ТОЛСТОСУМСТВУ – НЕТ!

Описываемые в главе «Реэ» седьмой год — шмита (на иврите: отпущение) и законы, связанные с 7-летним и 50-летним циклами, позволяют взглянуть на отношение Торы к очень нетривиальному вопросу — социальному и, в особенности, материальному неравенству.

Для бывших жителей страны, побеждённой социализмом, этот вопрос прямо-таки болезненный. Ведь всякого рода уравниловки, как и любой другой способ неиспользования индивидуальности (в материальном оформлении — частной инициативы), принципиально неприемлемы.

С другой стороны, вспомним старый «статистический» анекдот: «Если вы съели за ужином целую курицу, а ваш сосед лёг спать голодным, то в среднем вы съели по полкурицы».

Какой форме социального устройства отдать предпочтение: безоговорочному капитализму по-американски «и горе слабейшим» или «социализму с человеческим лицом» по-шведски?

Ответ Торы предельно прост: частная инициатива — да, накопительство — ни в коем случае!

Поясним это законами Торы о седьмом и юбилейном (50-м) годе. Как известно, в седьмой год еврей — владелец латифундий переставал быть хозяином произраставшего на его земле и становился «одним из народа» — могущим равно как и все другие жители, наслаждаться урожаем седьмого года.

А как с «кровеносной системой» экономики — «налом» (наличными деньгами)? Ответ Торы предельно прост. Еврей, накопивший более необходимого, обязан по первому требованию помочь ближнему своему: дать тому беспроцентную и, что самое главное, зачастую безвозвратную ссуду. Ведь седьмой год перечёркивал долги по таким «товарищеским» ссудам (в отличие, например, от ссуд для ведения биржевых операций компаньонами).

Даже не вспоминая о законах года юбилейного (в который прекращается владение землёй вообще), можно на основании вышесказанного сделать вывод, что работа в этом мире не должна иметь своей целью накапливание денег. Более того, декларируемая Торой обязанность любого еврея в любой момент поделиться накопленными излишками, конечно, запрещено делиться необходимым!

Частная инициатива — без сомнения, но как средство для реализации заложенных в человеке инициативности, предприимчивости и т. п. Но ни в коем случае как самоцель.

Мораль: «Уходя из этого мира, не берёт с собой человек ни золота, ни драгоценных камней, а только Тору и добрые дела».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Менахем-Михаэль Гитик

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора