ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
Знаете ли вы одно волшебное слово? Я не имею в виду никаких заклинаний, а обычное слово «спасибо», которое в действительности творит чудеса.
Недавно в США отмечался День благодарения, весь смысл которого в напоминании: не воспринимай добро как само собой разумеющееся, а выражай свою благодарность. Этот праздник впервые отмечался в 1621 году английскими колонистами, которые привнесли в него глубокий духовный смысл – они хотели выразить благодарность Всевышнему за урожай после голодного года.
Многие американцы утверждают, что День благодарения – самый любимый праздник. Однако не многие знают, что этот праздник заимствован у евреев.
Преследуемые в Европе за религиозные убеждения пуритане бежали в Америку. В Новом Свете они по-новому открыли для себя Ветхий завет – нашу Тору, что изменило их традиционно предвзятое отношение к евреям. В этом кроется и главная причина того, что США, в отличие от Европы, бескомпромиссно поддерживают Израиль.
В популярных справочниках и календарях вы найдете объяснение, что День благодарения заимствован от еврейского праздника Песах, когда евреи благодарят Всевышнего за избавление из египетского рабства, отмечая день Исхода сейдером – праздничной трапезой. Так же и американцы отмечают День благодарения праздничным обедом, на который принято приглашать нуждающихся людей. Кстати, эта идея тоже заимствована. Пурим отмечает чудо спасения праздничной трапезой. Мы садимся за стол и приглашаем друзей и всех, кто нуждается. Маймонид предупреждал, что радоваться собственному спасению – не означает просто сесть за стол и вкушать праздничную трапезу. Необходимо делиться ею с другими, иначе это превращается в праздник живота.
Радоваться – значит делиться радостью! Не случайно обычаем Пурима является шалахмонэс – подарки друзьям, предложение хотя бы двух блюд: еды или напитка.
В США благотворительные организации приглашают нуждающихся на праздничные обеды. Сам президент находит время в День благодарения помочь бездомным и неимущим для того, чтобы показать пример благотворительности.
ЦАРСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ
Почему мы празднуем Хануку? Есть много ответов на этот вопрос. Однако в молитвеннике – Сидуре, рассказывающем о чуде победы маккавеев над греками, приводятся следующие слова: «А после того пришли дети Твои в Твой Дом… очистили Храм…зажгли свечи и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить Тебя…»
Ханука – это, прежде всего, праздник Благодарения. В эти дни поют Халел и другие благодарственные песни. Вместо того, чтобы прославлять военную доблесть, победители вознесли благодарность Всевышнему. И этим доказали свое величие!
Почему зачастую трудно выразить благодарность тому, кто сделал нам одолжение? В «Поучениях отцов» говорится: «Если кто-то сделал тебе маленькое одолжение, пусть в твоих глазах оно будет большим; если же ты сделал кому-то большое одолжение, пусть в твоих глазах оно будет маленьким».
Мы живем в мире кривых зеркал. Эгоизм искажает наши взаимоотношения с людьми. Часто мы не замечаем того, что нам сделали, и забываем даже поблагодарить. Когда мы делаем для кого-то небольшое одолжение, мы требуем за это благодарность. Мудрецы предлагают нам исправить эту кривизну и увидеть обратное: сделал кому-то большое одолжение – смотри на него как на мелочь, а небольшую услугу, оказанную тебе, принимай как большое одолжение и благодари за него.
Почему же нам так трудно благодарить? Да потому, что мы не хотим чувствовать себя обязанными! Само слово «благодарить» – на иврите «моде» имеет два значения: одно – «благодарить» и другое – «признавать истину». По-русски и по-английски это разные слова, а на святом языке – одно и то же. Ибо выражение благодарности и есть признание того факта, что вам действительно помогли. Это признание рождает желание ответить любезностью на любезность – отблагодарить. Потому добрый поступок является семенем добра, которое прорастет в сердце человека и взойдет в виде прекрасных плодов – добрых дел. В этом смысле неблагодарность приравнивается мудрецами к разрушению посадок.
МОЕ – МОЕ, ТВОЕ – ТВОЕ
В «Поучениях отцов» говорится, что праведники – это люди, которые не берут чужого, но при этом готовы поделиться своим, говоря: «Твое – твое, и мое – твое». Негодяи же говорят: «Мое – мое и твое – мое». Мудрецы спорят о том, как назвать людей, которые считают, что «Мое – мое, твое – твое». Одни утверждают, что это «средние» люди: не праведники, потому что не делятся и не творят добра, но и не негодяи, потому что не грабят и не берут чужого. Другие считают, что это одно из качеств, присущих жителям Содома и Гоморры, которые, без сомнения, были негодяями.
В чем суть спора? Если человек не берет чужого, потому что не хочет воровать и уважает его имущество, то он «средний». Но если же причина, по которой он не хочет брать чужого, заключается в том, что он ничего не хочет давать другим, то это качество людей не лучших. Такой человек не хочет быть никому обязанным, а хочет держать, как говорится, свое при себе. Его нежелание делиться приводит к тому, что он ничего не берет у других, лишь бы не быть никому обязанным.
Он отказывается от всякого рода любезностей из-за нежелания отвечать тем же.
ВСЕ, КРОМЕ МЕНЯ!
Почему Адам был изгнан из рая? Да, он съел плод с древа познания добра и зла. И Ева съела, однако наказания не последовало. Грех повлиял на их души: они спрятались в райском саду. Тогда Всевышний задал Адаму вопрос, с которым Он обращается к каждому из нас: «Где ты, человек?» Адам же продолжал прятаться. Тогда Всевышний предоставил ему возможность раскаяться: «Может, ты съел плод, который Я велел не есть?» Адам ответил: «Ты дал мне жену, и она дала мне плод, и я съел».
Во всем мире были лишь трое: Всевышний, Адам и Ева. Кто же виноват? Адам обвинил всех, кроме себя: «Ты дал мне жену, а она дала мне плод…». Мудрецы видят в этом не только нежелание принять ответственность за свой поступок, извиниться и признать ошибку, а наоборот, и обвинить других. Главный грех – неблагодарность! Мудрецы именно так говорят: «Адам был изгнан из райского сада за неблагодарность. Адаму было плохо одному, Б-г дал ему жену, а тот, вместо благодарности, жалуется и обвиняет ее».
«И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа», – рассказывает нам Тора о порабощении евреев. Но как новый Фараон мог не знать о Йосефе, который спас всех египтян от голодной смерти? Неблагодарный Фараон не хотел знать, то есть не хотел признавать факта помощи Йосефа – чтобы не быть обязанным его потомкам.
Когда Моисей пришел к Фараону со словами: «Отпусти народ мой, и он будет служить Всевышнему», – тот ответил: «Не знаю Всевышнего». Мудрецы поясняют: «Сначала он сказал: не знаю Йосефа, а потом – не знаю Б-га!» И если неблагодарность разрывает связь человека со Всевышним, то чувство благодарности – это путь к Б-гу. Фараон, не желающий благодарить, в конце концов приходит к отрицанию божественного. Когда же человек проявляет благодарность, он делает первый шаг на пути к духовному. Этот шаг ведет его к счастью в райский сад, откуда был изгнан Адам.
ПУТЬ К СЧАСТЬЮ
Еврей просыпается и произносит: «Благодарю Тебя, Всевышний…». Он просыпается с радостью. Само слово «иудей» означает «благодарный».
Когда у Леи родился четвертый сын, она сказала: «На этот раз отблагодарю Всевышнего!» Почему за четвертого сына, а не за первого? Лея обладала пророческим даром, она знала о том, что миссия ее семьи – воспитать 12 сыновей. Она полагала, что каждая женщина – Лея, Рахель и служанки Билга и Зилпа – будут иметь по три сына. Когда же у нее родился четвертый сын, она поняла, что получила больше, чем ей полагается, и за это следует благодарить Всевышнего. «Иуда» означает: признавать истину и благодарить. Не случайно благодарный Иуда сумел признать истину – свою ошибку с Тамар. А потомок Егуды царь Давид признал свою ошибку с Бат Шевой и написал благодарственные песни – псалмы Давида!
Мы привыкаем к окружающему нас миру и начинаем воспринимать всех и все как само собой разумеющееся. Кто-то нам помогает, и мы считаем, что так и надо. Человек, который забывает сказать спасибо, конечно, огорчает помогающих ему людей. Но самый большой ущерб неблагодарный человек наносит своей душе…
Наступает Ханука и напоминает об обязанности благодарить, ценить и наслаждаться каждым мгновением жизни и каждым, кто делает тебе что-то хорошее. Часто мы хотим поблагодарить, но не успеваем или забываем. Ханукальные свечи учат нас делиться светом благодарности с другими.