«Вверься Б-гу, твоему Г-споду» (Дварим, 18:13).
Хофец Хаим говорил: «Тора обязывает нас всецело довериться Б-гу, но не человеку. Человек должен быть внимательным, чтобы его не обманули» (Хофец Хаим аль hamopa, к этому стиху).
Хофец Хаим отдал всю свою жизнь распространению принципа братской любви, запрещению плохо говорить друг о друге и заповеди судить людей благосклонно. Он любил людей, но не был наивным, он хорошо знал мир и человеческие недостатки.
Много раз он предупреждал своих учеников, что, вступая с кем-нибудь в деловые отношения, им следует записать все до мельчайших деталей. Самый честный человек может что-нибудь забыть. Публикуя свои книги, Хофец Хаим записывал все указания типографии, прежде чем начиналась работа: качество бумаги, тип печати и т. д. Именно в силу своей любви к людям он фиксировал все, чтобы потом не возникало никаких споров. Мы должны учиться этому. Тот, кто не делает этого, пожалеет (Слышал от рава Йосефа Дов Соловейчика, главы иешивы «Бриск» в Иерусалиме).
«Люби Г-спода, Б-га твоего, и ходи по Его путям все дни» (Дварим, 19:9).
Хофец Хаим отмечает, что Тора подчеркивает: мы должны идти по путям Б-га все дни. Мудрецы объясняют: это означает, что мы должны постоянно подражать Ему, делая добрые дела и сочувствуя другим людям. Тора подчеркивает обязанность делать хесед ежедневно, все дни. Каждый день нашей жизни мы должны искать возможность сделать кому-нибудь добро (Ahaвam xeceд).
«И пусть еще говорят исполнители с народом и скажут: тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть пойдет и вернется в свой дом, чтобы не сделал сердца его братьев робкими, как его сердце» (Дварим, 20:8).
Тора (стихи со 2 по 8) говорит: прежде, чем еврейские войска выходили сражаться, некоторые категории людей возвращались домой: тот, кто построил новый дом, но еще не жил в нем; тот, кто посадил виноградник, но не вкусил от его плодов, тот, кто обручился, но еще не женат. В стихе 8 упомянута и четвертая категория людей: тем, кто боится и робок сердцем, следует вернуться домой.
Рабби Оси hаглили (Раши, ссылаясь на Coma) объясняет, что из-за этих людей отсылают домой и три другие категории. Если кто-то покинет ряды из-за своих грехов, он будет полон стыда. Но если вернутся домой и другие, то люди не будут знать, по какой причине возвращается каждый из тех, кто уходит.
Это действительно удивительно. Большое число воинов отправляют во время войны домой только ради того, чтобы спасти грешников от стыда. Отсюда следует, что мы обязаны делать все, что в наших силах, чтобы спасти людей от стыда
Из книги Зелига Плискина « Если хочешь жить достойно»
Перевод Гедальи Спинаделя