У других всё как у людей: Тора начинается с сотворения мира.
У меня же Пятикнижие открывает сюжет о торговле за могилу… А всё потому, что редакция «Еврейского Мира» предложила мне комментировать недельные главы Торы, начиная
с «Хаей Сара». И вот – 4-е «годовое кольцо».
Сперва мы исследовали тему: любовь, вино, благотворительность… И пробовали на основе классических толкований установить, как на неё смотрит наша Традиция? Затем мне хотелось показать вам полифоничность Устной Торы. Комментарии к пасуку — словно бы совсем о разном! После я взял за «путеводную нить» великого Шаха и строил статьи вокруг его парадоксальных и насыщенных комментариев.
Редактор утверждает, что народ любит полемику. Придавливать же собеседника авторитетом, вещать от имени «абсолютной истины» как-то невежливо. Неполемично. Поэтому я предлагаю вам, дорогие читатели, такую форму: одолжу «для затравки» гематрию у знаменитого Тура (не из Беловежской пущи — его называют так по главному труду: «Арба турим» — «четыре ряда», четыре раздела практического Закона). И приведу свои измышления на тему. Конечно, людей умных тоже буду цитировать, но компоновка моя, простого гвардии еврейтора. Спорьте, опровергайте, хоть из рогатки стреляйте.
Кто такой этот «Бааль атурим», сокращённо «Тур»? Рав Яков бен Ашер, живший в Германии и Испании с 1269 по 1343 годы. Звено в цепочке семьи, давшей еврейскому народу множество выдающихся мудрецов. Его отец, рав Ашер бен Иехиель, более известный как «Рош», был крупнейшим законоучителем и духовным лидером еврейства Германии, а затем Испании. Рабби Яков унаследовал от отца пост раввина города Толедо, где обитала одна из самых многочисленных и образованных еврейских общин мира.
Сегодняшнюю систему еврейского законодательства, «галахи», мы имеем в заслугу рава Якова. Он, в отличие от Рамбама в «Мишне Тора», систематизировал только законы, актуальные ныне, после разрушения Храма. И главный труд по галахе, «Шульхан арух» использует классификацию Закона, предложенную равом Яковом. Как и большинство наших законодателей, Тур был знатоком Каббалы.
Рабби Яков составил также уникальный по глубине и краткости комментарий к Пятикнижию, базирующийся в основном на гематриях, числовых значениях букв, слов и фраз, а также на грамматических связях между словами. Ракурсы, под которыми он видит текст, всегда необычны. Этим комментарием мы и будем пользоваться.
Перед смертью рабби Яков покинул Толедо, вероятно, чтобы отправиться в Землю Израиля. Но, видимо, добраться не смог. Считается, что его могила находится в Греции. Из уважения к великому учёному начнём разговор с цели его последнего путешествия – Израиля. Точнее, с «еврейского Государства Израиль». Благо эта тема стала любимицей новостей.
Тур так комментирует завершение торга, когда Авраам за баснословные деньги купил у хитийца Эфрона землю для погребения Сары. Первые буквы слов «И стало поле Эфрона» в обратном порядке составляют имя «Эйсав». «Здесь намёк на то, что станет Эйсав претендовать на пещеру». А если учесть, что поле с пещерой Махпела в Хевроне – первая земельная собственность, приобретённая евреем в Земле Израиля, стране, обещанной Аврааму и его потомству — то мы имеем дело с прецедентом.
И подобно Эйсаву, внуку Авраама, желавшему владеть Махпелой, придут другие потомки Авраама предъявлять права на наделы в Святой Земле. Сыны Ишмаэля, первенца Авраама (арабы-мусульмане). Христиане – наследники Эйсава. Вы когда-нибудь слышали, чтобы индусы или африканские шаманисты претендовали на Израиль? Хотя многие из них живут поближе Мекки, Рима, Москвы и уж точно Вашингтона.
Многие владели Страной. Кнаанейцы, моавитяне, филистимляне, вавилоняне, персы, сирийские эллинисты, римляне, византийцы, аравийские мусульмане, христиане-крестоносцы, Оттоманская империя, Египет, затем англичане. Наконец пришла пора после двух тысяч лет изгнания евреям. Ссылаться на историю – «палка о двух концах».
А теперь зададим вопрос: почему евреи полагают, что у них преимущественное право на обладание этим кусочком суши? Настолько, что государство, в котором проживают и арабы разных мастей, русские, украинцы, армяне, черкесы, африканцы, таиландцы и ещё не упомню кто – называть «Государством еврейского народа»? Подчёркиваю, я задаю этот вопрос не в рамках политической торговли в духе ташкентского рынка. Я спрашиваю в поиске некой абстрактной правды, которая под конец всегда выигрывает.
Насмешки типа: «иудейская оккупация Иудеи» оставим. Израиль давно переименовали (чтобы удобней было делить) в «Западный берег», «оккупированные территории», Палестину и т.д. То, что наши молитвы обращены к Иерусалиму – важно, но и мусульмане некогда к Иерусалиму (пардон, Эль Кудсу) молились. И христиане за «гробом господним» вышагивали. Называя столицу Израиля «городом трех религий», мы автоматически снимаем вопрос о «еврейском демократическом государстве». Демократическом – да…
Раши приводит знаменитый аргумент: «Придут народы и скажут – захватчики вы, отняли землю семи народов. Мы ответим: Б-г дал её им, и Он же передал её нам». Но из древнего мидраша известно, что «придут народы и скажут: мы евреи!». Христиане называют себя «новым Израилем». Мусульмане убеждены, что Авраам вознёс на жертвенник старшего сына, их предка, и потому именно он — истинный «еврей», наследник Авраама.
Я вижу лишь один аргумент в пользу «еврейского Государства Израиль». И этот аргумент лежит в духовной плоскости. Землю эту, согласно Святому Писанию, Б-г отдал «народу-священнику». Народу, освящающему Его Имя и блюдущему Его волю. Народу, живущему по Его Закону.
В случае отхода от Закона народ изгоняется. Сказать, что «еврей – это всякий, рождённый матерью-еврейкой или принявший иудаизм» можно в аспекте юридическом, правовом. Но – не в смысле прав на Святую Землю. Ведь Тора лишает евреев этой Земли, если они «пойдут по пути народов»! В аспекте права на Израиль «еврей» — это человек, живущий, и живущий неповерхностно, по Закону Торы.
Так какие у нас права на «еврейский Израиль»? Не декларация Бальфура или решение ООН. Но – только «договор Хазон Иша с Бен-Гурионом», по которому в Израиле существует зыбкий «консенсус» и религия «не до конца отделена от государства». Отсрочки от службы ешиботникам, частичное субсидирование школ, какой-никакой кашрут в армии… Т. е. государство в некоторой степени признаёт себя «еврейским».
Не больше. Достаточно ли этого, чтобы вывалить на стол политического базара термин «еврейское государство» — сомневаюсь. Разве что как мечта о будущем. Как объявление о намерениях. Впрочем, на стол, где все карты крапленые, можно кинуть и эту…
Чтобы меня не считали совсем антисемитом, приведу стихотворение, написанное во время Второй Ливанской войны. Но это о другом… –
“Ах, обмануть меня нетрудно:
Я сам обманываться рад!” –
А. С. Пушкин
Израиль, пуляй осторожней,
За каждую бомбу – ответ!
Народам в восторгах предложен
Всемирный “кровавый навет”.
Свободный экран “Аль Манара”
Давно уж поёт, соловей,
Как чавкает добрая Сара
Мацой из арабских кровей.
Убийце, конечно, сподручней
И легче направить кинжал –
Надев на клиента наручник,
Чтоб тот, извиняясь, дрожал.
Как прежде для страху –
петардой
Иль шашкой на ДОТ дымовой –
Писцы, режиссёры и барды
Торжественный подняли вой.
Ведь тем, кто не дружит с евреем,
Простят и обман и грабёж,
Ракеты в дома Галилеи,
Детей у ракетниц кортёж…
Спектакли из трупов недельных
И прочие трюки насралл
Повторит, поддержит
подельник:
Всемирный Святой Либерал.
Где пили вы чай, гуманисты,
И кто из вас крик поднимал,
Пока нас кромсали нацисты,
Хмельницкий на копья вздымал?
Видать, продвигали культуры,
Рифмуя “простынь” и “остынь”,
Когда “патриоты” Петлюры
От пчёл очищали Волынь?
Никто и бровей не нахмурил:
Решался ж “еврейский вопрос” –
Но сдох, как и водится, в Пурим
Кремлёвский властительный пёс.
Дремали цари и вассалы,
Покуда, сквозь грешные сны,
Нас Высшая Сила спасала
В огне “Шестидневной войны”.
А где же вас черти носили,
В какую закрылись броню –
Вчерась, что теракты косили
По двадцать прохожих на дню?
Но как разгулялось витийство,
Как брызгали гнев и слюна,
Пока сокращала убийство
“Защитная жидо-стена”!
Вы, кто называет садиста –
“Бойцом”, палача – молодцом…
И вас приберут “активисты”.
Вы, думаете, ни при чём?
Нью-Йорки, Мадриды, Момбеи…
Всемирная бойня и бой.
Шельмуйте, милёнки, еврея,
Кто вас прикрывает собой!