Как поделить дерево?

Пожаловался как-то рав, что его «русские» ученики только о водке и гутарят. Пришла ко мне в связи с этим шкодная мысль. Некогда праотец Авраам посадил в Беэр-Шеве «эшель». С одной стороны, это порода дерева, с другой — аббревиатура, одна из расшифровок которой —  «ахила, штия, лина». «Еда, питье, ночлег» — гостиница для путников, одним словом. Позже три народа распилили древо между собой. Американцам, конечно, достался «алеф» от «ахила» (еда). Мало того, что буквочка в алфавите первая, первая по мощи ныне эта держава. Послушайте, о чем тут беседуют — кто, где и сколько слопал! Русские, естественно, увели «шин» — и в букваре она есть, причем почти как в Торе написанная, да и многие граждане одной «штией» (водка) и превращением в «шикурим» (пьяница) озабочены. «Ламед» же попал к евреям, буква самая высокая, ею Тора кончается. У одних она откроет «лимуд», изучение мудрости, у других — «лину», постоянную спячку в чепухе…
Ладно, подурачились и будет. А если серьезно, слово «хахам», мудрец, имеет ту же гематрию, что и «хаим», жизнь. Какая связь?
Тур цитирует мидраш, поясняющий, почему в Торе соседствуют главка о мане, «манне небесной», и слова «Вот закон Торы». «Тора дана лишь тем, кто ест ман» — волшебную духовную пищу. Ман насыщал энергией, одухотворял все органы тела человека.
И поясняет Тур, что аналогом выпадавшего в пустыне «мана» позже стала «трума» — доля злаков и плодов, выделяемых евреями от своего урожая коэнам. «Трума» — пища освященная, есть ее позволено лишь в состоянии ритуальной чистоты. Потому сегодня ее коэнам не отдают — все мы нечисты. Без «пепла рыжей коровы», приготовление которого наша глава подробно описывает, человек не может избавиться от той особой формы нечистоты, которая связана с прикосновением к мертвому телу. Иначе говоря, ман и смерть — «две вещи несовместные».
Еще добавляет Тур, что коэну-неучу трума не полагалась — только знатоку Торы. Неуч законы духовной чистоты не соблюдает, святую пищу осквернит. Подобно тому, пишет Тур, «как сошедший с ума мудрец оскверняет Имя Б-га».
Ничего себе сравненьице?! Если я лекции прогуливал, так что, я уже псих?!
Да, псих. Человек, безразличный к своей душе, к своей вечной жизни и потому к духовному аспекту жизни земной — подобен сумасшедшему. Традиция это многократно подчеркивает. Предупреждает, в частности, что к человеку нормальному перед приходом Машиаха будут относиться как к чокнутому. Но помешательство «материализма» уже настолько распространилось, что мы притерпелись, воспринимаем его чуть ли не как «равноправный взгляд на мир».
Чушь! Допустимый, пусть и ошибочный, взгляд на мир — материализм философский, по-своему ищущий истину. Хотя и он — результат нашей нечистоты, из-за чего духовная реальность человеку просто не видна, кажется «идеей», «гипотезой»… Но «материализм» бытовой, когда человек просто принимает за «очевидное» некие пошлые догматы, даже не пытаясь их проверить и осмыслить… Сведший для себя «гостиницу этого мира» к «еде, питью и ночлегу», тот, кто просто «отбывает номер» от рождения до могилы — он нормален?
Скажите, если вам объявят, что в вашем огороде зарыт сундук с брильянтами — вы станете подравнивать травку и подметать дорожки? Если вы, конечно, немножко не «ку-ку». А вечность, близость к Абсолютному — не дороже ли ящика с брильянтами? Хотя бы для тех, у кого есть минимум интеллекта или воображения.
Тур говорит, что гематрии «мудрец» и «жизнь» равны не случайно. «Смерть праведника очищает, подобно пеплу рыжей коровы». Даже смерть! Тем более жизнь. Правда, для самого праведника «во многой мудрости много гнева (печали)». Тур расшифровывает фразу «и ослабела (уменьшилась) душа народа»: «Оттого, что увидели они в будущем долгий (нынешний) галут Эдома». И до чего люди в нем дойдут. Слепцу легко вилять хвостиком. Собачке и того легче.
Тора скажет в нашей главе одну безобидную фразу, на которой мудрецы Талмуда выстроят целую идеологию. «Как говорят сказители (мошалим)». «Это те, кто «мошлим» (властвуют) над дурным началом». Только они могут объяснить войны, постичь причины и цели событий. Они «очищают (сознание людей) подобно пеплу рыжей коровы». Потому что «едят ман», смотрят на небеса и землю одним ясным взглядом.
Именно это имеет в виду мидраш: «Как птица не может летать (над землей) без крыльев, так и народ Израиля не может летать (над материальностью) без мудрецов». Иначе уж очень легко схватиться не за ту букву из Авраамова дерева.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора