РЕГИНА

«Она не только прекрасный человек, который видел жизнь, но что ее делает особенно юной, это то, что она всю жизнь учится – вечный студент».

Раввин Дов-Бер Хаскелевич

В наше время принято считать, что значимые люди – это успешные бизнесмены, политики и другие знаменитости. Но бывает и совсем другая значимость. Вот живет вроде бы обыкновенная женщина, а вокруг нее оазис – поле доброты, любви, высокой духовности. Оно греет, вдохновляет и питает людей. И источник всего этого – маленькая женщина с большим еврейским сердцем: друг, мудрец, учитель – наша Регина.

– Регина, где Вы черпаете столько энергии?

– Не думаю, что мне под силу ответить на Ваш вопрос. Я религиозный человек и верю: все от Б-га.

– Мы знаем, Вы строго соблюдаете субботу, кашрут, регулярно посещаете синагогу. Где Вы приобщились к еврейской традиции, в Америке?

– Нет. Я происхожу из религиозной семьи, и основы еврейского образа жизни я усвоила в детстве, которое прошло в Белостоке (Польша). В 1928 году мы с мамой и сестрами переехали в Москву. Здесь соблюдать традиции стало трудно и опасно. Кошерных продуктов мы достать не могли, но все, что было возможно, делали. В пятницу вечером всегда зажигали субботние свечи, а чтобы соседи не видели, как мы делаем кидуш, перегородили комнату шкафом. В синагогу я надевала платочек и становилась мало узнаваемой.

В 1948 году на Рош Ашана нашу синагогу на ул. Архипова посетила Голда Меир – первый посол Израиля в СССР.

Что тогда творилось в Храме и вокруг него, описать трудно. Десятки тысяч людей, море восторженных эмоций, которые при этом нужно было скрывать, ибо всюду сновали переодетые в штатское гебисты.

После этого визита многих арестовали, многих сняли с работы.

– Вы по сей день обучаете желающих еврейским языкам – ивриту и идиш. Где Вы изучали иврит?

– Идиш – мой родной язык, язык моего детства. А иврит я изучала значительно позже, в Москве. (Кроме этого, Регина владеет еще польским и немецким языками).

ОТ ИСКУССТВА – К ТОРЕ

– Я закончила Строгановское Высшее художественное училище, факультет живописи, и потом – факультет искусствоведения по специальности – искусство Греции и Рима. Работала в Литературном музее. Много лет директором там был замечательный, незаурядный человек В. Д. Бонч-Бруевич.

В то время еврейские традиции ушли у меня глубоко в сердце. Я занималась искусством, водила экскурсии, но один вопрос все настойчивей требовал ответа.

Вот человек побывал в музее. Он в восторге. Ах, какая скульптура! Ах, какая картина! Какой художник!

Но… память все быстро стирает, и человек остается один со своими проблемами. Вы можете со мной не согласиться, но мне казалось, что влияние изобразительного искусства на человеческую жизнь кратковременно. Что искусство – само по себе, а человек – сам по себе, что предметы искусства не так греют душу, как человеческая доброта, жалость, сочувствие.

Я решила, что главное в жизни – это помогать людям, помогать всем, чем можешь. Иногда даже взглядом, добрым словом, улыбкой. Доброта нужна каждому, но не каждый этим владеет.

И занятие искусством отошло для меня на второй план. Гораздо важнее стало изучение Торы, которая учит, как достойно жить, как делать добро, ведь и оно может обернуться злом.

В этом плане особое значение для меня имело знакомство с Иосифом Бегуном, умным, мужественным человеком, героем своего времени.

ЗНАКОМСТВО С ИОСИФОМ БЕГУНОМ

Встреча произошла случайно, в 1982 году на грандиозном праздновании Симхат-Тора в Московской синагоге. Там была масса народу, пели, плясали, носили Тору, и при этом нужно было быть осторожными, чтобы не попасть в ловушку к кагебешникам, которых тоже было полно.

После знакомства с Бегуном в нашей квартире начались регулярные занятия по изучению иврита, Торы и еврейской истории.

Приходили по 5-6 человек, больше было опасно. Мой муж занимал тогда очень высокий пост, он был начальником Главка Министерства автомобильного транспорта. Для нас эти тайные занятия не имели последствий. А Иосифа Бегуна арестовали, и когда в 1988 году мы уезжали в США, он еще сидел в тюрьме.

– Регина, как к Вашей небезопасной деятельности относился муж, доктор наук, занимающий серьезный пост?

– Марк меня поддерживал, хотя для него это было непросто, ибо и без этого он, с точки зрения советских властей, был не чист. Всю жизнь мы дрожали. Многие годы мы прощались, когда муж уходил на работу, не зная, вернется ли домой. Проблема заключалась в «подмоченной» биографии его родного брата и отца.

«МАККАБИ» – ИЕРУСАЛИМ

Это было в 1922 году. Подростки 15-17 лет, в том числе и брат мужа – Аарон играли в футбол. Одна из команд, скорее всего, по случайности, называлась «Маккаби». Однако детей арестовали, обвинили в сионизме, и 20 человек посадили в тюрьму. Некоторые там и умерли. Родители Шуловы безуспешно обивали пороги учреждений с просьбой освободить детей. Они написали письмо жене Горького Екатерине Пешковой, которая тогда была председателем Красного Креста (и Комитета помощи политзаключенным, позже разогнанного Сталиным). Благодаря ее усилиям оставшиеся в живых юноши оказались на свободе.

Аарон Шулов уезжает в Палестину. Там он занимается, чем придется: ухаживает за скотом, строит дороги, а затем заканчивает Иерусалимский университет и становится крупным ученым – зоологом. В 1928 году Аарон Шулов основал в Иерусалиме Библейский зоопарк. (В 1993 г. из центра города его перенесли на окраину, он многократно увеличен и стал одной из любимых достопримечательностей Иерусалима.)

В 1978 г. в свет вышел перевод Торы на русский язык. Профессор Шулов принял в нем участие как консультант по зоологии. Эта Тора известна многим нашим иммигрантам, так как ее давали в НАЯНе. В предисловии к Книге написано: «Да будет труд наш угоден всем, кто увидит его, и да послужит он источником благословения нашим братьям из России, возвращающимся в лоно народа своего и его древней культуры».

После смерти Аарона Шулова одну из улиц Иерусалима назвали его именем.

– Стоит задуматься: случайно ли название команды было «Маккаби»? Ведь в конце концов это слово стало путевкой в жизнь еврейскому патриоту. А чем провинился перед советской властью отец Вашего мужа?

СМЕРТЬ НИ ЗА ЧТО

– Отец Марка – Соломон Шулов был завучем в техникуме в Кировограде. Если еврей занимал какую-то должность, его зачастую сажали без особых причин. Так было и с отцом мужа. Его посадили, в тюрьме он и умер. Вот как мы узнали о его гибели.

В отделе, где работал муж, появился новый сотрудник, русский человек, тоже отсидевший ни за что. И как-то, когда они остались вдвоем, он очень тихо, чтобы не услышали стены, сказал: «Марк Соломонович, я не враг никому, я сам прошел эту смертельную школу. В заключении я был знаком с Соломоном Шуловым. Он, случайно, не Ваш отец? Это был очень интеллигентный человек, он о Вас мне много рассказывал.

Я расскажу Вам о его гибели. Нас перевозили из одного места заключения в другое. Везли в товарных вагонах без удобств. И вот представьте. Зима, открытое поле, снег по колено. Состав с заключенными остановили и скомандовали: «Кому нужно в туалет, выходить». Ваш отец был очень слаб и плохо видел. Очки у него упали в снег. Когда приказали вернуться в вагон, он еще стоял по колено в снегу и искал очки. Тогда охрана спустила на него собак. Они повалили старика, а потом подошел охранник и застрелил его в упор».

– Да, Регина, похоже, Вы не из тех, кто тоскует по бывшей «родине», по утерянному статусу больших начальников.

А почему у Вас на стене висит портрет Меира Кахане?

– Это великий патриот Израиля. Он приезжал в Бруклин и выступал перед нами в синагоге на 6-м Брайтоне. У него было много единомышленников, синагога была переполнена. Мы ждали его следующего выступления, но накануне, 5 ноября 1990 г. в отеле «Мариотт» (Манхэттен) его застрелил араб. Страшная, невосполнимая потеря для евреев. Здесь у меня уголок его памяти.

– Регина, в страшные годы, когда многие евреи искали спасения в ассимиляции, в забвении нашего наследия, Вы благодаря своей вере, своей доброте нащупали как-то в этом мраке правильную дорогу и идете по ней. И люди это ценят и платят Вам взаимностью. Из многих теплых слов, сказанных в Ваш адрес, приведу несколько.

Ваша ученица – пианистка Геня Онефатер: «Регина шутливо говорит о себе: «Я еврей – пропагандист»… Она не набирает информацию для себя, а тут же передает ее другим, стараясь приобщить евреев к Торе. Она не ждет помощи, и, несмотря на свой возраст, ищет, кому бы помочь. Она никогда, не дай Б-г, никого не осудит, очень тактична, умеет видеть хорошее в каждом, и каждому с ней приятно, и всем с ней интересно.

Все в этом человеке – и знания, и чувство юмора, и молодость души».

Заканчивая рассказ о беседе с Региной, я приведу цитату из поздравления, которое она написала одному человеку несколько дней назад:

«Быть евреем – это состояние души, это постоянное познание той мудрости, которая завещана еврейскому народу».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора