Два имени Б-га — отношения

Вс-вышний — непознаваем, но, пользуясь разными именами Б-га мы можем иметь отношения с разными его аспектами. Два главных имени Б-га — при описаниях обозначаются как Ашем и Элоким.

Имя Элоким обозначает «Хозяин Сил», управляющий через закон.

Мы можем понять это в двух аспектах.

Первый аспект — Б-г, связанный с законами природы. Человек, изучающий точные науки, — физику, химию, сопромат — изучает проявления Элоким в нашем мире.

Если светский ученый думает, что его знания науки избавляют его от необходимости верить в Б-га, то духовный человек считает наоборот: наука раскрывает принципы проявления Б-га (в аспекте Элоким) в материальном мире.

Чем больше ученый знает о мире, тем глубже он познает Б-га через его законы.

В чем суть таких отношений с Б-гом? Эти отношения «холодные» — подобно отношению в суде. Исходя именно из таких отношений, восточные традиции используют понятие «карма». Карма — это реализация жесткого закона по отношению к человеку: что натворил, за то и получил. Итак, идея закона проявляется в двух аспектах.

Первый — законы природы как выражение Б-жественного управления.

Второй — отношение к человеку, который через аспект «элоким» получает «по закону». Другим именем Б-га является четырехбуквенное имя (тетраграмматон), которое иногда в современных языках в нееврейской традиции произносится как «Яхве».

В еврейской традиции мы произносим вместо него «Ашем» (хотя иногда этим словом обозначается самое общее имя Б-га), а в святых текстах (в Торе или молитве) мы читаем как Ад-о-най.

В чем разница между именами?

Во-первых, имя Ашем включает аспект сострадания. «Элоким» — это суд, который, часто изображается в виде фигуры с повязкой на глазах (такая же повязка у богини правосудия Фемиды). Повязка на глазах — символ беспристрастия.

«Ашем» — это противоположное качество, характеризуемое выражением «войти в положение», пожалеть, отнестись снисходительно. Сказано, что Б-г хотел сначала построить мир на принципах справедливости, но понял, что мир «не устоит», и добавил аспект милосердия.

С другой стороны, имя Ашем выражает качество любви, подобно отношения отца к сыну или супругов. Разница в отношениях между именами Элоким и Ашем подобна разнице отношений Начальник — подчиненный и отец — сын.

Когда подчиненный ошибается, его увольняют без жалости, т. к. начальнику проще взять нового сотрудника, чем возиться с провинившимся.

Отец по отношению к сыну не использует этого подхода. Наоборот, заботливый отец думает, как помочь сыну исправиться и «научиться на своих ошибках».

Как приводил пример М. Гитик, это похоже на гроссмейстера, который, играя со своим сыном, разрешает ему «переходить» во время шахматной партии.

В еврейской традиции есть одно «парадоксальное» сочетание этих двух атрибутов.

Речь идет о цадике. В «узком» смысле цадик — это праведник, который соблюдает все законы и заповеди, и поэтому Б-г относится к нему по справедливости, т. к. праведник не нуждается в снисхождении, подобно «неразумному сыну». С другой стороны, цадик может «спустить» милосердие Вс-вышнего в этот мир, но не для себя.

Например, именно поэтому к цадику обращаются родственники заболевших людей, чтобы цадик «испросил» у Б-га выздоровления или облегчения.

«Классический» вариант цадика работает по принципу «если человек делает то, что просит Б-г (т. е. выполняет заповеди), то Б-г выполняет то, что просит человек».

Хасидский вариант цадика добавляет эмоциональный аспект — трепет и любовь ко Вс-вышнему. Эти эмоциональные качества формируют «хасидскую версию» понятия «двекут» (в переводе с иврита — близость к Б-гу). Б-г прислушивается к тем, кто близок Ему эмоционально.

Суть имени Ашем лежит в основе еврейской традиции. Идея избранности — это и есть идея отличия «сотрудника» от «сына». «Обратная» сторона избранности — это пристальное внимание. Человек может проигнорировать проступок чужого человека, но никогда не проигнорирует, если родной сын плохо себя ведет. Поэтому мы говорим, что еврейская история наполнена не только «лаврами», но и «шипами».

Мы учимся, как оправдать доверие Вс-вышнего, избравшего еврейский народ.

29 августа с 4.30 p.m.

до 7 p.m. и 6 сентября

с 10 a.m. до 1.30 p.m. — в JCBB будут проходить мини-семинары рава Ефима Свирского.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора