Событием в Нью-Йорке этого года стали две крупные живописные выставки: в МоМА — «Матисс. Радикальное изобретение —(фовизм).
1907–1917 гг. и в Метрополитен-музее — «Пикассо». В Институте Кларка в г. Вильямстаун экспонировалась выставка «Пикассо смотрит на Дега».
Всегда считаю важным показать в экспозиции художника его «живописное происхождение» – учителей и старших коллег, чьё творчество вдохновляло молодого живописца. В этом плане авторы экспозиции в МоМА нашли верный ключ к началу выставки — показали небольшую по формату работу Сезанна «Трое купающихся». Эту работу весьма нуждавшийся тогда тридцатилетний Анри Матисс купил на последние деньги у артдилера Амбуаза Воллара.
А. Матисс (1869–1954) получил художественное образование в Париже. Интенсивные поиски цветовой экспрессии и обобщенного до упрощения рисунка, попытки в плоскостном изображении показать объёмы привели художника в начале ХХ века к фовизму (направление живописи ХХ века). Этапными работами стали «Женщина в зеленой шляпе», вызвавшая фурор на «Осеннем Салоне» 1905 г. и «Голубая обнаженная», сводившая с ума французских любителей модерна.
В начале ХХ века Матисс открыл для себя скульптуру народов Африки и начал её коллекционировать, заинтересовался классической японской гравюрой и декоративным искусством арабских стран. Матисса по праву считали создателем фовизма и мэтром этого направления. В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса. «Один тон сам по себе есть всего лишь цвет, — учил художник в духе мастеров Возрождения, – два тона — это уже соотношение, это жизнь. Цвет значим только в соотношении с соседним…». И далее в духе импрессионистов: «Запомните своё первое впечатление… Это чувство — самое главное». Живописец отказался от смешения цветов, как и пуантилисты, но его палитра при этом была куда более скупой, чем у пуантилистов, и писал он крупной кистью, а не точками. Светотень и мелкие детали у Матисса были второстепенны и не снижали звучности цвета. Ещё одним выразительным средством в его картинах была феноменально отработанная линия. По выразительности рисунка Матисс намного превзошел своих знаменитых коллег Пикассо и Дали. Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным, напряжённым трудом. Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать на полотне максимально обобщённый образ, который передавал бы сущность формы предмета или тела. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. То же можно сказать и о графике. Его рисунки пером просты и изысканны. Подчас мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы изображение обрело жизнь.
В связи с установкой панно в доме русского купца и коллекционера Щукина, художник посетил в 1908 году Москву, где дал несколько интервью для газет и высказал дежурное для большинства гостей восхищение древнерусской живописью.
В зимние месяцы с 1911 по 1913-й Матисс посетил город Танжер в Марокко, где создал «Марокканский цикл» картин, что нашло отражение в экспозиции. На выставке были представлены работы Матисса в модном стиле начала ХХ века – кубизме, созданном Пикассо. В заключение скажу: великий Матисс не запятнал себя ни антисемитизмом, как Эдгар Дега, ни коммунизмом, как Пабло Пикассо.