3-го Тамуза (22 июня сего года) отмечается 10-я годовщина со дня кончины Седьмого Любавичского Ребе – Менахем-Мендла Шнеерсона.
В этот день тысячи евреев поедут на его могилу в Квинсе, где Ребе похоронен рядом со своим предшественником и тестем Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном.
Паломничество на это кладбище не прекращается, люди надеются, что их молитвы и просьбы, оставленные ими на могиле Праведника, дойдут до Б-га.
Великому еврею – Любавичскому Ребе – посвящается сегодняшний филворд.
Угадайте пропущенные в тексте фамилии и отыщите их в сетке филворда.
1. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «РЕБЕ»?
Очень часто Менахема-Мендла Шнеерсона называют просто Ребе. Слово это отнюдь не простое, оно имеет глубокий внутренний смысл. Основатель хасидизма Исраэль Баал – Ш. (3 буквы) – Т. (3 буквы) (Бешт) утверждал, что слово «Ребе» состоит из трех ивритских букв: Рейш, Бейт, Йуд. Это – начальные буквы фразы Рош (голова) Бней (сыновья) Исраэль – «Глава Сынов Израиля».
Первый руководитель Любавичского движения рабби Шнеур-Залман, родоначальник династии Шнеерсонов, известный под именем А. (5 букв) – Ребе, пишет в своем знаменитом труде «Тания»: «В каждом поколении есть главы еврейского народа, души которых представляют собой голову и мозг по отношению к массе народа».
Слова эти в полной мере справедливы по отношению к Ребе М.-М. Шнеерсону, более 40 лет (с 1951 г.) возглавлявшему движение «Хабад Любавич».
2. МЕЧТА 3-ЛЕТНЕГО МАЛЫША
Ребе очень любил свой народ. Вот что писал он в 1956 году 2-му президенту Израиля Ицхаку бен Ц. (3 буквы), (настоящая фамилия – Шимшилевич): «С того самого дня, как я пошел в хедер (в возрасте около 3 лет), и даже раньше, в моем воображении стала вырисовываться картина Избавления – Избавления еврейского народа из своего последнего изгнания…»
В книге «Ребе» приводится такой эпизод: «Когда Менахему было два года, в их доме собрались евреи на вечернюю молитву. Ребенок вылез из кроватки и присоединился к миньяну, чтобы молиться вместе со всеми. Увидев это, мать схватила сына и унесла, опасаясь ненужных похвал и дурного глаза…».
Эта история, как пишет автор книги, «служит как бы ключом ко всем остальным линиям судьбы будущего Ребе. Удивительные способности и необычайный душевный свет прикрыты плотной завесой скромности».
3. ЗНАЕТ ЛУЧШЕ ГЕНЕРАЛОВ…
5 сентября 1968 года в письме генералу Армии Ариэлю Ш. (5 букв) (ныне он премьер-министр) Ребе отмечает: «Трудно спорить с фактами: правительство сохраняет арабский характер старого города в Иерусалиме, называя это нелепое положение «статус-кво», вместо того, чтобы реализовать в политических фактах победу, дарованную нам Всевышним. Опасность такой позиции станет многим ясна через десятилетия, но уже сегодня можно сказать, что заселение евреями всех еще не заселенных районов города и его окрестностей – дело первостепенной важности…
Замечу еще, что «нежное» обращение с арабами приведет не просто к проблемам политического рода, но и к террору.
Доброго Вам года.
С уважением и благословениями
Менахем-Мендл Шнеерсон»
Адресат этого письма скажет о Ребе, что Он «сидит в Бруклине, но знает лучше наших генералов каждую точку и каждую линию на карте Израиля, а демографию и политику лучше наших лидеров».
4. ПУСТЬ ОТКРЫТО ПРИЗНАЕТ…
19 января 1992 года, в беседе с израильским министром транспорта Моше К. (5 букв) (ныне – президент Израиля) Ребе сказал: «Последнее время до меня доходят слухи о решении правительства Израиля отдать некоторые части территории страны. Сейчас пока говорят о программе на 5 лет, называемой «автономия»… Подобные разговоры и идеи подпадают под категорический запрет Торы. «Не позволяй им жить у себя». Это означает, что запрещено передавать какие бы то ни было части Земли Израиля народам мира. Идея программы автономии – это первый шаг, ведущий к отдаче частей территории Израиля, причем не только маленьких частей, но и крупных. Таких, как Иудея, Самария, Газа, Хеврон, Иерусалим и т. д., а это уже представляет реальную опасность для жизни!
Сами разговоры об автономии – поношение Всевышнего и святынь. То, что в Израиле есть евреи, не соблюдающие Тору и заповеди, касается только их лично, но в данном случае речь идет об открытом объявлении правительством Израиля войны Всевышнему и Его Торе.
Я все время боролся за то, чтобы у власти стало правительство Ш. (5 б.)… и делал для этого все возможное. Если события продолжат развиваться в том же направлении – я, Менахем-Мендл, буду первым, кто со всей остротой выступит против Ш. (5 букв) и за падение его правительства!
И уж если Ш. не может устоять против давления других народов, то пусть лучше признает открыто, что не может больше возглавлять правительство».
5. «ЖЕНЕВА» НЕ ПРОЙДЕТ
В среду, 16 июня, две организации («Американцы за безопасный Израиль» AFSI и «Сионистская организация Америки – ZOA) устроили акцию протеста возле Еврейского центра 92Y на Лексингтон Авеню (Манхэттен), руководители которого пригласили для выступления одиозных деятелей – крайне левого израильского политика Йоси Б. (6 букв) и профессора – араба из Газы.
Между тем, более 30 лет назад, Любавичский Ребе говорил: «Женева провалится». Тогда речь шла о переговорном фарсе, который разыгрался в Женеве в декабре 1973 г. Представители израильского руководства сели за стол переговоров с египтянами, иорданцами и сирийцами, то есть с теми арабами, которые, грубо нарушив условия перемирия, подло напали на еврейское государство в самый святой для иудеев день – Йом Кипур.
Результат Ребе предсказал сразу: провал конференции с позором для Израиля. Так и вышло. Арабы не согласились подписать с Израилем никакого мирного договора, но зато израильские представители неизвестно почему уступили Египту занятые в ходе Войны Судного Дня территории западнее Суэцкого канала. А Сирия, неожиданно для себя, получила город Кунейтра и прилегающий к нему район на Голанских высотах, занятый Израилем еще в июне 1967 года.
6. ПОРТРЕТ НА СТЕНЕ
Эзра Ховкин, материалы которого можно прочитать в «ЕМ», — автор и составитель замечательной книги «Ребе». Там, в разделе «Вдвоем с евреями», есть такой рассказ: «Израильтяне пылки. Не в смысле серенад под окнами, а в плане выяснения отношений друг с другом. Крики и проклятия раздаются как в эфире, так и за окном. Однажды какой-то еврей, с кем не бывает, попал в беду. Может, он заболел, а может, его компаньон сбежал в Штаты с общими деньгами, не знаю…
Он боролся. Он пустил в ход связи, он обошел друзей. Он зашел в синагогу, он поцеловал мезузу у дверей и повязал на запястье красную ниточку с могилы нашей праматери Рахели… Кто-то предложил: «Попроси браху у Любавичского Ребе». Сказано-сделано. Пришел ответ. Ребе дал благословение, но дела лучше не пошли. А он уже повесил портрет Ребе на стену. Какая наивность… Израильтянин вскипел и запустил в портрет первым предметом, который попался под руку.
Прошло время, какие-то колеса передвинулись, ситуация изменилась. Проблема испарилась. Израильтянин подумал: «А может, все-таки браха помогла?»
Ему случилось оказаться в Америке, посчастливилось попасть к Ребе. Гость сказал: «Ребе, у меня теперь все в порядке!» Ребе кивнул: «Я очень рад за Вас. Но щека до сих пор болит…».
Ответы: Шем-Тов, Алтер, Цви, Шарон, Кацав, Бейлин