БЕГСТВО ИЗ КАЗАНИ

РАСКАЯВШИЙСЯ ДОНОСЧИК

Разные были люди на этом собрании. И сознательно причинявшие вред другим, и безразличные, и молча сочувствовавшие… Где они сейчас? Что с ними? Хотел бы я их увидеть.

Где, например, Федор Тарасович, который подошел ко мне после собрания довольный, и стал рассказывать, как он следил за мной и в каких местах меня видел. Жил в Казани один старый рав, я его навестил однажды, так он и там меня выследил…

В школе работал один неприятный человек, учитель физики Ахманов, чуваш. Потом я узнал, он писал доносы на завуча, еврея Штейнмана, и на меня. Причем такую чушь, что нарочно не придумаешь: Зильбер якобы ничего не делает на уроке, просто развлекает класс разными байками. Тогда как я – можете мне поверить – очень усердно работал.

Этот человек был тяжел не только по отношению ко мне. Помогать отцу его обязали по суду, и отец, который предпочитал с ним не встречаться, получал деньги не от сына, а приходил за ними в школьную бухгалтерию.

Так вот, этот доносчик раскаялся.

Незадолго до того, как меня сняли с работы, Ахманов вдруг вызвал меня в раздевалку (там можно было поговорить наедине).

– Слушай, Исаак Яковлевич, я тебе сделал много зла, доносы на тебя писал. Прости меня, пожалуйста.

Я спрашиваю:

– С чего это ты? Он говорит:

– Я видел во сне тебя и хотел поцеловать, но мне сказали: «Нет, ты недостоин». И велели просить прощения.

Я сказал, что мне от него ничего не надо.

После собрания этот Ахманов со своим дружком, учителем литературы, меня провожал. Ахманов предложил:

– У меня два дома в Чувашии. Можешь жить, сколько хочешь.

– Ты не падай духом, – говорил он. – Близко время, когда десять человек из разных народов схватят за полу еврея и скажут: «Пойдем с вами, ибо мы слышали, что Б-г с вами».

Действительно, в книгах пророков (Зхарья, 823) есть такие слова: «Так сказал Б-г воинств: в те дни схватятся десять человек из всех народов разноязычных и держаться будут за полу иудея, говоря: пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Б-г».

Оказывается, в детстве Ахманов читал Танах.

Больше я его не видел. В школе я уже не работал, а вскоре и вовсе вынужден был бежать из Казани.

«Мы с сестрой сидели дома и ждали.

Отец с матерью пришли, когда уже начало темнеть. На них лица не было. Они рассказали, что их уволили с работы. Но не это их волновало: самым опасным было решение забрать детей – Сару и меня. Мы тяжело переживали…»

Из рассказа рава Бенциона

ПОСЛЕ СОБРАНИЯ

Каждый стук в дверь бросал нас в дрожь. Мы боялись, что пришли забирать детей…

Газета напечатала еще одну статью, о собрании. Там сообщалось, что подтвердились все перечисленные преступления и были вскрыты еще и другие: я никогда не ел в столовой, люди видели, как в субботу я прохожу пешком многокилометровые расстояния, и так далее.

Было ясно, что власти хотели заставить меня публично отречься от веры. Кое-кто из знакомых говорил:

– Почему бы не сделать? Все поймут, что это вынужденная ложь. Но, конечно, делать это было нельзя.

Наша русская соседка тетя Тося в те дни сказала мне:

– Если вы, Исаак Яковлевич, откажетесь от Б-га, кто же тогда останется с Б-гом?

О потере работы мы с женой и не думали – в ужас приводило страшное решение забрать детей. Что делать, чтобы не забрали?

Гита пошла в райком, в отдел агитации и пропаганды, и обратилась к человеку, чей голос был решающим:

– Хотите, я приведу к вам детей, и вы увидите, что не такие уж они несчастные?

Он был неглупый человек и сказал:

– Я все понимаю, мне не надо с ними знакомиться. У нас два условия. Если хоть одно из них не будет выполнено, решение забрать детей войдет в силу. Первое – чтобы дети не появлялись в синагоге, второе – чтобы перешли в обычную школу. Но запомните: если их увидят в молельном доме – пеняйте на себя! Пока оставляю.

Большое дело сделал этот человек. Дети были в его руках, а он их не забрал. Спас жизнь! Фамилия его – Зернов. Надо сказать правду, терпел я только от властей. Все остальные, включая соседей, относились к нам с симпатией. Например, хозяин, у которого мы снимали квартиру, видел, разумеется, что я человек религиозный, но это ему не мешало. Я построил в саду сукку, и все те годы, что я был в лагере, будочка стояла, хозяин ее не тронул. Пока я сидел, он снизил цену за квартиру, понимая, что Гита одна содержит семью.

И в этой истории с нами боролся только КГБ: ни евреи из активных партийцев, ни нееврейские соседи в дело не вмешивались.

Когда после увольнения я забирал документы из школы, директор и учителя пытались как-то объясниться:

– Извини, Исаак Яковлевич, что мы против тебя выступали. Нас просто дрессировали, как собак, и велели сказать то-то и то-то.

– Я им толкую, – рассказывал директор, настоящий старый чекист, – если вы знаете, что нужно говорить, так, может, и говорите сами? А они: «Нет, говорить будешь ты. А мы тебе дадим материал».

Отношение со стороны окружающих было скорее сочувственным. Помню, Бенцион играл во дворе с детьми, и кто-то из них стал его задирать, бросать в него камни. Наши русские соседи вступились:

– Их и так уже преследуют. Что ты еще его трогаешь? Некоторые евреи опасались вступать с нами в контакт, но были и такие, что хотели помочь.

История наша наделала шуму. Я понимал, что после фельетона мне и истопником на свечную фабрику не устроиться. Я отправился за Волгу, в поселок Васильево, в часе езды от Казани. Там был стекольный завод. Я договорился, что буду стеклодувом.

БЕГСТВО

Приезжаю домой поздно вечером, усталый.

Нахожу повестку: «Просим Вас и Вашу жену Гиту Вениаминовну явиться в Комитет государственной безопасности». Вызов был на сегодня.

Идти было уже поздно. Да и вообще, подумал я, что-то не очень хочется. Войти-то я смогу, а выйти – неизвестно. Так как же быть? Бежать? Помню, жена говорит:

– Куда ты убежишь? Тебя все равно поймают. Ведь могут объявить всесоюзный розыск.

Дети, конечно, знали наши дела, и маленький Бенцион вдруг выпалил: «Папа, убегай!»

Я решил посоветоваться со знакомой женщиной – прокурором. Она говорит:

– Подписки о невыезде вы не давали – розыск объявить нельзя. Вызов в КГБ ни к чему вас не обязывает – вы его не видели. Еще можете как-то исчезнуть.

Я вернулся домой, взял талит и тфилин, больше ничего, попрощался с женой:

– Куда пойду – не знаю. Когда смогу – сообщу.

В половине четвертого ночи я зашел к знакомым за деньгами. Добрался до вокзала, купил билет в Москву и поехал.

«В назначенный в очередной повестке день мама пошла в НКВД одна. Перед тем, как идти на допрос, она оставила нам письмо для бабушки и предупредила: если она через час – два не вернется, мы должны отправить это письмо бабушке в Кзыл-Орду. В письме она просила бабушку приехать и забрать нас.

В НКВД маме сказали:

– Нам нужны не вы, а ваш муж. Мы вообще-то можем его сами привести, но вам же будет лучше, если вы его позовете.

Мама сказала, что не знает, куда исчез муж. На нее кричали:

– Человек не вернулся домой, вышел вечером и пропал – почему ты не заявила в милицию? Мы придем к тебе домой и проверим. Он прячется где-то.

Она сказала:

– Проверяйте».

Из рассказа Сары

«Представитель КГБ несколько раз был у нас дома, допрашивал маму. Один раз, помню, он ей сказал:

– Что ж вы думаете: с высшим образованием мы будем отпускать?

Зная, что материальные возможности отца очень ограничены, в КГБ не предполагали, что он сразу возьмет и уедет. Они считали, что он скрывается где-то в городе. Кто пойдет к нему? Естественно, дети! Когда мы с Сарой шли куда-то, даже в магазин за продуктами, мы замечали, что за нами всегда кто-то следит.

Пока мы не знали, что с отцом, было очень тревожно».

Из рассказа рава Бенциона

«Мама перевела меня в обычную дневную школу уже после отъезда папы. Чтобы не нарушать субботу, я в этот день оставляла портфель в школе, а уроки делала рано утром перед занятиями в понедельник.

Одна учительница в новой школе проявила ко мне большой интерес. Она подошла и стала «сердечно» расспрашивать, как у нас дела, где папа… Я сказала, что ничего не знаю, и пустила слезу. На этом «сердечная беседа» закончилась.

Мама очень волновалась, не получая вестей от папы. Женщина – юрист, что посоветовала папе скрыться, успокоила ее: если человек не совершил такого преступления, чтобы можно было объявить его всесоюзный розыск, и исчез на какое-то время, власти должны закрыть его дело. Вот если бы папа остался на месте, на него можно было бы «давить». Кроме того, казанскому НКВД уже ясно, что они упустили папу, и для них это серьезный провал, который они сами хотели бы скрыть. Мама это прекрасно понимала, ведь в свое время она прошла «школу» у Дубина.

Когда папа наконец сумел из Ташкента сообщить письмом, куда нам ехать, он не забыл дать в нем маме и такую «инструкцию»: «пристроить к хорошим людям двух кошек и двух щенят, которые жили у нас во дворе».

Из рассказа Сары

Из книги воспоминаний «Чтобы ты остался евреем»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора