Евреи внесли большой вклад в культуру многих стран проживания, в том числе и в Египте. Среди них была певица и киноактриса Лейла Мурад (Laila Mourad). (Кстати её неоднократно видели в египетских кинофильмах и советские зрители во времена Хрущева и Брежнева, пылающих любовью к арабским странам и ненавистью к Израилю.)
Будущая звезда египетского кинематографа родилась в многодетной семье известного в еврейской общине Египта кантора и музыканта Ибрагима Заки Мордачи. В Египте его фамилия звучала, как Мурад (в англоязычном варианте – Mourad). Мать Лейлы была дочерью еврейских эмигрантов из Польши. Семья жила в городе Эль Дахер на побережье Красного моря. Сейчас этот город называется Хургада (500 км на юго-восток от Каира). Брат Лейлы Мунир Мурад (Mounir Mourad) стал популярным египетским актером и композитором.
Автор первой египетской оперетты на арабском языке еврейский композитор Дауд Хусни (Dawood Hussnei) помог молодой певице в 1938 году начать карьеру на сцене. (Сын композитора в 1950 году бежал из Египта в Израиль.). В том же 1938 году пение молодой певицы услышал египетский композитор Мохаммед Абдель Вахаб и дал ей роль в своем фильме «Да здравствует любовь!».
К концу 1940-х красавица Лейла Мурад стала самой популярной киноактрисой Египта. Она достигла триумфа после свержения короля Фарука в 1952 году. В 1953 году Лейлу Мурад официально провозгласили певицей египетской революции. Впрочем, не только в Египте еврейские деятели культуры добивались высочайшего признания. Так было и в США, и в России, и Германии и т. д.
Нужно отметить, что в начале 1950-х годов особой вражды между арабским населением Египта и евреями не было. Руководство страны дружелюбно встречалось с духовными руководителями египетского еврейства, при этом, как известно, не питая особой симпатии к недавно образованному Государству Израиль.
В 1953 году после посещения Лейлой Мурад Франции в египетской печати поднялся страшный шум из-за того, что любимая народом актриса якобы встречалась в Париже со своими родственниками из Израиля и передала им деньги для израильской армии. Большинство радиостанций в Египте и других арабских странах объявили бойкот актрисе. В кинотеатрах перестали демонстрировать фильмы с её участием. Недавнего кумира страны стали обвинять в шпионаже.
Лейла Мурад потребовала провести судебное расследование, публично заявляя о своей невиновности.
Расследование по-казало, что обвинения были голословными. Тем не менее вскоре после того как Гамаль Абдель-Насер пришел к власти, устроив переворот, свергнув первого президента Египта Мохаммеда Нагиба, Лейла Мурад немедленно прекратила выступать. Никаких публичных объяснений по этому поводу она не дала. Но известно, что пропитанный антисемитизмом Насер предпочитал только арабских певцов и актеров. (Свергнутый Насером президент Египта Мохаммед Нагиб относился к евреям благосклонно.) Тем не менее пластинки и магнитофонные записи с песнями Лейлы Мурад раскупались, так как народ её любил.
В 1977 году я впервые побывал с группой инженеров в Египте. Мы задавали вопросы египетским коллегам об их отношении к местным евреям и к Израилю. Ответ был примерно одинаковым и в Александрии, и в Каире, и в Асуане: «Война с Израилем нужна власти, а не нам; что касается народа, то, что власти скажут толпе, то люди и делают: скажут орать – будут орать, скажут молчать – будут молчать». В последние годы благодаря финансовой и идеологической накачке со стороны Саудовской Аравии и Ирана, египетская молодежь в лице «Братьев-мусульман» всё больше переходит на позиции активного исламского экстремизма и антисемитизма.
В конце 60 – 70-х годов насеровский режим свирепствовал по отношению к евреям. По приказу Героя Советского Союза Насера сотни евреев, в том числе, брат Лейлы, Исаак, были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Абу-Забал и Тура.
В 1970 году Лейлу Мурад пригласили на радио для чтения религиозных исламских текстов в мусульманский праздник Рамадан. Но вскоре её уволили. Пришедший к власти Анвар Садат относился к евреям куда благосклонней, чем его предшественник. В архиве синагоги «Бен Эзра» сохранилась египетская газета 1970 года со снимком, на котором жена Садата (тогда Садат был вице-президентом) приветствует в синагоге еврейскую активистку Эстер Вейнстейн.
Что касается отношений с родителями, то после перехода певицы в ислам (случилось и такое), они от дочери отказались. Она умерла в Каире в 1995 г.