Тора разъясняет, из-за чего Ноах с семьёй спаслись от Потопа и стали родоначальниками нового человечества. «Ноах нашёл «хен»(симпатию, благоволение) в глазах Б-га». А почему? Вопрос далеко не праздный – многие из нас мечтали бы достичь этого!
Шах, анализируя грамматику и корневую структуру текста, показывает, что Ноах «сам по себе не был достоин спасения – но только из-за его детей». Приводя связи гематрий, он вычисляет, кто был поставлен Ноаху в заслугу. По линии среднего сына, Яфета – благородный персидский царь Кореш (Кир). Тот, который поддержал строительство Второго Храма, а народам своей огромной империи, старым и завоёванным, дал справедливые законы. По линии же старшего сына Шема «палочкой-выручалочкой» явился праотец Авраам.
Имя «Ноах» в пасуке встречается трижды – по числу его сыновей. Причём если дважды в сочетании со словом «праведник», то в третий раз – просто «с Б-гом ходил Ноах». Последнее подразумевает Хама, которого за некоторые «вольности» называть «праведником» как-то не хочется. Однако даже он – «с Б-гом ходил»! Шах не приводит достойных потомков Хама, но эту лакуну несложно заполнить. Скажем, Ктура-Агарь, вторая жена Авраама, Конфуций, Лао Цзы. А поближе к нам, например, консул Сугихара, Мартин Лютер Кинг… Сам же Ноах, хотя и был «праведным в своём поколении», заслуг для спасения всё-таки не добирал и получил снисхождение «по блату», «найдя благоволение в глазах» Начальства.
За что же к нему благоволили? Причём не босс или районный коррупционер, а абсолютный, справедливый и всезнающий Творец! Шах приводит одну причину прямо и, как мне кажется, намекает на вторую. «Тот, кто пользуется симпатией у окружающих людей, удостоится и благоволения Небес». В общем, скромность, вежливость, снисходительность, благожелательность и готовность помочь – отличные способы уберечься от природных и социальных катаклизмов. Небеса станут относиться к тебе соответственно.
Так на что же намекает Шах? Кстати, почему намекает, а не говорит ясным языком – ведь обычно он пишет весьма свободно, без оговорок, «подгонок» и «политесов»? Мне кажется, Шах здесь не хочет «ставить преткновение перед слепым». Подталкивать читающего к ложному пониманию и на его основе – весьма спорному поведению.
Что же это за «тайная причина симпатии Небес»? Насколько я понимаю, она в том, что Ноах сумел выдержать «давление среды», не «склониться за большинством на зло». Было ему это особенно трудно, поскольку люди патриарха уважали и ему симпатизировали. Удивлялись: почему ты, трудяга и симпатяга, не с нами, противопоставляешь себя обществу? Мы-то тебя не отталкиваем, ценим и любим! Мы же знаем, что именно в твою заслугу земля «перестала родить тернии и волчцы» и подарила нам изобилие.
Хочешь быть президентом или верховным жрецом? Пожалуйста! Хочешь лекцию по радио и Интернету каждый день по два часа на всю страну? Сколько угодно! Но только прекрати нас запугивать всякими карами и потопами, мы и сами неплохо знаем, что такое моральные принципы и Б-жественное законодательство. И очень даже с ним считаемся. Воруем – только меньше «пруты» (пока наказание не положено). Легализовали гомосексуализм – но ведь никого не заставляем им заниматься. Да и вообще, зачем скрывать то, что и так существует, не лучше ли ввести его в некие приличные рамки? Ну, скрещиваем отдельные виды, так это же с научной целью! Ну, молимся с некоторой прохладцей, не особо отношениями с Б-гом озабочены, так зато мы соблюдаем «Тора стайл», покупаем кошерную мацу и этроги, даём положенные пожертвования!..
В общем, чего ты от нас хочешь? Ты праведник, ну и праведствуй, а мы простые, цивилизованные и вполне законопослушные граждане! Для нас твои уровни недостижимы да и, по правде сказать, не очень-то и нужны. А ты пугаешь людей, заявляешь, что, мол, «Тора-стайл относится к Торе примерно так же, как «кошер стайл еда» к кошерной пище!». И что, мол, Б-г такую профанацию посчитает насмешкой над Своим Законом и может нам «по первое число» всыпать. Не смущай, пожалуйста, приличных людей!
Вам, конечно, понятно, чего опасается Шах? Есть такая насмешливая поговорка в нашей Традиции : «праведник… в собственных глазах». Любой неврастеник, желая «бороться со средой», может возомнить себя «борцом за чистоту идеи» и начать третировать окружающих. Нонконформизм, как и конформизм – две крайности, целительные в руках мудреца и разрушительные, если за них берётся эгоцентрик. И всё же… Ноах-то благоволения Небес удостоился…
Опубликовал: Арье ЮДАСИН