Истоки и многообразие хасидизма 

18 элула (в этом году 28 августа) — важный день в истории хасидизма. В этот день родились Бааль Шем Тов (Бешт) и рабби Шнеур-Залман из Ляд — основатель движения Хабад.

Рассмотрим некоторые важные аспекты истории формирования хасидского учения. Известное всем разделение хасидизма на множество течений, связанное с личностями их основателей, началось в третьем «поколении» хасидов.

Первые два поколения шел цельный процесс начального формирования через Бааль Шем Това и Магида из Межирича.

Бешт был «отцом» хасидизма, он сформировал первую общую идею. Магид развил ее и внес многообразие.

Бешт основную часть жизни путешествовал по Украине и, общаясь с народом, распространял учение.

Магид из Межирича — был систематизатором и архитектором движения.

У Магида были больные ноги, поэтому он всю неделю проводил в своей комнате, и только в шаббат выходил к народу. Это давало ему возможность фокусироваться на внутреннем измерении движения.

Бешта и Магида сравнивают с Авраамом и Ицхаком.

Авраам тоже много путешествовал, а Ицхак был «домоседом».

С точки зрения Каббалы, Авраам — хесед, начальное «растекание» идеи по миру. Ицхак — гвура, внутреннее формирование, удержание идеи в рамках. У Магида было множество учеников, которых Магид направил в разные земли, что позволило организовать распространение хасидизма. Интересно проанализировать названия мест, где находились Бешт и Магид. Бешт был связан с Меджибожом. Название это происходит от того, что город находился между рекой Буг и ее притоком. Но это название имеет глубинный смысл. Название реки Буг напоминает слово Б-г. И название Меджибож можно прочитать как «между Б-гом».

Как можно оказаться между кем-то (одним)? Тогда, когда этот кто-то тебя обнимает, т. е. охватывает с разных сторон. Это название очень точно характеризует главную цель хасидизма — достичь и почувствовать близость и любовь ко Вс-вышнему.

Магид был связан с Межиричем. Название Межирич означает «междуречье», место, от которого разные реки несут воды в разные стороны. Вода в еврейской традиции символизирует Тору. Название Межирич — символизирует «растекание» по миру мудрости Торы, то, что реализовал Магид через своих учеников. Также географически Межирич находился одновременно недалеко от Галиции, Польши и Белоруссии, что позволяло Магиду направлять движение в разные регионы.

Невозможность Магида путешествовать самому привела его к созданию системы посланников, которые направлялись в разные места, и представляли разные грани учителя.

Третье поколение хасидов — в основном ученики Магида.

Всего у Магида было 39 главных учеников, создавших свои направления.

Мы проанализируем роли главных учеников Магида.

Среди учеников было два знаменитых брата — р. Элимелех и р. Зуся.

Р. Элимелех из Лиженска — разрабатывал доктрину цадика как авторитета.

Он был «архитектором» главного направления хасидизма. В его трудах цадик подобен «генералу, командовавшему армией» своих хасидов.

Дисциплина, вводимая р. Элимелехом, была противоположна спонтанности его брата р. Зуси. Р. Зуся был полной противоположностью брата. Про него говорили, что он не мог высидеть на уроке, потому что в процессе учебы впадал в такое волнение и возбуждение от ощущения близости ко Вс-вышнему, что вынуждало его выбегать из комнаты.

Он персонифицировал возвышенную душу цадика.

Р. Леви Ицхак из Бердичева представлял идею адвоката евреев перед Б-гом. Он умел увидеть позитивные черты в самых разных евреях. Его подход развивал любовь к ближнему как реализацию любви к Б-гу.

Р. Шнеур-Залман из Ляд (основатель движения ХаБаД-Любавич) — представлял интеллектуальный подход в рамках хасидута. В связи с этим Магид направил Альтер Ребе в Белоруссию, которая находилась вблизи Литвы, оплота интеллектуального подхода к иудаизму.

В четвертом поколении (на «шаг» позже учеников Магида) возникает Брацлавский хасидут.

Р. Нахман из Брацлава использовал язык воображения в своих «чудесных сказках», он вселял надежду в отчаявшихся, он разработал практику

уединенной молитвы (hитбодедут).

Его подход стоял в некотором смысле особняком от «мэйнстрима», сам он не был непосредственным учеником Магида, и отсутствие прямого влияния Магида позволило р. Нахману разработать оригинальный подход.

Так хасидизм из единого учения развился в множество течений.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора