В прошлой статье я рассказывал об опыте южнокорейцев, которые ввели изучение Талмуда в школьную программу. Они называют нашу книгу «Свет мудрости». Эта тема вызвала дискуссию.
В нашем народе присутствуют две крайности. Светские евреи рассматривают Талмуд в контексте фразы «Талмудизм и начетничество», видя в Талмуде нечто одновременно заумное и устаревшее, недоступное и неактуальное. Религиозные евреи, изучающие Талмуд, выдвинули против идеи преподавания Талмуда неевреям следующие возражения:
а) тексты Талмуда опираются на еврейские духовные ценности — веру во Вс-вышнего, заповеди, Б-жественное происхождение Торы и др. Поэтому человек, не «включенный» в эту систему ценностей, не сможет постичь Талмуд;
б) Талмуд разбирает сугубо еврейские темы — устройство Храма, жертвоприношения, законы Шаббата, кидушин и др. Поэтому нееврею «нечего делать в наших текстах»;
в) Талмуд написан компактным языком, и для его понимания нужно знать множество концепций, которые подразумеваются в тексте, но не объясняются явно;
г) Талмуд писался на арамейском языке, поэтому надо сначала выучить язык Талмуда.
На основе этих постулатов построен «классический вход» в Талмуд для молодых людей из еврейских религиозных семей. Но является ли этот путь единственным?
Недавно американское издательство «Артскролл» завершило беспрецедентный труд — современный перевод Талмуда на английский язык с массивным корпусом комментариев. Этот проект помогает обойти две последние проблемы: он полностью переводит все на английский язык, и в сносках даются необходимые предварительные знания, которые читатель может почерпнуть прямо на нужной странице книги.
А что делать с первыми двумя доводами?
Талмуд — это гигантский сборник текстов, объединяющий большое разнообразие тем. Большинство тех, кто учит Талмуд, не прочли его целиком, а изучали отдельные (избранные) фрагменты. Любой отдельный фрагмент обладает большой самоценностью. Более того, из каждой фразы можно идти вглубь смысловых и логических уровней. Поэтому не обязательно всем людям брать на себя все темы. Для неевреев можно выбрать те темы, которые обладают общечеловеческими ценностями.
А что насчет духовных ценностей — веры в Б-га, заповедей, Торы и др.? Мы можем сделать выборку, взяв те тексты, которые напрямую не опираются на наши еврейские концепции. Самый продуктивный для этой цели фрагмент Талмуда — три трактата «Незикин» («Ущербы»), где разбирается масса ситуаций, когда один человек наносит ущерб другому. Все эти темы построены на знании реальностей мира — простейшей физики, математики, а главное, логики. Конечно, в Талмуде они иногда переплетаются с внутриеврейскими аспектами, но в большом количестве случаев можно вычленить универсальные тексты, отделив их от духовно-религиозного контента.
Из моего опыта. Когда в иешиве «Мир» была создана группа начинающих русскоязычных студентов, мы с ними учили фрагменты трактата «Бава Кама», которые были абсолютно доступны людям начинающим и несведущим в религиозных концепциях. Более того, темы из «Незикин» обычно изучаются на многих юридических факультетах, как пример подробно разработанных законоведческих концепций.
И второе. В Талмуде — масса этических тем и, в частности, множество аггадот (притч), которые учат житейской и моральной мудрости. Многие из них вполне универсальны.
А теперь о развитии темы. Сила Талмуда — не только в самих текстах, а в способе их изучения. Если к тексту Талмуда подобрать хорошие вопросы и методику преподавания, то ученик получит потрясающий «тренажер» для ума. Это заставит его думать и тренировать свои мыслительные способности. Изучение Талмуда развивает логику, дискурс и диалектический стиль.
Один из хороших современных примеров универсальной талмудической книги, доступной и неевреям, — «Gemara wisdom» рабби Haim Perlmutter, изданная в 2009 г. (Гемара — синоним Талмуда.)
В Торе (Дварим, 4:6) сказано: «Это мудрость ваша и разум ваш на глазах всех народов, которые, услышав обо всех этих установлениях, скажут: как мудр и разумен народ этот великий!»
И народы мира могут не просто хвалить нас, но и научиться от нас мудрости.
2 комментариев к “Талмуд — неевреям”
Обсуждение закрыто.
я бы сделал упор на агадот. а то «ущербы» люди почитают, и подумают: ничего себе, какую нудьгу евреи учат, ещё и с примерами типа «можно ли выдавать замуж 3-летнюю дочь»?
ты прав, здесь есть два уровня.
Для начинающих — агадот.
Можно еще с красивыми комментариями,
и даже с иллюстрациями.
—
Ну а для «суперменов» — «ущербы»
как полигон и тренажер — для глубоководного интеллекта 🙂