(Продолжение)
Согласно Краткой Еврейской Энциклопедии, т. 8, в начале 20-х годов ХХ века в эмиграции оказалось более 200 тысяч евреев: адвокаты, книгоиздатели, общественные и политические деятели, учёные, писатели, журналисты. Часть из них репатриировалась в Палестину, большинство же оставалось в Европе, главным образом, в двух центрах эмигрантской жизни: в Берлине и Париже.
В 1924 году в Берлине был опубликован сборник «Россия и евреи», «столь своевременный, столь уместный и душевно пронзительный», — пишет Солженицын. Все шесть его авторов: И. М. Бикерман, Д. С. Пасманик, И. О. Левин, Г. А. Ландау, Д. О. Линский и В. С. Мандель – еврейские интеллигенты, ярые противники большевизма вообще и евреев-большевиков в особенности. Вот три из них. И. М. Бикерман (1867 – 1942) – из бедной мещанской семьи, пробивался самообразованием, закончил в 1903 году историко-филологический факультет Новороссийского университета, противник сионизма, видный журналист. Д. С. Пасманик (1869 – 1930) – сын меламеда, окончил в 1892 г. медицинский факультет Цюрихского университета, врач. Видный сионист, противник Бунда, с 1917 г. – член партии кадетов, был врачом в Белой армии, в эмиграции с 1919 г. Г. А. Ландау (1877 – 1941) – сын видного издателя А. Е. Ландау, в 1902 г. закончил юридический факультет Петербургского университета, видный кадет, в эмиграции с 1919 года. Шесть авторов сборника, по мнению Солженицына, — цвет всего российского еврейства: «В истории русско-еврейских отношений я не знаю ничего подобного сборнику «Россия и евреи». И не удивительно, ибо это есть «тяжёлая истерия, вызванная комплексом самоненавистничества» (Шимон Маркиш, сын расстрелянного в 1952 г. поэта Переца Маркиша). В 1923 г. эти шесть человек образовали «Отечественное объединение русских евреев за границей» и опубликовали обращение «К евреям всех стран!», а год спустя издали сборник «Россия и евреи». Они полагали, что говорят от имени всего русскоязычного еврейства.
Итак, что же восхитило Александра Исаевича в высказываниях этих еврейских «самоненавистников»? Как защищают они его обвинение в «позорном прошлом» советских евреев? Вот Г. А. Ландау: «… Поразило нас то, чего мы меньше всего ожидали встретить в еврейской среде, — жестокость, садизм, насильничанье… вчера ещё не умевшие владеть ружьём, сегодня оказались среди палачествующих головорезов» (Не отсюда ли солженицынская «головорезная молодёжь»?). Другой автор, И. М. Бикерман, соглашается: «… Не приходится… долго доказывать непомерное и непомерно-рьяное участие евреев в истязании полуживой России большевиками». Однако вносит уточнение:
«… Евреи могли быть только наковальней и никогда молотом», — т. е. орудием власти, но не самой властью. Тут уже вступает и сам Солженицын: «… С восемнадцатого года в России и ещё затем лет пятнадцать – примкнувшие к революции евреи были также и молотом – изрядной долей его массы».
«Нельзя отрицать, — добавляет он позже, — история взнесла многих советских евреев в ряды вершителей всероссийской судьбы… столько евреев было в железном большевистском руководстве, а ещё больше – в идеологическом водительстве огромной страны по ложному пути» (выделено мною – С. Д.).
Теперь уже самое время Солженицыну привести длинные списки евреев в партийном и государственном аппарате, в карательных органах, в политотделах армии. Многие имена, правда, уже ничего не говорят современному читателю, поэтому приходится процитировать В. М. Молотова, выразившего на VIII съезде Советов в 1936 г. «наши братские чувства к еврейскому народу,.. (который) выдвинул и выдвигает всё новых и новых замечательных, талантливейших руководителей и организаторов во всех отраслях строительства и защиты дела социализма». Пройдут десятилетия, и В. М. Молотов разъяснит, что он имел в виду, говоря о «братском чувстве к еврейскому народу»: «Они (евреи) были более изворотливы, они, так сказать, всюду проникали… Пока (русские) обнюхаются, раскачаются, эти всегда готовы…» (Ф. Чуев «Сто сорок бесед с В. М. Молотовым»). Д. С. Пасманик (из 1924 года) подтверждает слова Молотова: «большевизм стал для голодающего еврейства городов таким же ремеслом, как раньше портняжничество, маклерство и аптекарство».
Что здесь правда?
Прочитав этот новый навет и поверив автору, ужаснётся неподготовленный читатель, а именно к нему обращается Солженицын, поскольку, как писал Николай Бердяев, «нет ничего легче, как убедить людей низкого уровня (знаний), что во всём виноваты евреи». «Не для счётов нужно помнить историю, — говорит Солженицын. – Не для взаимных обвинений, а чтобы объяснить, как же сталось такое непомерное участие евреев в восхождении (большевистского) государства» (выделено мною – С. Д.). Помилуйте, Александр Исаевич, о каких взаимных обвинениях идёт речь? Все обвинения исходят исключительно от Вас. Даже не читая Вашей книги, поэт Юрий Левитанский писал:
«Как же так получилось, что я оказался в долгу –
Всё плачу и плачу – расплатиться никак не могу…
Так живу день за днём в заколдованном этом кругу.
Всё плачу и плачу – расплатиться никак не могу,
Всё плачу и плачу – остаюсь в неоплатном долгу,
До последнего дня расплатиться уже не смогу!»
Продолжение следует