Тора называет евреев «Светом для народов». Ортодоксально-религиозный мир обычно сдержанно относится к этой идее. Классический иудаизм не поощряет смешивание еврейского с нееврейским. Классические ортодоксальные евреи объясняют идею так: «Мы должны быть хорошими людьми, и неевреи увидят в нас пример того, что такое хороший человек».
Мистики добавляют еще одно объяснение: «Если еврей, живущий среди народов, ведет себя правильно, он становится каналом, притягивающим благословение Вс-вышнего на всю местность. И неевреи почувствуют благоволение Вс-вышнего в заслугу того, что евреи живут правильно».
Интересно, что ассимилировавшиеся евреи, как бы в знак протеста против «изоляционизма» ортодоксального мира, пытаются удариться в другую крайность. Они женятся на нееврейках, они вовлекаются в самые разные нееврейские направления мысли и оказываются «заполнившими» собою весь мир.
Возникает противопоставление — ортодоксальный мир замыкается на себе, а нерелигиозный еврейский мир теряет свою общность и «разбегается во все стороны».
Выдающийся еврейский религиозный мыслитель ХХ века рав Кук сформулировал глубочайшую мистическую концепцию, которая может «пролить свет» на идею света для народов. Рав Кук, используя мистическую концепцию Аризаля, говорит следующее: в каждой мудрости у любого народа есть смесь искр и скорлупы (клипот на иврите). Искры — это фрагменты Б-жественной мудрости. А клипот — паразитирующие вредные добавления, которые смешиваются с искрами. В результате каждая мудрость частично созидает мир, а частично — разрушает его.
Так, например, искрой мусульманства является вера в Единого Б-га. А клипой радикального мусульманства является его террористическая направленность. Мы видим, как искра и клипа смешиваются, создавая «горючую смесь». Ярчайшим примером такой смеси была русская революция, боровшаяся за «свободу, равенство, братство» и при этом породившая ГУЛАГ.
Еврей-мистик должен уметь совершить разделение (на иврите — брира), очистив искры от клипот.
Говорит рав Кук, что иудаизм содержит в потенциале все искры, но некоторые искры были развиты (образно говоря, «из искры разгорелось пламя»), а некоторые еще скрыто «тлеют» и должны быть «раздуты», чтобы иудаизм развить. Увидев «искру» в нееврейской мудрости, мы не только очищаем ее, но и интегрируем кошерным образом в иудаизм, делая его в результате кошерным собранием всех очищенных искр всей человеческой мудрости.
При этом между искрами начинает происходить интересный процесс взаимовлияния. Это напоминает факел или свечу для авдалы, когда огонь от нескольких свечных фитилей усиливает свет друг друга.
Если евреи возьмут искры мудрости другого народа, очистят их от клипот, а потом соединят с внутриеврейскими искрами, то такие искры станут уникальным светильником.
Сейчас мы можем понять идею «свет для народов». Наша миссия — принести народам мира «взятые» от них искры в очищенном виде и усиленные еврейскими ресурсами. Такая очищенная искра и будет мощнейшим духовным светом, который евреи должны принести народам.
У каждого народа есть своя роль в мире. Тора говорит, что мир делится на 70 главных народов. Сейчас многие народы находятся в растерянности, не понимая глубины своей роли. Глобализация мира привела к частичной потере народами видения их уникальной миссии.
Идеи рава Кука были сформулированы около 80–90 лет назад, но только сейчас вырастает поколение еврейских религиозных мыслителей, которые берутся за осуществление этой задачи.
Решение этой задачи поможет в еще одной проблеме. Столкновение цивилизаций очень часто является «происками клипот», которые провоцируют конфликты. Очистив идеологии народов от клипот, мы дадим возможность свободно вздохнуть и самим народам, и тем, с кем они конфликтуют.
Приведем пример. Когда мусульмане смогут отделить веру в Б-га (искра) от клипы терроризма, они станут праведным народом.
Советский Союз в результате так называемой перестройки избавился не только от клипот, но и от искр, так как перестройкой занимались не слишком умудренные глубинным опытом люди.
Сформулируем цель: в результате описываемой работы еврейский народ станет обладателем всех «искр» — главным источником света, а все остальные народы с помощью евреев смогут очистить свои искры и усилить их с помощью нашей мистической мудрости.
3 thoughts on “Свет народам мира”
Comments are closed.
со всем согласен, кроме дежурного наезда на глобализацю. как-раз она-таки помогает людям задуматься и переосмыслить свою миссию, а вот в тех странах которые от неё запираются, народ ходит тупой с промытыми мозгами. но, видит Б-г, и там мозги и глаза постепенно открываются
Уважаемый господин Брук !
Интересная концепция. Ваше мнение о сегодняшней России. Ведь искры вроде бы есть, тогда, что же является клипот, на Ваш взгляд?
Почему 70 народов? Их гораздо больше, что же тогда определяет/входит в значение: главный народ? Ведь с периода написания Торы возникло и исчезло много народов.
С уважением
Вижу огромное желание со всеми подружиться и прослыть душечкой. Тем не менее, если письмо начинается со слова: «Уважаемый», то в конце не пишется:» с уважением». Это на будущее.