачем он вообще рисковал? Ведь он знал, должен был знать, что евреи не станут полагаться на его честное слово в столь важной и дорогой сделке, что они обязательно проверят корову.
Всему виной самая заразная инфекция под названием злокозненный нрав или, если хотите, тяга к подлости. Жадность к деньгам побудила хозяина коровы отказаться от ранее достигнутой договоренности. Он поступил вероломно, но, по крайней мере, логично. Однако, сделав первый шаг, он уже не мог остановиться.
Один порок сбросил покровы приличия с других пороков, заложенных в его характере. Владелец бесценной коровы лишился способности здраво мыслить. Жадность проявила в нем страсть к обману, зависть и злобу.
Если человек не пытается улучшить свой характер в какой-то одной области, дефекты его личности обязательно проявятся и в других областях. Ибо нет ничего заразнее человеческих пороков.

Палка для собаки
«И послал Б-г на народ ядовитых змей, и жалили они народ…» (21:6).
Собака далеко не самое умное животное. Если вы бросите в нее палку, она с рычанием бросится на нее, начнет кусать и терзать бездушную деревяшку, как будто это самый лютый враг всего псиного рода.
В ее убогом мозгу даже не промелькнет элементарная мысль: а кто бросил палку? Ведь палка сама не летает и не бегает. Нет, собака не задаст себе этот вопрос — она слишком занята наказанием «агрессора».
Характеризуя людей, которые будут жить в предмессианскую эпоху, мудрецы Талмуда писали, что «лицо поколения будет похоже на собачью морду».
Когда нас осаждает враждебный мир, когда нам угрожают Иран, «Хизбалла», ХАМАС, когда нам объявляют всевозможные бойкоты и санкции, а антисемитизм снова входит в моду, вместо того чтобы возмущаться и вопрошать: «За что?!» и «Как они смеют?!» — не лучше ли перестать кусать брошенную в нас палку и задуматься, попытаться понять, кто бросил ее? Чья рука наказывает нас и почему? Ведь человек умнее собаки…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора