Структура начала Торы

Первые две главы Торы посвящены четырем сюжетам: Адам и Змей, Каин и Авель, история Потопа и история Вавилонской башни.

Обычно мы изучаем каждый сюжет отдельно, находя в них различные грани мудрости.

Но Тора – еще и очень систематическая книга, в которой скрыто много логики.

Первые четыре сюжета рассматривают доеврейскую историю человечества. Сразу после окончания описания истории с башней – Тора представляет нам первого еврея – Авраама. Что этим хочет сказать нам Тора? Она показывает, что в человеке «встроены» механизмы «создания проблем», и эти механизмы проявляются в каждом и группе – в течение всей истории человечества.

С другой стороны, Тора показывает нам путь преодоления этих проблем.

Этот путь заложен в еврейской мудрости, и наша задача – овладеть этим путем.

А теперь проанализируем четыре первых истории.

Две первые истории посвящены личностным конфликтным аспектам, две вторые – групповым.

Как взаимосвязаны истории Змея и Каина?

Первая история разбирает внутренний конфликт. Змей – это сила внутри человека, которая толкает его на то, чтобы «сбиться с пути».

Вторая история – разбирает внешний механизм. Каин – разозлился на Авеля, это был внешний раздражитель. Сопоставляя обе истории, мы можем осознать, что внутри нас находится та сила, которая активизирует конфликт.

Змей – очень точная метафора (образ), описывающая свойства этой силы.

Он «верткий» — т. е. может гибко менять свою тактику влияния на нас.

Он «ползает» — т. е. его интересы очень приземленные («рожденный ползать – летать не может»). Он «скользкий», т. е. легко выскальзывает, когда мы пытаемся его «словить», т. е. уличить в происках.

Близкий «родственник» Змея – Дракон, многоголовый, летающий и дышащий огнем.

Это уже более «продвинутая» версия нашего животного начала.

Многоголовость – тактика использования нескольких приемов. Когда человек пытается избежать одного «происка», он может (по неопытности) «напороться» на другую «голову» Дракона, которая поджидает его с другой стороны.

«Огнедышание» – это тот негативный эмоциональный внутренний «огонь», который «выжигает» внутренний мир человека, переполненного злобой, страхом или обидой.

Умение летать – в данном случае амбициозность, желание подняться над миром, но не ради благих целей, а ради компенсации комплекса внутренней неполноценности.

Существует еще множество более тонких нюансов, которые можно извлечь из наших метафор.

Истории Потопа и башни также дополняют друг друга. Допотопное человечество представляет людей, движимых только собственным эгоизмом.

Если их не ограничить никаким законом, то общество «обречено» на гибель и разрушение. Именно это символизирует метафора Потопа, это «диагноз» — «исправлению не подлежит».

Башня – представляет идею диктатуры. Когда один человек (в истории из Торы – царь Нимрод) узурпирует власть, то в такой системе ценность каждого человека нивелируется. Как говорилось при Сталине, «человек – винтик в системе».

Мидраш это описывает очень точно: «Когда при строительстве башни разбивался кирпич, все горевали, когда падал и разбивался человек, это никого не расстраивало».

Т. е. кирпич – ценная часть системы (башни), а человек – всего лишь инструмент для строительства башни, если людей много, то их можно «не считать». Все, кто жили в Союзе, помнят это.

И еще один феномен диктатуры – любая (даже самая сумасбродная) идея диктатора – не может быть критически проанализирована, т. к. все будут бояться перечить диктатору.

И обычно при диктаторских режимах реализуются самые неадекватные проекты (типа переброски рек и т. д.)

Мы видим, что проблемы, о которых Тора рассказывает на языке символов и метафор, вечные. Они всегда стоят на «повестке дня», как у каждого человека, так и общества. Чем глубже мы анализируем сюжеты Торы – с помощью комментаторов, тем точнее мы понимаем проблемы, стоящие перед нами.

А с появлением в Торе евреев (начиная с Авраама), Тора начинает обучать нас методам разрешения этих проблем.

Как говорили классики, «Знание – сила».

После осенних праздников возобновляются вечерние уроки р. Меира Брука – каждую среду с 8 до 10 р.m., в Jewish Center of Brighton Beach по адресу: 2915, Ocean Parkway угол Neptune Ave.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора