Цветоводы Белого дома и их египетская оранжерея

Сообщения о мирных шествиях демократической оппозиции по улицам египетских городов сменились телеграммами о беспорядках, стычках, стрельбе и жертвах. Армия контролирует положение в стране, но пока не вмешивается. Специальный посланник Белого дома Фрэнк Уисмер встретился с президентом Хосни Мубараком и сообщил, что тому нечего надеяться на поддержу США. Любимец египетских студентов Барак Обама полчаса беседовал с Мубараком по телефону, разъясняя ему, что поезд ушел и нужно по-хорошему уступить власть, причем сделать это как можно скорее. После беседы с президентом США Хосни Мубарак выступил по египетскому телевидению и заявил, что готов на это, но не раньше сентября, когда в стране пройдут выборы. «Хосни Мубарак, который обращается к вам сегодня, — сказал 82-летний президент, — гордится сделанным им за годы службы Египту и его народу. Я умру на египетской земле». Бывший глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и лауреат Нобелевской премии мира Мохаммед эль-Барадеи возглавил в Египте объединенную оппозицию, которая может оказаться у власти после выборов в сентябре. Посол США в Каире Маргарет Скоби по телефону сообщила эль-Барадеи, что у Соединенных Штатов нет какого-либо предпочтения в рядах оппозиции. Такой вот расклад.
Среди египетской оппозиции значительное, хотя и не центровое место занимает исламистская радикальная организация «Братья-мусульмане». Старшина этого братства Мохаммед Ганем в интервью иранскому агентству новостей заявил, что «народ должен быть готов к войне с Израилем», Суэцкий канал нужно немедленно закрыть и прекратить снабжать Израиль египетским природным газом. «Цветочная революция», как поспешили представить события в Египте на либеральном Западе, может оказаться с острыми антиизраильскими шипами. В еврейском государстве это поняли первыми, и хотя премьер Нетаниягу запретил официальным лицам комментировать уход Мубарака, один из его министров успел намекнуть нашему еженедельнику Time, что стихийная демократизация малопредсказуемой мусульманской страны ничего хорошего Израилю не сулит. На новый лад прозвучала старая песня про то, что Восток еще не Запад, и диктатура с человеческим лицом там лучше многоликой демократии…
Просвещенные трибуны и ораторы сегодняшнего Египта могут призывать к свободе, равенству и братству и даже петь «Марсельезу» по-французски. Французскую революцию 1790 года затеяли сплошные дворяне, и возбужденные ими простолюдины сначала пели, что если «аристократ решит протестовать, в ответ народ наш будет хохотать», но вскоре потребовали: «На фонарь аристократов!» и, не додумайся француз Гильотен до автоматизированной головорубки, дворян бы вешали. «Ca ira! — пели французы, — Дело пойдет на лад!» Примерно то же было в царской России, где вольнодумцы из хороших семей затеяли смуту, свергли самодержца, не удержали власть и обрекли на красный террор себя и свое сословие. Всем было ясно, что 30 лет авторитарного правления Хосни Мубарака в Египте не есть хорошо, но для Израиля и Америки было лучше такое плохо, чем еще хуже.
В своей авторской программе «Особое мнение», которую я случайно подслушал по нашему Дэвидзон-радио, главный редактор московской радиостанции «Эхо Москвы» и кавалер ордена Почетного легиона Алексей Венедиктов рассказал, что смуту в Каире инициировала не оголтелая голытьба, а средний и низший класс, причем без видимой причины, а просто по Интернету и мобильникам договорившись выйти на улицы. И пошло-поехало. К просвещенным реформаторам присоединился простой египетский народ, который с удовольствием стал выражать недовольство режимом Мубарака, привычно царапая на капотах автомобилей шестиконечные звезды. «Ca ira…»
Оптимисты считают нынешние события в Тунисе и Египте началом политического землетрясения, которое должно покончить с многолетними деспотическими режимами. Действительно, «каирский пример» оказался беспрецедентным. В первый раз за десятки лет на улицы арабской столицы вывалила толпа без традиционного сжигания американо-израильских флагов и лозунгов «Смерть Америке!» и «Смерть Израилю!» (Впрочем, у нас в Манхэттене у здания ООН я видел демонстранта с плакатом «Mubarak Dictator Made in USA».) Вышедшие на улицы Каира не кричали «Аллах велик!» и призывали не к смерти, а к уходу Мубарака. Но 2 февраля один из демонстрантов в центре Каира поднял над головой картонку со словами «Мубарак велик!».
«Цветочную революцию» в Египте организовала не политическая партия и тем более не «Братья-мусульмане», которых Мубарак загнал в подполье, борьбой с ними объясняя свою автократию. С точки зрения политоптимистов, от нынешних событий в Египте и последующих — в других странах региона — мир выиграет при любом раскладе. Даже если к власти в Египте придут исламисты, это будут сунниты, которым не по пути с иранскими шиитами. Если Египет станет светским и демократическим, это подаст пример иранским борцам за демократию. Демократизация Египта повлияет на Тунис, где, по словам обозревателя New York Post Амира Тахери, «избавились от деспота, но деспотизм еще висит над страной ядовитым облаком». Демократизации Египта могут последовать Йемен, Ливан и Алжир, а там, глядишь, и остальные арабские страны. Следующей за Египтом страной перемен может стать Иордания, где на прошлой неделе король распустил правительство и обещал провести выборы. В общем, считает Тахери, в арабском мире зреют перемены, каких этот регион не видывал с начала 1950-х годов, когда, опять-таки по примеру Египта, там стали приходить к власти военные диктатуры.
Реакцию Белого дома на «цветочную революцию» в Египте можно назвать не мягкотелой, а в очередной раз непродуманной — если, конечно, она не была продумана заранее. Стратеги Буша и Обамы не могли не знать, что человек не вечен, и что 4 мая 2011 года президенту Египта стукнет 83 года. В таких случаях продумывают, кто придет ему на смену, и с учетом интересов США стараются подготовить условия для прихода подходящего человека. Если такой египтянин, будь он сыном Мубарака, шефом разведки или бывшим главой МАГАТЭ, уже отобран, я снимаю перед Белым домом шляпу. Но, скорее всего, это не так, а так, как прошляпили Ирак при Буше или Иран при Джимми Картере.
Президент Картер миловал иранского шаха, но затем ему стала милее демократизация. Шах Реза Пехлеви бежал из страны, а захватившие власть «демократы»-исламисты первым делом захватили заложниками американских дипломатов в Тегеране, и с тех пор эта страна считается одной из самых деспотических и опасных. Примерно то же самое произошло в Израиле с полосой Газы, где по настоянию Буша-младшего прошли всенародные выборы, против которых были и лидеры Израиля, и правительство Палестинской автономии. В результате 70% голосов получили ХАМАСовцы, которые быстро перестреляли умеренных палестинцев и приступили к плановому ракетному обстрелу Израиля.
Лауреат Нобелевской премии мира Мохаммед эль-Барадеи возглавил объединенную оппозицию, куда вошли «Братья-мусульмане» — вера, надежда и любовь радикального исламизма. В интервью CNN он предупредил, что если Мубарак не уйдет немедленно, он станет «не только «хромым» (то есть нефункционирующим. — А.Г.) президентом, а живым трупом». По мнению (или словам) эль-Барадеи, на свободных и демократических всеобщих выборах в Египте «Братья-мусульмане» получат не больше 30% голосов. Свежо предание… То же самое говорили о ХАМАСе перед свободными и демократическими выборами в полосе Газы. А пока в Центральном командовании вооруженных сил США сообщили, что в связи с событиями в Египте и Тунисе не планируется какая-либо перегруппировка наших частей или кораблей.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Цветоводы Белого дома и их египетская оранжерея

  1. не потому ли что она была неизбежна, и причина победы Хомейни была в её запоздалости? как и большевиков в 1917м, и кастро, как и сейчас, если исламисты победят, в Египте. есть принцип \»не чини что не сломано\»; это традиционно основной принцип западной внешней политики, в отличие от более идеологизированных линий СССР или Ирана. НО: невозможно точно знать, когда что сломано, а когда цело. вчера чинить было рано; завтра будет поздно. B Газe надо было выдвигать на передний план не стариков типа Аббаса, а молодую поросль: Дахлана, Раджуба..что неоконы при Буше и предлагали, но их не послушали

Обсуждение закрыто.