На глазах у всего мира

С 2003 года, когда в Новосибирске при странных обстоятельствах был арестован Михаил Ходорковский, я уже много раз писал о его злоключениях в состязании с российским беззаконием, давно заменившим там правосудие.

Не отпускает меня эта тема. Ищу в ней какие-то нюансы, чтобы понять, к чему этот процессc в конце концов приведет – самого Ходорковского как человека и гражданина, российскую судебную систему, до очевидности марионеточную, управляемую высшей властью, эту высшую власть, погрязшую в воровстве, и всю российскую государственность. Ибо то, что уже полтора года происходит в Хамовническом суде, имеет прямое отношение к будущему России, там оно в какой-то мере формируется.

Вот несколько комментариев происходящего, взятых мной с Интернета в последнее время: «Дорогой господин Ходорковский, болгарский коммунист Димитров смог разгромить лживое обвинение Геринга о поджоге Рейхстага коммунистами…»; «Вот вам разница между Германией 1933 года и Россией 2010-го. Когда лейпцигский процесс провалился, Г. Димитров был оправдан и освобождён. Думаю, что Ходорковскому участь Димитрова не светит»; «Власть имущим, судьям и прокурорам следует подумать, как они будут выглядеть в исторической ретроспективе. Даже в фашистской Германии известный болгарский политический деятель Г. Димитров был оправдан»…

Людям моего поколения это в какой-то мере памятно. Георгий Димитров в 1929 году был заслан в Германию для ведения там коммунистической пропаганды. После прихода к власти Гитлера был арестован и обвинен в причастности к поджогу Рейхстага. Защитился, как нам говорили, своей пламенной антифашистской речью. Но дело было, очевидно, в другом: суд оправдал Димитрова за недоказанностью обвинения. Тот суд был еще профессиональный. Гитлер послал туда Геринга в качестве государственного обвинителя, но судей к тому времени он еще поменять и запугать не успел. А Путин успел. И сколько ни убеждают обвиняемые и их адвокаты судью Данилкина в необоснованности обвинения, он будто и не слышит.

Напомню, что слушания по второму процессу против Ходорковского и Лебедева были начаты в прошлом году с предъявления им обвинения в хищении 350 млн. тонн нефти на сумму более 892 млрд. рублей и отмывании денег. Если обвинение перерастет в приговор, Ходорковскому может грозить еще 22 года тюрьмы, а если его оправдают, то это станет политическим актом, означающим осуждение путинского произвола. Поэтому до тех пор, пока режим власти в России не изменится, оправдания обвиняемых трудно ожидать. Но и обвинение доказать невозможно.

Откуда взяты эти 350 миллионов тонн? Оказывается, это вся нефть, добытая ЮКОСом с 1998 по 2003 год. Утверждение, что вся добытая нефть похищена, абсурдно, ибо ее движение вплоть до реализации документально зафиксировано, и доходы от ее реализации облагались налогами. На мой взгляд, такое нелепо состряпанное обвинение можно объяснить только крайне низким профессиональным уровнем этой группы российских прокуроров, безоглядно и безропотно выполняющей поручение высокопоставленных коррупционеров, захвативших активы ЮКОСа и требующих этот захват юридически обосновать и узаконить. Поручение, однако, всё более представляется невыполнимым – это ведь явная афера. И как ее разыграть на глазах всего мира?

«Того, что инкриминируется Ходорковскому и Лебедеву, быть не могло», – заявил суду Михаил Касьянов, возглавлявший правительство России в 2000 – 2004 годах. И пояснил, что реализация добытой нефти строго фиксировалась госорганами, так что похитить ее было невозможно. Процесс против Ходорковского он определил как политический и обосновал это обстоятельствами, свидетелем которых в ту пору был.

Многое объяснил суду экс-глава Центробанка России Виктор Геращенко. Например, он рассказал, что в 2003 году ЮКОСу дважды поступали предложения о продаже доли акций за 40 и 25 миллиардов долларов от зарубежных компаний, что свидетельствует о финансовой прозрачности предприятия. «Американцы просто так таких денег платить не будут. Естественно, они проверили всё». И еще он много интересного поведал, в том числе про попытку захвата активов ЮКОСа подставной мошеннической фирмой под таинственной вывеской «Байкалфинансгрупп», нигде не значившейся, но о которой, как мы помним, Путин проговорился, что хорошо знает составляющих эту группу людей. Что касается обвинения в хищении нефти, то Геращенко в сердцах сказал о нем просто: «Чушь собачья!».

Позицию Касьянова и Геращенко как свидетелей защиты можно было предсказать – они в оппозиции к режиму. Эдуард Лимонов высказал удивление тем фактом, что Касьянову дали возможность выступить в суде. «Я не знаю, чем это объяснить», – сказал он. А Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко», предположил, что таким образом власть хотела связать Ходорковского с Касьяновым в одну компанию, чтобы очернить обоих. Так или не так, но сенсацией это не выглядело. Настоящей сенсацией стали свидетельства высокопоставленных чиновников нынешнего режима Германа Грефа и Виктора Христенко, которых судья Данилкин, как ни странно, по просьбе защиты согласился вызвать в суд. В списке свидетелей, о которых ходатайствовала защита, значились также Путин, Сечин, Кудрин, но для их вызова судья «законных оснований» не нашел.

Герман Греф, ныне глава Сбербанка, в годы, затрагиваемые обвинением Ходорковского, был первым замминистра госимущества, и в его компетенции были взаиморасчеты за добываемую нефть.

Скупка ЮКОСом нефти у дочерних добывающих компаний производилась по ценам, значительно более низким, чем устанавливавшаяся в европейских портах с учетом транспортных затрат и налогообложения. Обвинением такая практика инкриминируется как «один из способов хищения нефти». И вот Герман Греф заверил суд, что «иначе и быть не может», т. е. всё было законно.

Виктор Христенко, ныне возглавляющий министерство промышленности и торговли, тогда был министром топлива и энергетики. Нефть, сказал он в судебном присутствии, сдавалась ЮКОСом в систему «Транснефти», случаи ее хищения из трубопроводов посредством незаконных врезок имели место, и это проблема охраны трубопроводов, но хищение в объемах миллионов тонн ему неизвестны. К тому же, добавил он, если нефть пропала после сдачи ее ЮКОСом в трубу «Транснефти», то ответственность должен нести владелец трубопровода, т. е. государство.

Итак, высокопоставленные государственные чиновники своими показаниями в суде фактически опровергают государственное обвинение. Как это могло случиться и чем это можно объяснить? Понятно, что присоединиться в суде к обвинению и врать в унисон с прокурорами они не могли. Но почему судье разрешили их вызвать? Почему босс разрешил им явиться? Я думаю, что до главных вершителей этого судебного произвола теперь дошло, что глупое обвинение их порочит и, дабы выкрутиться из этого неприличия, надо это обвинение как-то подправить. Возможно, обвинение в хищении нефти теперь решили снять, оставив или придумав другие, которых тоже хватит для осуждения, – ну, пусть не на 22 года, пусть на 10 или на 5, потом еще что-нибудь добавят, а пока: «Да здравствует советский суд, самый справедливый суд в мире!», как, помнится, воскликнул персонаж фильма «Кавказская пленница».

Более оптимистичным выглядит заключение французской газеты Le Figaro: «Тиски Кремля разжимаются». Хотя тут же и оговорки: «Свободный Ходорковский будет представлять из себя симбиоз Монте-Кристо и Нельсона Манделы… Его освобождение может повредить нефтяным интересам некоторых высокопоставленных государственных лиц… Освобождение столь одиозных фигур, как Лебедев и Ходорковский, может поставить в неловкое положение нынешних владельцев активов ЮКОСа и инициаторов суда над бизнесменами». Вот тут я повторю, что коль скоро это может повредить интересам известных лиц или поставить их в неловкое положение, эти лица, пока обладают абсолютной властью, что называется упрутся рогом. В чем Le Figaro права, так это в том, что «травля Ходорковского вредит имиджу российской власти, которая в последнее время пытается придать себе более либеральные черты».

Из недавних новостей: «В Москве прошли шестые по счету «Ходорковские чтения», организуемые ежегодно обществом «Мемориал», институтом «Общественный договор» и фондом ИНДЕМ. Форум, собравший весь цвет российского демократического экспертного сообщества, искал ответы на вопросы о возможных выходах из экономической и научно-технической отсталости, а также возможном выходе из бесконечного, как сериал ужасов, «дела ЮКОСа». Выводы из целого дня первоклассной дискуссии малоутешительны. Власть… не заинтересована в развитии страны… Показано крайне негативное воздействие «дела ЮКОСа» на деградацию государственных институтов, правоохранительной и судебной системы, рост коррупции, снижение деловой активности и низкий уровень инвестиций». Все разговоры о модернизации ни к чему, ибо, по выражению Леона Арона из American Enterprise Institute, «дорога в российскую Силиконовую долину идет от дверей тюремной камеры Михаила Ходорковского».

То, что на виду у всего мира происходит в Хамовническом суде, хорошо обрисовал по выходе из зала суда один из свидетелей защиты: «Это просто палата № 6. Даже не цирк… Прокурор… чего-то у него с психикой… Может, провериться ему надо… уж очень он прыгает, весь трясется». Это о надзирающем прокуроре Лахтине – прыгает, весь трясется. Еще бы – надеялся сменить полковничьи погоны на генеральские, а с поручением не справляется, и грозит ему теперь крах карьеры.

Читая на сайте пресс-центра Ходорковского постоянно фиксируемые там материалы судебных заседаний, прихожу к выводу о безусловной победе защиты над обвинением. Но это пока только моральная победа, до юридического ее подтверждения, боюсь, придется еще долго ждать. Это подтверждение в принципе я считаю возможным, однако не внутри суда и даже не внутри страны, а только при привлечении к этому делу мировой общественности. Хорошо, что этим занялся теперь лауреат Нобелевский премии Эли Визель («ЕМ» № 949), но почему в стороне главы государств и правительств? Вот, например, фрау Меркель, побывавшая недавно в Москве, – неужели думает, что исход дела Ходорковского ее не коснется? Коснется ведь обязательно, как и других, из пресловутой политкорректности предпочитающих невмешательство. Пора бы вникнуть в «дело ЮКОСа» и нашему президенту. Какая же может быть без этого «перезагрузка» отношений с Россией?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора