«Если по установлениям Моим будете вы ходить, и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их, то дам Я вам дожди вовремя» (26:3-4).
Разделим этот стих на две части. «Если по установлениям Моим будете вы ходить». Одни комментаторы говорят, что речь идет об изучении Торы; другие рассматривают эти слова в более широком смысле. Рашбац (рабби Шимон бен Цемах Дуран (1361-1444) говорил, что человек должен не только изучать Тору, но и вести себя в соответствии с ее законами, чем бы он ни занимался.
Если он — коммерсант, ему надо тщательно избегать обмана в сделках. Если же он занимается сельским хозяйством, то во время сева ему нельзя смешивать семена разных культур (запрет килаим), а при жатве надо оставлять неубранным край поля (пеа для бедных).
Во второй части стиха устанавливается, на первый взгляд, странная зависимость: «…то дам Я вам дожди вовремя».
Почему Тора говорит о награде в этом мире, а не в Мире грядущем? Ведь известно, что награда «за гробом» неизмеримо ценнее.
Чтобы понять смысл этих слов, приведем такую историю. Одним морозным зимним вечером в скромный дом ребе Михеля из Злочева заглянул проезжавший мимо еврейский купец. Дрожа от холода, он с удивлением взглянул на ребе, который, прижавшись к уютной теплой печке, изучал каббалистическую книгу «Зоар», и с некоторой завистью и досадой спросил хозяина: «Ребе уверен, что получит долю в Мире грядущем?»
«Конечно, получу, — невозмутимо ответил мудрец. — Если я пользуюсь благами этого мира, не ударив пальцем о палец, то уж олам а-ба, ради которого я так прилежно корплю над Торой, тем более раскроет мне свои объятия. С вами же происходит нечто прямо противоположное, — продолжил ребе Михель. — Вы так тяжко и с такими лишениями трудитесь в этом мире, нервничаете, мерзнете, недосыпаете, а благами его почти не пользуетесь. Что уж говорить о Мире грядущем, к духовным благам которого вы совершенно равнодушны и даже не пытаетесь их заработать?»
Теперь нам ясен ответ на поставленный вопрос, почему Б-г обещает оплатить нам дождями, а не духовными благами «хождение» по Его установлениям. Если в заслугу изучения Торы и следования ее законам мы получим столь большую материальную награду в виду благодатных дождей, не приложив никаких физических усилий, то можно быть уверенным, что награда в Мире грядущем (ради которой мы, собственно, и учим Тору) не заставит себя долго ждать.
Йосин гороскоп
«Если по установлениям Моим будете вы поступать, и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их…» (26:3).
Йоси Коэну 42 с половиной года. Он на редкость щедрый человек; он не только скрупулезно выделяет десятую часть из своих отнюдь не безмерных доходов, но и без колебаний спешит помочь даже совершенно чужим людям. Его дом и сердце открыты для всех.
Если бы вы были звездочетом (по более современной терминологии астрологом), то, заглянув в Йосин гороскоп, с удивлением и ужасом обнаружили бы, что от рождения ему предначертана очень короткая жизнь. Надо прямо сказать: совсем плохой мазаль у Йоси. Он должен умереть в 43 года от сердечного приступа.
Однако, к счастью, личные гороскопы не печатаются в газетах, а выдающимся астрологам, занятым судьбой целых стран и цивилизаций, нет дела до Йоси. Поэтому ни он сам, ни его близкие не догадываются, что ему остается жить всего ничего.
И вот нашему герою исполняется 43. Идут месяц за месяцем. Никаких драматических событий в его жизни не происходит. Он продолжает выделять маасер, приглашает незнакомцев к себе на субботнюю трапезу, открывает дверь каждому сборщику цдаки, навещает заболевшего сослуживца, помогает слепому старику перейти через улицу, оказывает людям много других мелких услуг, о которых сам же забывает на следующий день… Йоси без приключений добирается до своего 44-го дня рождения, затем до 45-го, 46-го, 47-го… Жизнь продолжается, и только отметив свое 90-летие, он прощается с земным бытием и переходит в мир иной.
В отличие от Йоси, его сосед по дому Шимон Шмуцер — малоприятная личность. Он хамоват, любит перемывать косточки и совать нос в чужие дела. Искусство злословия доведено им до совершенства. Люди побаиваются и сторонятся его. А теперь заглянем в гороскоп Шимона. Совсем неплохое будущее у него: проживет бодрячком до 89 лет. Но что это? Еще задолго до пенсии у Шимона диагностируют рак гортани, и через три месяца его провожают в последний путь.
Так что же произошло с гороскопами Йоси и Шимона?
В начале раздела «Бехукотай» Тора детально рисует картину изобилия, которое уготовано нам, если мы будем выполнять волю Б-га: «Дам Я вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой… Когда ляжете, никто не будет вас тревожить; и изведу хищных зверей из страны, и меч не пройдет по стране вашей… И будете есть давно запасенное, и старое убирать будете ради нового урожая…»
Все эти блага уготованы нам в этом мире, еще при жизни. Никакие награды за исполнение заповедей в Мире грядущем не упомянуты.
Но почему? Ведь мы знаем, что мицвот — это духовная субстанция, значит, и главная награда за них тоже отнюдь не материальная.
Рамбан дает такое объяснение. Тора не рассматривает здесь награды и кары в Мире грядущем, потому что и так ясно, что в духовных мирах нам полагается духовное воздаяние. Сей факт не требует подтверждения и дополнительного напоминания.
Мы узнаем здесь нечто другое и весьма неожиданное. Оказывается, Б-г поощряет нас за духовный рост и наказывает за нищету духа не только там, за облаками, но и здесь, в нашем бренном физическом мире, как ни вульгарно это может выглядеть: положил в копилку цдаки сто шекелей — получи на работе премию; рассказал пошлую историю про знакомого — не удивляйся, что тебе нагрубили в автобусе.
По существу, в ранней кончине Шимона и бодрой старости Йоси нет ничего удивительного. В конце концов, миллионы людей умирают молодыми и миллионы доживают до правнуков. Однако в жизни Йоси и Шимона произошло скрытое чудо, о котором мы никогда бы не узнали, если бы нам не сообщила Тора.
Догнать и перегнать
Сказано в Пасхальной агаде, что в каждом поколении враги пытаются уничтожить нас, но Пресвятой неизменно спасает нас из их рук. Поколение — недолгий срок. Пятнадцать, от силы двадцать лет — и каждый раз перед нами возникает новая опасность, новая угроза.
Пройдитесь по улицам Иерусалима, по Меа Шеарим или Геуле, прислушайтесь к чистым голосам еврейских детей, заучивающих нараспев стихи Торы. В этих звуках — сама вечность, наша древняя история и наше будущее. Этот голос Яакова наши враги пытались задушить в каждом поколении. Пытаются и сейчас, даже здесь, в Израиле. Но даже когда мы томимся «в стране врагов наших», Б-г не забывает Свой народ. Хотя мы не раз самонадеянно и бездумно отвергали Его, Он нас никогда не отвергнет и, в конечном счете, соберет, как обещал, «с четырех концов света».
Уже собирает. По последним данным, еврейское население Эрец Исраэль перевалило за пять миллионов, а в Соединенных Штатах проживают пять с половиной миллионов евреев, и разрыв быстро сокращается. Задача нашего поколения — догнать и перегнать Америку.
что интересно, это написано даже без кавычек. да, были уже страны и народы, гонявшиеся за Америкой, да так и не угнавшиеся. Если вы называете её \»страной врагов ваших\», то не удивляйтесь что и к вам она может отнестись как к врагу. и не надо про Меа-Шеарим: пройдитесь лучше по Санхердии с Рамемой, и решите для себя, так ли должны жить евреи, тем более на своей земле?