Младшие жены патриарха

«И дал Лаван свою служанку Зильпу — Лее, дочери своей, в служанки» (29:24).

«И дал Лаван Рахели, дочери своей, свою рабыню Бильгу в служанки» (29:29).

Тора весьма скупо пишет о двух «младших» женах Яакова. На протяжении этого и последующих разделов, повествующих о жизни Яакова и его семьи, они остаются в тени, являясь, по существу, пассивными объектами замыслов и действий своих хозяек и их сыновей. Почти все, что мы о них знаем, почерпнуто из мидрашей и комментариев мудрецов. Попробуем собрать воедино хотя бы некоторые сведения.

Мидраш сообщает, что Бильга и Зильпа были дочерьми Дворы, кормилицы матери Яакова Ривки. Дворе посвящен всего один стих в Пятикнижии, в следующем разделе «Ваишлах», рассказывающем о возвращении Яакова в Эрец-Исраэль после пребывания у Лавана: «И умерла Двора, кормилица Ривки, и была погребена ниже Бейт-Эля под дубом; и назвал его Яаков «Дуб плача» (35:8). Поскольку слово «плач» употреблено во множественном числе («алон-бахут»), комментаторы делают вывод, что Яаков «плакал» не только по Дворе, но и по умершей вместе с ней Ривке.

Мужем Дворы и отцом Бильги и Зильпы был Ахоса. В молодости он попал в плен во время войны, но Лаван выкупил его и женил на своей служанке Дворе.

Пока Рахель и Лея были живы, Шехина, Б-жественное присутствие, не покидала их шатры. После их смерти Шехина переместилась в шатер Бильги и оставалась там, как сказано в каббалистической книге «Зоар», все годы ее жизни.

Из Торы мы узнаем, что после смерти Рахели Яаков переместил свое ложе в шатер ее служанки Бильги. Но почему не Леи, старшей жены? Потому что там, у Бильги, находилась Шехина. В «Зоаре» отмечается, что Реувен проявил крайнее неуважение к отцу и Б-гу, когда демонстративно лег на постель Бильги, стремясь защитить семейную честь своей матери Леи. Именно так надо понимать стих из раздела «Ваишлах»: «Пошел Реувен и лег с Бильгой, наложницей отца своего…» (35:22) — лег не с ней, а на ее постель.

Но ведь в том же «Зоаре» сказано, что Шехина переместилась к Бильге только после смерти обеих жен — Рахели и Леи. А ведь Лея была еще жива в приведенном эпизоде. Возможно, автор «Зоара» имел в виду, что Лея умерла сразу вслед за Рахелью, и это значит, что Реувен взбунтовался по другой причине.


Из мидраша мы узнаем также, что Йосеф, сын Рахели, был очень привязан к Бильге. Открывшись своим братьям в Египте, он послал отцу десять ослов, нагруженных богатыми дарами (помимо десяти ослов с продовольствием). Причем пять из этих десяти ослов предназначались Бильге, которая заменила ему мать после безвременной кончины Рахели.

Бильга продолжала служить Яакову и в Египте. Когда он заболел, именно Бильга передала Йосефу тревожную весть: «И было: после этих событий сказали Йосефу: Вот, отец твой болен…» (48:1).

Из «Таргум Йонатан» мы узнаем также, что Бильга была послана братьями к Йосефу после смерти Яакова с деликатным поручением. «И велели они (ей) сказать Йосефу: «Отец твой завещал перед смертью: «Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих и грехи их, хотя они сделали тебе зло (продали в рабство)…» (50:16–17). На самом деле Яаков не оставлял такого завещания. Но братья и Бильга вместе с ними пошли на обман, боясь мести Йосефа за прошлое.

Таковы довольно скупые сведения о Бильге. Про Зильпу, служанку Леи, мы знаем и того меньше. Известно только, что Лея дала ее в жены Яакову после того, как сама перестала рожать, произведя на свет Реувена, Шимона, Леви и Иегуду, а прежде бесплодная Рахель отправила к их общему мужу свою служанку Бильгу, родившую Дана и Нафтали.

Дело не в конкуренции. Лея узнала из пророчеств, что у Яакова будет двенадцать сыновей, основателей колен Израиля, и четыре жены. Четвертой как раз и стала Зильпа («Мидраш а-гадоль»).

Еще одна черта. При рождении всех сыновей Яакова Тора упоминает беременность их матерей: («ва-тагар…» — и зачала). Только о Гаде и Ашере, родившихся у Зильпы, не сказано «ва-тагар». Это потому, объясняется в сборнике мидрашей «Берешит раба», что Зильпа была тогда совсем юной девушкой и ее беременность почти не была заметна.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Младшие жены патриарха

  1. Прочитав эту статью, поразился — неужели наши предки имели по нескольку жен и ещё активно плодили детей от служанок-рабынь. Когда же евреи перешли к моногамному браку и что об этом говорит Моисеево Пятикнижие?

Обсуждение закрыто.