«Тесни мидьянитян и рази их, ибо навлекли они на вас соблазном беду, когда соблазнили вас в деле Пеора и Козби, дочери князя Мидьяна» (Бамидбар, 25:17,18).
Мидраш отмечает, что наряду с предписывающей заповедью наказать мидьянитян, которые ввели в грех еврейский народ, существует запрет ненавидеть египтян, хотя они пытались уничтожить народ Израиля. Отсюда мудрецы делают вывод, что побудить кого-то согрешить — хуже, чем убить его.
Реб Иона Эмануэль из Иерусалима рассказывает: «В Тиша Б’ав тысяча девятьсот сорок четвертого года в концлагере Берген-Бельзен никому не дали еды, ни маленьким детям, ни больным, ни престарелым. Несмотря на жестокий указ, моя мать готовила кашу для моей маленькой сестры Батьи трех с половиной лет. Двое капо (евреев, лагерных соглядатаев) поймали ее и привели на суд. Суд устроили в пятницу вечером, в шаббат Нехама («Шаббат утешения» — после Tишa Б’ав). В Берген-Бельзене капо устраивали суды, где обвиняемый являлся собственным адвокатом и выступал в свою защиту.
Суд был очень коротким, и наказанием было лишение еды на два дня. Мама отказалась от права выступать в свою защиту и ничего не стала говорить. Я спросил ее, почему она не спорила и не сказала, что в тот день не было еды, и она не могла заставить голодать своего маленького ребенка, ведь скажи она об этих обстоятельствах, они могли бы дать ей более легкое наказание.
«Уже был Шаббат,— ответила мама,— а каждое слово записывал еврей. Поэтому я молчала. Лучше ходить голодной, чем заставить другого еврея нарушать шаббат» (Ликвод Шаббат).
В иешиве, синагоге и других религиозных организациях очень важно, чтобы все чувствовали себя хорошо. Создав кому-нибудь неудобство, вы можете заставить человека покинуть место, которое способствует его духовному подъему.
«Говорил Моше Б-гу и сказал: пусть Б-г, Б-г духов всякой плоти, назначит человека над общиной» (Бамидбар, 27:15,16).
Как только Моше сказали, что пришла пора умирать, он попросил Б-га назначить нового лидера. Раши цитирует Сифре, которая объясняет, что Тора хочет подчеркнуть достоинство Моше. Он собирался покидать этот мир, но думал при этом о благе общины.
«Пусть Б-г, Б-г духов всякой плоти, назначит человека над общиной» (Бамидбар, 27:16).
Перед смертью Моше сказал Б-гу: «Ты знаешь, что ум одного — не ум другого. Назначь руководителя общины, который мог бы с каждым разговаривать в соответствии с его пониманием» (Раши, ссылаясь на Бемидбар раба).
Хотя искусный оратор может играть существенную роль, воздействуя на массы, он не истинный лидер. Настоящий лидер понимает индивидуальность каждого человека и ведет себя с ним соответственно (рабби Хаим Шмулевич).
К рабби Шмуэлю Салантеру пришла одна женщина задать ему шаалу (вопрос в сфере еврейского закона). Вопрос ее был нелепым, но рав Шмуэль взял несколько толстых книг и стал в них смотреть, как обычно делают, когда задают вопрос, требующий изучения. После этого он с серьезным видом дал ей ответ, чтобы у нее возникло впечатление, что она спросила нечто существенное.
Когда она вышла, рав Салантер сразу ответил своим ученикам, которые едва удерживались от смеха: «Когда вы будете раввинами и вам зададут hалахический вопрос, никогда не смейтесь, какой бы это ни был вопрос. Если вы посмеетесь один раз над глупым вопросом, человек постесняется обратиться к вам, когда дело будет действительно серьезное» (Шивим шана Бйерушалаим). Споры и ссоры возникают из-за различий во мнениях и отсутствия терпимости к взглядам другого. Рабби Мендель из Коцка предложил способ, как их избежать, комментируя этот мидраш. Мы не обижаемся на то, что лицо другого человека не похоже на наше. Разнообразие имеет многие преимущества. Точно так же следует воспринимать и то, что у разных людей разные мнения. (Эмет Микоцк тицмах).
«Назначь над общиной человека, который будет выходить перед ними и входить перед ними, и который будет выводить их и приводить их, чтобы не была община Б-жья, как скот, над которым нет пастуха» (Бамидбар, 27:16,17).
Раши цитирует Сифре, в которой говорится, что лидер не должен походить на царя, который сам сидит дома, а армии посылает в битву. Еврейский лидер должен уподоблять себя Моше, который сам вел свой народ против Сихона и Ога. Сифре отмечает, что Йеhошуа бин Нун и царь Давид тоже сами вели народ на войну.
Человек не должен стремиться стать лидером, чтобы добиться от народа славы и почета. Руководство — это обязанность и ограничение. То же относится и к духовным сражениям еврейского народа. Чтобы считаться настоящим еврейским лидером, человек должен вести войну с незнанием Торы, которое ведет к смешанным бракам и ассимиляции.
«И сказал Б-г Моше: возьми себе Йеhьошуа, сына Нуна, человека, в котором есть дух, и возложи на него твою руку» (Бамидбар, 27:18).
Раши комментирует: назначь метургемана (человека, который будет громко возглашать законы) для Йеhошуа, и будет он распространять Закон в течение всей жизни, чтобы не сказал о нем народ: «Во дни Моше он не смог бы и головы поднять».
Отсюда мы видим, что человек должен стараться делать все, чтобы усилить власть руководителей Торы. Если среди прихожан синагоги люди, которые посвятили себя изучению Торы, ходят на лекции раввина этой синагоги, то это научит и людей с другими интересами, что посещение этих лекций может много им дать.
Из книги рава Зелига Плискина «Люби ближнего»
Перевод Гедальи Спинаделя