– Как на Ваш взгляд, есть ли разница между толкованием Торы ашкеназскими евреями и сефардскими?
Игорь, Израиль
– Никакой «системной» разницы между ашкеназскими и сефардскими евреями нет. Однако в некоторых сферах соблюдения тех или иных законов «бытового» характера сложились разные (не принципиальные, но — в нюансах) традиции.
Понятно, что духовные руководители групп населения в своих наставлениях должны учитывать психологические, социальные и даже «исторические» особенности своей группы. Отсюда и отличия не только в рекомендациях, предназначенных ашкеназским и сефардским евреям, но и в тех, которые даются разным общинам (и течениям) внутри каждой из этих групп.
И это естественно. Невозможно, к примеру, дать в точности те же рекомендации общине «американских» евреев, живущих в городе Раанана, и еврейской общине выходцев из Польши, израильтян уже в пятом поколении, которые живут в городе Бней Браке. Хотя и те, и другие — ашкеназские евреи.
Существуют и весьма заметные (но, опять же, по сути лишь в нюансах!) различия между отдельными хасидскими (тоже ашкеназскими!) направлениями.
В среде сефардских евреев нетрудно обнаружить отличия в обычаях, скажем, «марокканских» и «иракских» евреев. Не говоря уже о «йеменских», которые отличаются от всех сефардов.
Или, допустим, «горские» евреи (родившиеся в бывшем СССР). Они отличаются от «бухарских». Хотя обе группы «приписаны» к сефардским евреям.
И речь здесь идет, безусловно, не об «этнографической» разнице — к примеру, в списке традиционных праздничных блюд. Но о нюансах в правилах соблюдения практических законов еврейской жизни.
Это вносит в нашу реальность определенную напряженность. И решения проблем следует искать в повышении уровня духовности и в желании понять не только различия, но и те корни, которыми эти различия обусловлены.
Опубликовал: Рав Элиягу ЭССАС