Отойти от пропасти-3: Тора, Справедливость, Демократия

«По заявкам трудящихся», уж не знаю ироническим или саркастическим, решил тиснуть третью статью из этой «серии». Хочу выразить, без строгого логического порядк, ещё несколько мыслей, если конечно их можно так назвать
Вспоминается толкование событий Торы (онкретно Книги Царствий, где повествуется о судьбе Первого Еврейского царства), данное в каком-то вполне «кошерном» источнике(каком и кем именно, увы не помню), что Б-г сам разрушил Древнееврейскую государственность, так как при всём могуществе, великолепии, богатстве и мудрости, она строилась на пассивном подчинении воле Небес и её «наместников»-царей. Мол, для настоящего просветления, сближения с Высшим началом, нужно подлинное, искреннее усилие всех членов избранного народа, а не только подчинение даже самым праведным наставлениям самых мудрых и просветлённых, вроде царя Соломона (тем более что даже он, как знаем, не удержался от некоторых фатальных ошибок, повлиявших на всю еврейскую историю). Не говоря уж о том, что Б-гоизбранное Первое царство весьма неожиданным, но очень схожим с некоторыми другими древними государствами, например Первой Китайской Империей Цинь-Ши Хуанди, образом, рухнуло, чего с царством Б-жьих людей по идее просто не должно было произойти в принципе-запас-то прочности быть должен, имея Тору (даже две: Устную и Письменную)?!— вспоминается и то, что причиной этого раскола был, судя по всему, сильный экономический кризис, когда израильтяне возопили к преемнику Соломона Реховаму о том, что его отец «сильно обложил их налогами»; а тот, не будь «тряпка», заявил что обложит ещё сильнее(чем не случай «потери коммуникации», вроде творящихся ныне в столь многих диктаторских странах, от Туниса до России? и опять же, как мог у такого царя как Шломо вырасти ТАКОЙ сын? на детях гениев природа отдыхает, верно, но на детях праведников, и до такой степени?!).
Такое требование— всеобщего активного стремления к Б-гу—можно трактовать и как основу для мировоззрения сродни тоталитарному, типа того же советского, о чём я как-то уже писал— мол, мы все обязаны в едином порыве, и т.д.— и как фундамент для демократии, где это стремление есть ПРАВО людей, как в американской Конституции с её «свободным поиском счастья для каждого». Кстати, о «каждом»: принято сетовать, что во времена Судей, евреи «каждый делал что считал правильным в своих глазах». Это якобы анархия и хаос. Но тск ли это? Мне, опять же, доводилось встречать вполне «кошерные» мнения что «каждый делал что правильно в его глазах» означает что каждый видел своими глазами, что именно правильно, и поступал в соответствии с этим. То есть евреям не нужна в те времена была «руководящая и направляющая» роль царя, партии, вероятно даже раввинов(да простят меня все знакомые мне, и восновном уважаемые носители этого звания). Связь с Б-гом, праведностью и т.д., как и повседневные дела, вершились ими напрямую, по сути демократически. Недаром многие евреопейские и американские мыслители тоже брали Израиль времён Судей за идеал, и выводили устройство своих государств— Голландии, Швейцарии, некоторых итальянских и немецких городов-государств— именно оттуда
Спросим себя: в каком обществе каждый из нас скорее хотел бы жить? В таком, как Сингапур или Катар, воспетые в последней статье уважаемого Бориса Гулько, или в таком как США, или хотябы Норвегия какая-ибудь? Где на нас, в отплату за высокий уровень жизни, покой, религиозные права или экономические свободы, будут наложены серьёзные ограничения политического, информационного, идейного плана? Думаю, большинство выберет Америку с Норвегией, хотябы потому что в закрытом, контролируемом обществе в любой момент новый правитель или перемена настроения действующего, могу стать причиной и кризиса, и насилия, и отмены последних из перечисленных свобод. Как говорится, народ отдающий свободу в обмен на безопасность, теряет и то и другое. Нынешняя Россия тому яркий пример; да и не может быть сегодня совершенно закрытых обществ, а те кто экономически открыт но политически авторитарен, всё равно рано или поздно сталкиваются с необходимость либо затянуть гайки туже, либо отпустить их совсем, и ввести демократию сто- а не 20-30-процентную. Египет не устоял; не устоят и Россия, и Китай с Ираном. А что в Сингапуре жестоко карают за наркоманию, как кто-то отметил—так ведь а)в США тоже карают, и б)меньше её в Сингапуре вроде от этого не становится. Эффективность диктатур, даже «просвещённых», в борьбе с самыми разными угрозами, от терроризма до преступности, мне кажется очень преувеличенной. Разница с демократией здесь только в том, что последнюю можно свободно хаять и объявлять эти проблемы её «врождёнными пороками», а диктатуру всячески отмазывать. Мол, и рады бы избавиться от террористов и наркоманов, да некие враги мешают. Наконец, такой огромной страной как Россия, Китай, Индия, США, да и чуть меньшими—Египтом, Ираном, Турцией, Германией-нельзя управлять диктаторски, не ограничивая свободы людей и их шансы на экономический и прочий прогресс. Либо Сталин (Хомейни,Гитлер, в лучшем случае какой-нибудь Баязид или Саладин)—либо демократия. Третьего не дано, а если дано, то ненадолго. Даже хвалимая многими российская «просвещённая монархия» Екатерины 2й, привела, как известно, к Пугачёвщине
Кстати, учение о том что ожидаемый нами Мессия должен обязательно быть из династии Давида,меня несколько удивляет. я знаю что оно появилось во времена разочарования Хашмонеями, но положа руку на сердце, разве потомки Давида с Соломоном себя показалинамного лучше? Массового отхода в язычество, и продажи драгоценной утвари из Храма, с заменой её на медную, дабы уплатить контрибуцию, при Маккавеях вроде не замечалось
Один из столпов учения Торы— справедливость. По моему глубокому убеждению, демократия гораздо более справедливое, и уж точно позволяюще справедливости искать и добиваться, устройство общества, чем диктатура, олигархия и т.д. Другая из важнейших концепций Торы—«цдока», «помощь ближнему», «благотворительность». А лучший вид цедоки, как известно—это научить другого зарабатывать самому. Соединив эти две идеи, получаем вывод: содействуя демократизации других стран, даже кажущихся малопригодными к этому, ведущие народы мира—США, Европа, Япония, израиль и т.д.—выигрывают сами, и материально-в демократиях легче заниматься экономикой, а население меньше заморачивается всякими радикальными идеями; и морально—вобщем, всяко.
Но есть и гораздо более «циничный» момент. Конечно газета «Еврейский Мир» не самое подходящее место для похвалы Древнему Риму, и всё-же, хочу поведать одну вещь. Когда римляне приходили в новые страны, они решали тамошние споры за престол в пользу более слабой стороны. Исходили они при этом из того, что более слабому победителю нужно будет потратить больше сил и времени собрать силы его страны, и бросить вызов Риму(а что он бы его бросил в конце концов, они мало сомневались, и не зря). Демократия, при которой происходит как-бы «расщепление» сил и энергии страны, когда общество делится на партии, кланы, ветви власти, не имеющие права и возможности целиком друг друга уничтожить, даёт гораздо лучший шанс «обезопаситься» от такой концентрации сил в одних руках. Вот почему, например, я всегда считал ошибкой разгон Ельциным российского парламента, и поддержку этого шага Западом. Впрочем, это тема не для данной статьи

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Алекс Якубсон

Парадоксов Друг
Все публикации этого автора

2 thoughts on “Отойти от пропасти-3: Тора, Справедливость, Демократия

  1. А меня не ждут нетам и нетам…Паэтаму я за Израиль.

  2. Кто знает, может даже скоро присоединюсь. Когда-то—точно; надеюсь вы из-за этого в другую страну не эмигрируете? 😉

Comments are closed.