«ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ»

(Продолжение)

Если у читателя ещё остаются какие-либо сомнения о масштабе солженицынского антисемитизма, напомню несколько приведенных им высказываний «своих» евреев: «Память о Катастрофе превратилась в религиозное служение, в государственный культ…» (Бен-Борух, «22», N№ 58, 1988), «… Уроки второй мировой войны были усвоены ровно наоборот… на этой почве вырос и идейно укрепился еврейский национализм…» (Д. Хмельницкий, «22», N№ 80, 1992), «… евреи уже не могут просто идти по старому пути претензий к миру… Пора разбить зеркало и оглянуться: мы не одни в мире» (Sonja Margolina). Сегодня, когда мировой антисемитизм вплотную приблизился к уровню 30-х годов ХХ века, нобелевский лауреат называет эти высказывания «достойной, великодушной самокритичностью». Вспомним «Премудрого пескаря» М. Е. Салтыкова-Щедрина: на вопрос «как живёшь?» последовал ответ – «Применительно к подлости». Солженицын называет это «жить не по лжи».

Всеобщим достоянием солженицынский антисемитизм стал после выхода двухтомника, однако для посвященных он и раньше был «секретом Полишинеля». Лев Копелев не дожил до выхода книги «Двести лет вместе», но ещё в 1985 году он писал Солженицыну: «Ты стал обыкновенным черносотенцем, хотя и с необыкновенными претензиями…» (Письмо было опубликовано только в 2001 году: журнал «Синтаксис», N№ 37). «Просвещённым антисемитизмом» назвал книгу известный российский журналист Танкред Голенопольский вскоре после выхода первого тома. «Вторая часть книги, – обещал Александр Бовин в интервью Анне Кронштейн 28 августа 2001 года, – утвердит нас в том, что это – всё-таки не просвещённый антисемитизм». Однако, находясь в 2003 году в Америке на презентации своей книги «ХХ век как жизнь», согласился, что и во второй части «есть душок». «Он (Солженицын) находится… на цивилизованной обочине антисемитизма «в круге первом» (Николай Руденский, «Форвертс», N№ 310, 2001). «Антисемитская книга. Но… сам её автор – не антисемит» (Виталий Раевский, «Газета NJ», 16 августа 2002). «Книга Солженицына вовсе не антисемитская, как убого и примитивно вопят национально озабоченные младорасисты», – утверждает Валерий Лебедев в статье «Какой русский полюбит всех евреев» (Журнал «Чайка», Maryland, 7 February, 2003). – Она по существу русофобская. Нет, не в плохом смысле слова. Она – тот самый овод, с которым сравнил себя Сократ на народном суде в Афинах. Овод, который жалит мощного, благородного, но тучного и ленивого афинского коня. Чтобы он взмахнул хвостом, ударил копытом – и поскакал. А то ведь совсем зажиреет… и издохнет от ослабления сердечной мышцы и цирроза печени». Нет, это ему ещё не угрожает, хотя состояние его печени вызывает серьёзное беспокойство. Вот и Горький пишет: «Как отвратителен этот антисемитизм ленивой клячи» («Несвоевременные мысли»). Согласимся, что опасность в другом: размахивая обоими томами «русской научной евреелогии», направился «благородный, но ленивый конь» в сторону «красно-коричневых патриотов». А те в радостном приветствии машут «Первенцем» и «Протоколами Сионских мудрецов», создать которые было «потрудней, чем проект водородной бомбы», как почти сорок лет назад заметил Александр Исаевич. В интервью Владимиру Нузову (VESTNIK, N№ 5, March 3, 2004) лауреат Нобелевской премии по физике, академик Виталий Гинзбург признался: «Должен вам сказать, что ситуация с Солженицыным мне не ясна. С одной стороны, цитируют такие вещи из двухтомника, которые только антисемит может написать. С другой стороны, считать его вульгарным антисемитом мне тоже очень трудно». Это и не удивительно: Солженицын не вульгарный антисемит, он – «антисемит в законе». Разве у вульгарного антисемита можно прочесть такую фразу (из «Первенца»): «Встречая у Гоголя простодушное (выделено мной – С. Д.) использование слова «жид», мы не можем допустить, чтобы Гоголь употребил его в обидном смысле». Упаси Б-же, как можно! Ведь и Достоевский не хотел обидеть евреев и тоже в полном простодушии заявил: «Жид погубит Россию». Вот только вылилось это «простодушие» в бандитский клич: «Бей жидов, спасай Россию», — и в море пролитой крови.

Категорически отмёл Солженицын в интервью с Виктором Лошаком обвинение в антисемитизме: «Я знаю, во мне нет этого, что приписывают. Мне чудно, удивительно, что так подозревают». И, следуя стандартному оправданию всех антисемитов, сообщил, что «личные отношения у меня были прекрасные с очень многими (евреями). Я понимал тонкость, чуткость и отзывчивость еврейского характера…». Но вот, видимо, не до конца всё же понимал, ибо не откликнулись евреи на его призыв покаяться в несовершённых преступлениях, в выдуманном им нашем «позорном прошлом». Не проявили ожидаемой им «чуткости и отзывчивости еврейского характера». И потрясённый Солженицын был вынужден воскликнуть: «Настолько всё забыть?!»

«Мне … абсолютно всё равно, антисемит ли он, – пишет Аркадий Ваксберг («Из ада в рай и обратно»). – Любить или не любить человека (а тем более, целый народ!) – личное дело каждого… Важно лишь не делать из своих чувств политику». И мне всё равно, но только в том случае, если это – тихий антисемитизм, антисемитизм на уровне частных разговоров, дневниковых записей (Блок, Булгаков) или частной переписки (Шопен, Чехов). Но мне абсолютно не всё равно, если это громкий антисемитизм – антисемитизм в средствах массовой информации, романах, пьесах, кинофильмах и публикациях, ибо из него рано или поздно последует призыв: «Бей жидов, спасай Россию». Процитирую ещё раз Максима Горького: «Но, может быть, тем, кого хотят натравить, как собак, на еврейство, может быть, им – пора уже возмутиться этой новой попыткой организации погромов?» («Несвоевременные мысли»).

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора