Ситроен мечтал стать французским «Фордом». И стал

Первый автомобиль, декорированный фирменным знаком компании Ситроена, появился в 1919 году. Назывался он попросту «А». Да он и был простеньким — с максимальной скоростью 65 км в час. До конца года число выпускаемых машин «А» дошло до 2,5 тысяч. А ведь в то время прочие автозаводы Европы выпускали за год всего несколько сот машин.

Чем же брала машина «А»? Во-первых, практичностью — у каждого автомобиля был комплект запасных колес. Во-вторых, доступностью — машина была по карману «среднему классу»: врачам, инженерам, торговцам. В-третьих — фарами, невиданным доселе новшеством.

Ситроен мечтал стать «французским Фордом» — и стал. Подобно детройтскому титану, он предъявлял конструкторам и инженерам жесткие требования: каждая деталь автомобиля, будь то колесо, дверца, тормоза, двигатель, — должны были быть сконструированы прочно, просто и стоить как можно дешевле. По примеру американцев Ситроен впервые создал по всей Европе сеть «фирменных» сервисов.

Время шло, по Европе покатили новые элегантные авто. А «ситроен», был удобным, дешевым, но неказистым. Ситроен поручил новый дизайн никому тогда еще не известному молодому итальянскому скульптору Фламинио Бертони. Так появился на свет «бестселлер»: каплеобразный переднеприводной автомобиль Traction Avant (что по-русски буквально «передний привод» и есть).

Секрет вечного двигателя успеха

Этот секрет зиждется на рекламе.


Денег на рекламу Ситроен никогда не жалел. В 1929 году он построил автомобильный салон-магазин, фасадом которого служила гигантская стеклянная витрина, на которую ушло 19 тонн стекла. В салон можно было глядеть прямо с улицы и видеть десятки машин, расставленных на шести ярусах.

Затем его посетила гениальная идея: путь к кошельку родителей Ситроен проложил через сердца детей. И наладил выпуск рекламных «ситроенят», игрушечных копий своих моделей.

Другой неотъемлемый компонент успеха: надо постоянно напоминать о своем продукте. И отныне двойные шевроны красуются по всей стране на указателях и дорожных знаках. Мало того: от Парижа до самых до окраин Ситроен организует «рекламные автопробеги». По пути следования автомобилей специалисты компании рассказывают через громкоговорители об особенностях той или иной модели. Ну и далее везде: броские афиши, плакаты, лотереи во время стоянок. И благодаря такой «рекламе на колесах» от 3% до 15% посетителей разъезжаются по домам на собственном «ситроене».

Совершен-но головокружительным рекламным мега-приемом стал и такой хэппенинг: в один прекрасный день над Парижем пронеслись самолеты, рисуя на небе дымовые четырехсотметровые буквы, сложившиеся в имя — СИТРОЕН.

Венчал все это проект «Эйфелева башня в огнях». Установив на башне 125 тысяч электрических лампочек, Ситроен подарил современникам светящееся изображение своего логотипа.

Занимался французский автомобильный король и более серьезными делами: финансировал научные экспедиции, автопробеги в малодоступных уголках планеты. Еще Ситроен проложил автостраду из Алжира во французскую Западную Африку через пески Сахары.

В 1933 году Ситроен принял решение полностью перестроить заводы на набережной Жавель. И всего за пять месяцев на гигантском предприятии была размещена непрерывная поточная линия производительностью в 1000 машин в день.

В те годы заводы Ситроена посетил Илья Эренбург — он создал серию «разоблачительных» очерков об «акуле капитализма» по заданию самого «вождя народов». Но даже в этой заказной агитке чувствуется восхищение автора перед безмерным талантом «великого Ситроена».

Увы, крылья Ситроену в конце концов подрезал мировой кризис. В 1934-м,

на излете депрессии, Ситроену пришлось объявить себя банкротом. А в марте 1935 года, в 57 лет, предприниматель скоропостижно скончался.

Ситроен умер — да здравствует «ситроен»!

То, что Андре Ситроен успел сделать за двадцать с небольшим лет, увековечило его имя. Его марка по-прежнему считается одной из самых известных в мире. В свое время ни одному из французских президентов и в голову не приходило ездить на чем-нибудь, кроме моделей «ситроен SM» — одном из самых инновационных автомобилей эпохи.

Но больших доходов экстравагантность не приносила. И когда к середине 70-х разразился нефтяной кризис, оригинальные, но потребляющие много топлива модели фирмы «Ситроен» стали плохо продаваться. В 1974  году чисто прагматические соображения послужили причиной для её слияния с «Пежо». Благодаря этому браку по расчету «Ситроен» спас себе жизнь, но практически полностью утратил свою индивидуальность — надолго стал «как все».

Положение дел изменилось лишь к 1997 году, когда концерн возглавил Жан-Мартин Фольц — достойный преемник Учителя. Все силы Фольц направил на «творческую перестройку» и обновление имиджа марки. Под его руководством гамма автомобилей «ситроен» полностью обновилась: все модели получили новый стильный дизайн, технические характеристики были усовершенствованы, и результатом стал рост торгового оборота на 52%. В 2000 году «Ситроен» побил собственный рекорд продаж за всю историю своего существования: за год было продано более миллиона автомобилей, за что журнал Forbes назвал Фольца «Бизнесменом Третьего тысячелетия».

«Пара стальных»

И все-таки для нас «ситроен» навсегда олицетворяет… о нет, не элегантнейшая «богиня» «ситроен DS»; и не «ситроен C5», за очаровательную внешность получившая имя «Французский шарм», и не художественная модель «Xsara picasso», и даже не изысканный «ХМ».

Культовой для всего мира остается малолитражная машинка, похожая на симпатичного жучка, — веселая, простая и надежная, выходившая в разных модификациях с 1946 года почти пятьдесят лет, — «2CV», обаятельная автоповозка мощностью в две лошадиные силы.

«Пара стальных» — всеобщая любимица. Владельцы «2CV» объединяются в международные клубы, чуть ли не в секты — даже приветствуют друг друга на дорогах особым образом. Именно эта модель, наравне с Эйфелевой башней, Елисейскими полями и румяным багетом с хрустящей корочкой, стала для всего мира олицетворением Франции, как и сам основатель великой фирмы.

И если предложить человечеству создать некий «Иконостас ХХ века», в центре непременно будет помещен этот автомобильный мессия — но не с крестом, а с автомобильной баранкой в руках.

Booknik.ru

Опубликовал: Кира Сапгир

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Ситроен мечтал стать французским «Фордом». И стал

  1. Статья отличная уже потому, что учит. Жаль,что таких статей не было 20 лет назад, когда с нетерпением ожидал очередную статью Агафонова и ТВ-репортажи (В.Я….?)мз Японии. Этот горе-учебник по бизнесу я храню до сих пор.

Обсуждение закрыто.