Недавно еврейский мир пережил попытку сотрясения основ. Вышли из печати несколько книг, в которых авторы пытаются доказать, что современные евреи — это не потомки тех, кто вышел из Египта, а те, кто принял гиюр в более поздние эпохи.
Из известных кандидатов отметим три канала поступления.
Самый древний из трех — граждане Римской империи. В начале I века новой эры иудаизм успешно занимался миссионерством, и есть свидетельства того, что миллионы граждан Римской империи явно или тайно принимали иудаизм.
Второй источник поступления — хазары. Мы знаем из истории, что гигантское царство — Хазарский каганат — выбрало иудаизм государственной религией. В течение нескольких десятилетий хазары даже доминировали в Киевской Руси, и Киев платил им дань. При этом хазары могли стать частью населения Руси.
Третий источник — сами славяне. Недавно вышла книга, в которой высказывается гипотеза, что множество язычников-славян искали путь к Единому Б-гу, и до того момента, пока на Русь не пришло христианство, эти славяне массово переходили в иудаизм.
Вокруг этих теорий происходят ожесточенные дискуссии.
Обычно противники этих теорий обвиняют авторов в том, что они хотят взорвать иудаизм, лишив его исторических корней — выхода из Египта и права на Израиль как прародину.
Наступило время более глубокого анализа ситуации.
Евреи в религиозном понимании — это не этнический народ, а группа людей, объединенных верой в Единого Творца и в систему духовного развития, названную иудаизмом.
Иудаизм можно принять, сделав гиюр. На протяжении истории к еврейству примыкали лучшие из других народов, увидевшие в иудаизме путь для себя.
Проблема ли для нас — то, что происходили массовые вхождения людей «со стороны»?
С другой стороны, мы знаем, что евреи периодически подвергались тяжелым испытаниям, во время которых многие из евреев отказывались от иудаизма. Из известных фактов это гонения в средневековой Испании, когда многие отказались от еврейства
(а часть — соблюдали тайно, и их называли маранами).
Рассмотрим еврейство в период с I по XVIII век. Все три массовых вхождения происходили до X века. После этого евреи прошли через тяжелые испытания и гонения Средневековья.
Множество евреев не выдержали испытаний. Но множество евреев с честью прошли через все невзгоды и сохранили свое еврейство до новых времен.
Мы можем сказать, что потомки тех народов, которые пришли к еврейству, прошли длительный и суровый отбор веками испытаний. И если даже их предки пришли в еврейство не из Египта, через Синай, а в более позднюю эпоху, — то, что они сохранили свое еврейство в эпоху гонений, доказывает силу и искренность их прихода.
Мы не знаем и не можем вычислить, какой процент современных евреев имеет родословную, ведущую к горе Синай. Мы также не знаем, сколько евреев — потомков выходцев из Египта сошли с дистанции с I по XVIII век.
Но мы можем сказать, что все, кто прошел эту дистанцию, доказали свою принадлежность к еврейству. И нам совершенно неважно с духовной точки зрения, что в наших рядах есть «братья по разуму», выбравшие наш путь.
(Тем не менее небольшая историческая справка. Евреи, жившие в Европейской части Российской империи, попали в Россию через Польшу в результате раздела и присоединения Польши к России в конце XVIII века. Так что вряд ли среди нас много потомков древних хазар и славян.)
С XIX века начались разброд и шатание в виде ассимиляции и эмансипации. Это увело из наших рядов много тех, кто не мог оценить еврейскую мудрость, или прельстился внешними ценностями, или нееврейской женой.
Но эту часть истории мы уже можем проследить.
Подведем итоги. Все древние (до X века) приходы к еврейству прошли испытание Средневековьем — и поэтому мы смело причисляем их потомков к еврейству.
На Израиль мы претендуем не только из исторических соображений, но и потому, что Б-г в Торе объявил эту землю Избранной для тех, кто готов на духовную работу в рамках иудаизма. При этом Б-г приказал выкинуть со Святой Земли все, что связано с идолопоклонством.
И мы продолжаем с радостью принимать в свои ряды тех неевреев, кто совершил осознанный духовный выбор и прошел через гиюр. Обычно это лучшие представители своих народов.
По мере того, как мы лучше разберемся в своей традиции, у нас появится энтузиазм, а среди народов мира — активируется приход к еврейству.
1 thought on “Попытка исторической ревизии”
Comments are closed.
И то и другое. Наша религия — религия конкретного этноса, просто затем переросшая его рамки. Во всяком деле есть суперлидер, тот, кто достигает бОльших высот чем другие. В футболе это Пеле, среди религий — иудаизм, чьё влияние переросло собственно еврейские границы, и распространилось по всему миру, одновременно вовсе не унижтожив \»изначальное\» ядро, то есть собственно еврейский народ. А что до славян, то есть идея, что это они -евреи; даже говорят, что Ерусалим значит \»Руса-Лель\», то есть мать русов. А если посерьёзнее, то как раз среди евреев, живших в Польше, Чехии, Украине, Беларуси, наверняка были выходцы из \»соседей\». И, думаю, немало.